г. Вологда |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А66-11445/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой Д.С.,
при участии от Колхоза "Заветы Ленина" Гулипп А.А. по доверенности от 01.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу колхоза "Заветы Ленина" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2020 года по делу N А66-11445/2019,
УСТАНОВИЛ:
Колхоз "Заветы Ленина" (адрес: 172043, Тверская область, Торжокский район, деревня Альфимово; ОГРН 1026901910210, ИНН 6943000320; далее - Колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Администрации Торжокского района Тверской области (адрес: 172002, Тверская область, город Торжок, улица Луначарского, дом 2; ОГРН 1026901913598, ИНН 6943000471; далее - Администрация) в предоставлении истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000031:1078, изложенный письме от 13.05.2019 N 02-41/1449, незаконным и обязании ответчика устранить допущенные нарушения, осуществить подготовку проектов договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000031:1078 в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство лесного хозяйства Тверской области, Правительство Тверской области, Государственное казенное учреждение Тверской области "Торжокское лесничество Тверской области".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2020 года по делу N А66-11445/2019 в иске отказано.
Колхоз с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Содержание письма ответчика от 13.05.2019 фактически выражает отказ в предоставлении земельного участка в собственность, так как такая форма взаимодействия, как направление писем рекомендательного характера, не предусмотрена действующим законодательством. Ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии у него на момент принятия оспариваемого отказа оснований, установленных статьей 39,16 ЗК РФ, а также доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте, либо имеются иные законные препятствия для принятия решения о предоставлении земельного участка заявителю в собственность за плату.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Колхоза поддержал доводы жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили
Администрация и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 69:33:0000031:1078 площадью 312679 кв. м. с видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Тверская область, Торжокский район, Сукромленское сельское поселение, в границах колхоза "Заветы Ленина".
Заявитель 24.08.2018 обратился в Администрацию с заявлением (исх.N 1/18) о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Ответчик письмом от 01.10.2018 N 02-41/3315 уведомил заявителя о направлении запроса в Министерство лесного хозяйства о том, является ли данный земельный участок землями лесного фонда, в связи с тем, что на данном участке имеются лесные земли, не прошедшие лесоустройство и входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Истец 05.12.2018 обратился к ответчику с просьбой сообщить о принятом решении по первоначальному заявлению (письмо исх.8/18 от 05.12.2018).
Ответчик 07.12.2018 указал в письме N 02-41/4144, что первоначальное заявление от 24.08.2018 будет рассмотрено после направления в адрес Администрации заявления колхоза о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком.
Колхоз 21.03.2019 направил в адрес Администрации заявление (исх. 1/19) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 69:33:0000031:1078 в целях оформления права собственности на данный земельный участок.
Согласно Письму Министерства лесного хозяйства Тверской области от 15.10.2018 N 5619/07-07 земельный участок с кадастровым номером 69:33:0000031:1078, покрыт лесной растительностью (лесом). Во исполнение распоряжения Правительства Тверской области от 06.06.2018 г. N 220-рп "Об усилении охраны лесов, лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд" для недопущения неправомерных рубок на землях сельскохозяйственного назначения, Министерство просило учесть указанную информацию об имеющихся обременениях на земельном участке в виде лесных насаждений.
Учитывая вышеизложенное, письмом от 13.05.2019 N 02-41/1449 Администрацией предложено заявителю рассмотреть вопрос о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000031:1078 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Полагая, что содержание указанного ответа фактически выражает отказ Администрации в предоставлении участка, а также что такой отказ является незаконным, Колхоз обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в удовлетворении иска, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 7 этой же статьи Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов настоящего дела следует, что спорный земельный участок покрыт древесной растительностью (лесом).
Согласно ГОСТ 18486-87 "Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 N 4445 лес - это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, на земельных участках сложилась экологическая система - лес.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 2 указанной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статья 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, непригодны для осуществления сельскохозяйственного производства, то есть использование земельных участков, в соответствии с заявленной целью не представляется возможным, в виду фактического состояния земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
В силу статьи 123 ЛК РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Распоряжения Правительства Тверской области от 06.06.2018 N 220-рп "Об усилении охраны лесов, лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд" при предоставлении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения необходимо обращаться в Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области за получением информации (справок) об отсутствии (наличии) ограничений и обременении для их предоставления в соответствии с требованиями законодательства. Предоставление указанных земельных участков осуществлять только после получения соответствующей информации (справок) об отсутствии ограничений и обременении для их предоставления.
Во исполнение вышеуказанного нормативно-правового акта Администрация обратилась в Министерство лесного хозяйства Тверской области за получением соответствующей информации (письмо от 09.09.2018 г. N 02-26/3177).
15 октября 2018 года Министерство направило ответ на письмо N 02-26/3177 о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:33:000031:1078 покрыт древесной растительностью (лесом).
Кроме того, в соответствии с письмом ГКУ Тверской области "Торжокское лесничество Тверской области" от 02.07.2019 "Об изменении законодательства" последний информировал Главу администрации Торжокского района Тверской области о запрете использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, покрытых древесной растительностью, до установления Правительством РФ особенностей использования лесов.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, доказательств перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не представлено.
Поскольку испрашиваемые земли сельскохозяйственного назначения покрыты лесом и не пригодны для осуществления сельскохозяйственного производства, суд первой инстанции обоснованно заключил, что использование в дальнейшем истцом указанного земельного участка, в соответствии с заявленной целью не представляется возможным ввиду фактического состояния земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 апреля 2020 года по делу N А66-11445/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу колхоза "Заветы Ленина"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11445/2019
Истец: КОЛХОЗ "ЗАВЕТЫ ЛЕНИНА", КОЛХОЗ "ЗАВЕТЫ ЛЕНИНА" в лице представителя Гулиппа А.А.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Тверской области "Торжокское лесничество Тверской области", Министерство лесного хозяйства Тверской области, Правительство Тверской области