Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2020 г. N Ф07-12855/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А21-14199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9020/2020) общества с ограниченной ответственностью "УК "Цветной Бульвар" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 по делу N А21-14199/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Цветной Бульвар"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным и отмене приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Цветной Бульвар" (далее - ООО "УК "Цветной Бульвар", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным и отмене приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК-4037/пр от 22.07.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома N 79Б корпус 2 по пр. Калининградский г. Светлогорск как нарушающего права и законные интересы, как заявителя, так и собственников помещений многоквартирного дома N 79Б корпус 2 по пр. Калининградский г. Светлогорск; об обязании Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области внести изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома N 79 Б корпус 2 по пр. Калининградский г. Светлогорск с 01.06.2019.
Решением от 17.02.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 17.02.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом был представлен утвержденный общим собранием собственников договор управления, в связи с чем наличие подписей собственников не является обязательным. Кроме того, по мнению подателя жалобы, основания для проведения проверки отсутствовали.
Распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 дело передано на рассмотрение судье Фуркало О.В.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.03.2019 на сайте Администрации Светлогорского городского округа в разделе "Новости" было опубликовано уведомление о наличии оснований для исключения МКД N 79Б корпус 1 по ул. Калининградский проспект в г. Светлогорск из реестра лицензий Калининградской области. Корпус 1 и Корпус 2 спорного МКД взаимосвязаны общими инженерными системами.
Собственники спорного МКД Корпус 2 на внеочередном общем собрании, проведенном с 20.04.2019 по 30.05.2019 в форме очно - заочного голосования, приняли решение о расторжении (прекращении) договора управления с ООО УК "Раушен Комфорт" и выборе управляющей компании ООО "УК "Цветной Бульвар" и утверждении с ней договора управления спорного МКД.
С 01.06.2019 ООО "УК "Раушен Комфорт" фактически деятельность по управлению спорным МКД не осуществляло.
09.07.2019 в Министерство поступило обращение ООО "УК "Цветной Бульвар" по вопросу включения МКД N 79Б корпус 2 пр. Калининградский г. Светлогорск Калининградской области в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Приказом от 22.07.2019 N ЖК-4037/пр Министерство отказало во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении спорного МКД, а именно во включении в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество в связи с несоответствием заявления и документов, предоставленных лицензиатом, требованиям пп. а (пп. "а", "в" п. 3) п. 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", а именно в связи с отсутствием копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, копии договора управления, условия которого утверждены решением собрания собственников помещений в МКД.
Посчитав, что указанный приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления, при этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Так как деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статьей 192 ЖК РФ, подпункт 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), то в силу части статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Общество представило Министерству такие документы, как заявление о внесении изменений в реестр; копия протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 (с приложениями, решения собственников представлены в виде оригиналов); копия договора управления МКД N 010619/2 от 01.06.2019 (с приложениями).
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В данном случае договор управления МКД N 010619/2 от 01.06.2019 подписан только ООО "УК "Цветной бульвар".
По мнению Общества, представленная редакция договора утверждена собственниками МКД на общем собрании, что отображено в протоколе от 31.05.2019 N 1, в связи, с чем отсутствие подписи на договоре собственников и отсутствие подписанного реестра об одобрении редакции договора не являются основанием для отказа во включении МКД в реестр лицензий Калининградской области.
Вместе с тем, Министерством проведена внеплановая документарная проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 31.05.2019 N 1.
По результатам проверки установлено, что протокол общего собрания от 31.05.2019 N 1 не соответствует требованиям к оформлению реквизитов протокола общего собрания, установленным частью 4 статьи 45 ЖК РФ и пунктами 8, 13, 15, 20 (пп. "а", "б", "г"), 21, 22 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
В силу части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в Жилищном кодексе Российской Федерации, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещений в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Из материалов дела следует, что сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в МКД было размещено на информационных досках.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что собственниками помещений МКД был утвержден данный способ направления сообщения о проведении общего собрания собственников. Документы, подтверждающие направление сообщения о проведении общего собрания иным способом, отсутствуют.
Указанное свидетельствует о нарушении порядка уведомления собственников о проведении общего собрания, предусмотренного частью 4 статьей 45 ЖК РФ.
При этом, собрание в очной форме не проводились, собственники, обратившиеся с жалобой на действия управляющей компании, указали, что о проведении собрания в очно-заочной форме не знали, с договоров управления МКД не знакомы и его не подписывали.
Кроме того, в представленном Обществом протоколе общего собрания от 31.05.2019 N 1 в нарушение пункта 8 Приказа N 44/пр не указано место передачи оформленных решений собственников (однако указана дата и место подсчета голосов.
В нарушение пункта 13 Приказа N 44/пр сведения о присутствующих лицах отсутствуют.
В нарушение пункта 15 Приказа N 44/пр список лиц, приглашенных и присутствующих лиц отсутствует.
В нарушение пункта 20 Приказа N 44/пр отсутствуют такие приложения, как реестр собственников помещений, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений (подпункт "а"), копия текста сообщения о проведении общего собрания (подпункт "б"), список присутствующих и приглашенных лиц (подпункт "г").
В нарушение пункта 21 Приказа N 44/пр приложения к протоколу общего собрания не пронумерованы. Страницы протокола общего собрания и приложений не сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола не подписана председателем общего собрания.
В нарушение пункта 22 Приказа N 44/пр дата проставления подписи секретаря общего собрания отсутствует.
Таким образом, Обществом допущены существенные нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 31.05.2019 N 1.
Учитывая, что сам протокол общего собрания от 31.05.2019 N 1 составлен с грубыми дефектами, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный документы не может достоверно свидетельствовать о волеизъявлении собственников помещений МКД, направленном в том числе на выбор управляющей компании и на утверждение договора управления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление и документы, представленные лицензиатом, не соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем приказ Министерства об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области и возврате заявления и документов вынесен правомерно.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 по делу N А21-14199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14199/2019
Истец: ООО "УК "Цветной Бульвар"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12855/20
20.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9020/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-14199/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-14199/19