г. Москва |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А40-54211/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ТРАНС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 мая 2020 года
по делу N А40-54211/20, принятое судьей Хайло Е.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ТРАНС"
(ОГРН: 1197746482042; юр. адрес: 109387, г. Москва, ул. Егорьевская, д. 7, стр. 16, эт./пом./ком. 2/1/3)
о взыскании 1 035 351 рубля 60 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕВРО-ТРАНС" (далее - ООО "ЕВРО-ТРАНС", ответчик) о взыскании 1 035 351 рубля 60 копеек штрафа.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоразмерность взыскиваемой суммы штрафа последствиям нарушенных им обязательств.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции 20.07.2020 стороны своих представителей не направили.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ОАО "РЖД" и ООО "Евро - Транс" на основании ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) заключен договор на перевозку груза в вагоне N 29045168, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭУ858654.
В силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), сведения о наименовании груза в накладной заполняются грузоотправителем.
Согласно сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной N ЭУ858654 ООО "Евро - Транс" с железнодорожной станции Люблино - Сортировочное Московской железной дороги (станция отправления) до железнодорожной станции Новосибирск - Главный Западно - Сибирской железной дороги (станция назначения) отправляло груз второго тарифного класса - хлопья овсяные, крупа перловая, материалы строительные, фильтры керамические (далее - груз).
Тариф за перевозку (провозная плата) поименованного в транспортной железнодорожной накладной N ЭУ858654 груза составил 74 430 рублей.
Статьей 27 Устава установлено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Данное право было реализовано ОАО "РЖД" 26 ноября 2019 года на станции назначения путем проведения проверки груза, находящегося в вагоне N 29045168.
В ходе такой проверки было установлено, что фактически в вышеуказанный вагон грузоотправителем был погружен иной груз, а именно, груз третьего тарифного класса - торговое оборудование, ткань, одноразовая посуда, дрожжи, специи, насосы, электротовары, сантехника, сухофрукты, ламинат, запасные части к авто, пленка - стрейч и другое. То есть было выявлено несоответствие наименования груза, указанного в перевозочных документах (транспортной железнодорожной накладной N ЭУ858654), фактически находящегося в вагоне N 29045168.
Согласно ст. 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Вышеуказанные обстоятельства были подтверждены коммерческим актом N ЗСБ1905023/2 от 21.11.2019 и актом общей формы N 1/5039 от 21.11.2019.
Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003 N 47-т/5).
Провозная плата за груз, заявленный ответчиком к перевозке (груз второго тарифного класса), составила 74 430 рублей.
В то время как провозная плата за фактически перевезенный груз (груз третьего тарифного класса) составила 181 398 рублей., что подтверждается прилагаемым расчетом провозной платы по Прейскуранту N 10-01.
То есть грузоотправителем стоимость перевозки за счет вышеуказанных искажений сведений о грузе была снижена (занижена).
Разница в провозной плате составила 106 968 рублей (без учета НДС). С учетом НДС провозная плата составила 128 361 рубль 60 копеек.
Добор тарифа не взыскан на станции назначения.
Согласно ст. 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Сумма штрафа в соответствии со ст. 98 Устава РФ равна пятикратной провозной плате за перевозку фактически перевозимого груза: 906 990 рублей.
Таким образом, общая сумма исковых требований составляет 1 035 351 руб. 60 коп.
В рамках процедуры досудебного урегулирования вопроса об оплате грузоотправителем данного штрафа и добора, Перевозчиком в адрес ООО "ТК Вектор" была направлена претензия N 12269/МСК ТЦФТО от 09 декабря 2019 года.
Доводы жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Исходя и правовой позиции, данной в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Исходя из пункта 77 Постановления N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1, 2 статьи 333 ГК РФ).
Таким образом, неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности должника в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, носит компенсационный характер по отношению к возможным убыткам кредитора, направленный на восстановление нарушенных прав кредитора, а не карательный (штрафной) характер.
При определении размера неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, суд обязан учитывать необходимость соблюдения баланса интересов сторон и не допускать нарушения прав добросовестной стороны обязательства, денежными средствами которого пользуется просрочивший должник. Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание доводы ответчика о чрезмерности размера заявленной неустойки, проверив представленный в материалы дела расчет истца суммы исковых требований, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания размера взыскиваемой неустойки несоразмерным последствиям нарушенных ответчиком обязательств, доказательств такой несоразмерности материалы дела также не содержат.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2020 года по делу N А40-54211/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54211/2020
Истец: ОАО РЖД в лице филиала Московская железная дорога
Ответчик: ООО "ЕВРО-ТРАНС"