г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-172696/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Новомосковская акционерная компания "Азот"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 ноября 2023 года по делу N А40- 172696/23,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Акционерному обществу "Новомосковская акционерная компания "Азот" (ОГРН: 1027100507378, ИНН: 7116000066)
о взыскании.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Новомосковская акционерная компания "Азот" о взыскании задолженности в размере 14 083 руб. 20 коп.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 307, 309, 310, 428 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 156, 226-229, 319 АПК РФ, решением от 27 ноября 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, что между ОАО "РЖД" и АО "Новомосковская акционерная компания "Азот" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 31 января 2022 года N 7-11/146.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
04.07.2022 г. на промежуточной станции Маклец МСК по приказу N 8393 отставлен от движения поезд N 3601 с индексом 2265-267-2264. В составе поезда 67 вагонов (контейнеров) адресованы ответчику Акционерному обществу "Новомосковская акционерная компания "Азот", по причине, зависящей от ответчика (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Северная МСК в связи с непринятием ранее прибывших вагонов в адрес ответчика).
Извещение от N 1946 о задержке поезда N 3601 с индексом 2265-267-2264 передано 04.07.2023 г. представителю ответчика Климушкиной Н.В. От проставления подписи в извещении представитель АО "НАК "Азот" отказалась, о чем составлен акт общей формы N5011 от 04.07.2022 г.
04.07.22 оформлен акт общей формы N 2354 на промежуточной станции Маклец МСК, согласно которому поезд N 3601 с индексом 2265-267-2264 отставлен от движения в связи с неприемом поезда станцией назначения по причинам, зависящим от грузполучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 3601 с индексом 2265-267-2264 по приказу N 7998 поднят с промежуточной станции Маклец МСК и отправлен на станцию назначения Северная МСК.
04.07.22 на промежуточной станции Маклец МСК оформлен акт общей формы N 2368, согласно которому поезд N 3601 с индексом 2265-267-2264 в составе 67 вагонов снят с простоя и отправлен на станцию назначения. Окончание простоя 06.07.22.
Извещение от 06.07.2022 N 1947 об отправлении поезда передано 04.07.2023 г. представителю ответчика Климушкиной Н.В. От подписания извещения представитель АО "НАК "Азот" отказалась, о чем составлен акт общей формы N5064 от 06.07.2022 г.
По прибытии поезда на станцию назначения Северная МСК составлен акт общей формы от 06.07.2022 N 5030 о простое поезда на промежуточной станции Маклец МСК с 04.07.2022 по 06.07.2022 по причине, зависящей от грузополучателя.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, представленными в материалы дела.
Согласно параграфа 8 Договора количество вагонов, в каждой группе, одновременно сдаваемой "Владельцу" по станции Северная МСК на железнодорожный путь N 9 устанавливается не более 47 вагонов по весу не более 3000 тонн.
О занятости путей станции назначения Северная МСК в период с 04.07.22 по 06.07.22 ранее прибывшими вагонами по причине, зависящей от ответчика (грузополучателя), и нарушении ответчиком технологического срока оборота ранее поданных на его путь вагонов свидетельствуют составленные акты общей формы, ведомости подачи уборки вагонов, памятки приемосдатчика приложенные к иску, а также анализ занятости пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ.
Согласно пунктам 2.1, 2.3 Приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Ответчику начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования за период с 04.07.2022 по 06.07.2022 на общую сумму 14 083,20 рублей.
Сумма платы рассчитана за период, указанный в актах общей формы, по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015.
О начислении платы за нахождение вагонов на путях общего пользования составлен акт общей формы N 5078 от 07.07.2022, подписанный представителем ответчика без замечаний, а также составлена накопительная ведомость N 080748.
В адрес ответчика направлялась претензия N 23/215 от 23.06.2023 г. об уплате начисленных платежей, которая не удовлетворена.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Судом первой инстанции дана правовая оценка доводам и документам, представленным в материалах дела, в связи с чем суд сделал обоснованный вывод о нарушении Ответчиком сроков оборота вагонов.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика на весь период простоя вагонов на станции назначения именно в ожидании их подачи на выставочный путь АО "НАК "АЗОТ", согласно памяток приемосдатчика, которые согласованы АО "НАК "АЗОТ" без замечаний, именно Ответчиком несвоевременно возвращались вагоны на выставочный путь, тем самым нарушались сроки оборота вагонов.
В соответствии с п. 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26) "При задержке вагонов, независимо от их принадлежности на железнодорожной станции в ожидании подачи их па железнодорожный пучь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт обшей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перезозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов".
В период с период с 04.07.22 по 06.07.22 на путях общего пользования железнодорожной станции Северная по вине грузополучателя АО "Новомссковская акционерная компания "Азот" задержаны и простаивали вагоны, не принадлежащие перевозчику.
В соответствии со ст. 34 ФЗ N 18-ФЗ от 10.01.2003 года "Устав железнодорожного транспорта РФ" перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах и о времени их подачи. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Параграфом 6 Договора предусмотрен электронный документооборот посредством системы АС ЭТРАН.
Также согласно заявлению о присоединении N 906/ЦФТО ЭОД-17 от 01.04.2017 г. АО "ПАК "Азот" в соответствии со ст. 428 ГК РФ присоединилось к соглашению об оказании услуг связанных с организацией электронного документооборота, посредством программного обеспечения АС ЭТРАН.
В соответствии с §5 и §6 Договора Ответчик уведомлен о прибытии и готовности контейнеров к подаче за 2 часа до их подачи. В соответствии со ст. 36 У)ЕСТ РФ и п. 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 года по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз грузополучателю, а грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз. На момент подачи спорных вагонов выставочные пути заняты ранее прибывшими вагонами, вновь прибывшие вагоны остались стоять на путях общего пользования в ожидании подачи. После получения от АО "Новомосковская акционерная компания "Азот" уведомления о готовности к уборке ранее прибывших вагонов, вышеуказанные вагоны были сняты с простоя. Руководствуясь приказом Минтранса от 20.07.2020 г. N 256, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г., Перевозчиком были составлены акты общей формы на началэ и окончание задержки N 2354 от 04.07.2022 г. и N 2368 от 06.07.2023 г.
На станцию назначения Северная вагоны в вышеупомянутом поезде прибыли с истекшим сроком доставки. По прибытию вагонов на станцию назначения Северная Московской железной дороги был составлен итоговый акт общей формы N 5031 от 06.07.2022 г. с увеличением срока доставки по причине задержки по неприему поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования. Также был составлен акт общей формы для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования АО "НАК "Азот" N 5078 от 07 июля 2022 г.
Причиной нахождения вагонов в составе поезда N 3601 индекс 2265-267-2264 на промежуточной станции Маклец Московской железной дороги явилось невозможность приема вагонов в связи с занятостью путей общего пользования по причине чрезмерного количества заадресованного порожнего подвижного состава в адрес АО "Новомосковская акционерная компания "Азот".
За нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования промежуточной станции Маклец в составе поезда N 3601 индекс 2265-267-2264,еледовавшего в адрес АО "НАК "Азот" на железнодорожную станцию Северная, начислена плата в размере 11736 руб., с учетом НДС 14 083,20 руб.
В материалы дела со стороны ОАО "РЖД" в полном объеме представлены документы в обоснование предъявляемых требований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство) оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении 2 часов с момента направления Клиенту уведомления о готовности подачи вагонов ГУ-2в ВЦ/Э (при подключении Клиента к соглашению об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (далее - Соглашение об ЭОД), либо направления уведомления о готовности подачи порядком, предусмотренным договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов (далее - Договора).
Пунктом 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее -Правила), установлено, что на каждый случай задержки вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, составляется акт общей формы ф.ГУ-23ВЦ с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. При этом, уведомление о готовности подачи вагонов необходимо оформлять на все вагоны, прибывшие в адрес Клиента.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Требование пункта 4.7 Правил о наличии основания для начисления платы при нарушении ее стороны грузополучателей, получателей технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов распространяется только на процесс взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами.
Таким образом, освобождение Клиентов от платы за время ожидания подачи, приема вагонов ввиду занятости грузового фронта при соблюдении установленных договорами технологических норм на выполнение грузовых операций или технологических сроков оборота вагонов нормами транспортного законодательства не предусмотрено.
С учетом требований пункта 2.3. Тарифного руководства, в зависимости от наличия или отсутствия у Клиента Соглашения об ЭОД окончание простоя вагонов в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов осуществляется следующим образом:
- при наличии Соглашения об ЭОД, после готовности Клиента к приему вагонов, простаивающих на путях общего пользования, Клиент направляет уведомление ф. ГУ-2г ВЦ/Э о готовности к приему вагонов. Приемосдатчик оформляет акт общей формы ф.ГУ-23ВЦ на окончание простоя вагонов, указанных в уведомлении ГУ-2г ВЦ/Э.
Вне зависимости от наличия или отсутствия у Клиента Соглашения об ЭОД, оставшаяся партия вагонов продолжает простаивать на путях общего пользования по ответственности Клиента.
У ОАО "РЖД" отсутствует необходимость обоснования невозможности ОАО "РЖД" уборки части ранее поданной партии вагонов с пути необщего пользования, по которой получено уведомление о завершении грузовой операции ГУ-26.
Пунктом 3.6 Правил установлено, что уборка части поданной группы вагонов это право перевозчика, а не обязанность.
В этой связи, уборка части поданной партии вагонов может быть осуществлена при наличии технических и технологических возможностей. Дальнейшая подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования осуществляется только после получения от Клиента уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке ГУ-26 на оставшуюся часть поданной партии вагонов.
Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" в материалы дела со стороны в полном объеме представлены документы в обоснование предъявляемых требований.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2023 года по делу N А40- 172696/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172696/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "НОВОМОСКОВСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "АЗОТ"