город Томск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А45-45131/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (N 07АП-5179/2020) на решение от 19.05.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-45131/2019 (судья Пахомова Ю.А), по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области, г. Бердск к обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" (ОГРН 1175476096542), г. Бердск, о взыскании финансовых санкций за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 5 000 руб.
Третье лицо: ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Кедр" Хоментовский Олег Всеволодович,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - управление) государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее по тексту - общество, страхователь) финансовых санкций за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 5 000 руб.
Определением от 10.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Кедр" Хоментовский Олег Всеволодович.
Решением от 19.05.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права и его выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Страхователь не исполнил обязанность по представлению сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (форма СЗВ-М) за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Нарушение законодательства выявлено по результатам камеральной проверки страхователя и документально подтверждено. Несвоевременное предоставление форм СЗВ-М либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой возможность нарушения пенсионных прав застрахованных лиц.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области при проведении проверки достоверности, правильности заполнения, своевременности и полноты представленных страхователем сведений выявлено расхождение между сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представленными страхователем 20.02.2019 за 2018 год (форма СЗВ -СТАЖ "исходная"), и предусмотренными пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (форма СЗВ-М), а именно, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 года (с 01.01.2018 по 31.12.2018) указаны сведения о Хоментовском Олеге Всеволодовиче, в отношении которого сведения по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года не представлены.
По мнению пенсионного фонда, страхователь не исполнил обязанность по представлению в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (форма СЗВ-М за март, апрель, май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года).
По результатам камеральной проверки пенсионным фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.04.2019 N N 064S18190014056, 064S18190014058, 064S18190014059, 064S18190014060, 064S18190014091, 064S18190014096, 064S18190014108, 064S18190014112, 064S18190014119, 064S18190014126.
Указанные акты направлены в адрес страхователя, что подтверждается представленным в материалы дела реестром почтовых отправлений.
21.05.2019 пенсионным фондом вынесены решения N N 064S19190018371, 064S19190018377, 064S19190018382, 064S19190018383, 064S19190018395, 064S19190018396, 064S19190018397, 064S19190018398, 064S19190018402, 064S19190018406 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении финансовых санкций к страхователю в размере 5 000 руб., то есть применение финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении 10 застрахованных лиц (по одному в каждом периоде) согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Решения направлены в адрес страхователя, что подтверждается представленным в материалы дела реестрами почтовых отправлений от 22.05.2019, 24.05.2019.
На основании указанных решений пенсионным фондом 18.06.2019 вынесены требования N N 064S01190018553, 064S01190018554, 064S01190018555, 064S01190018556, 064S01190018557, 064S01190018558, 064S01190018559, 064S01190018561, 064S01190018562, от 20.06.2019 N 064S01190019115 об уплате финансовой санкции в срок до 08.07.2019 и 12.07.2019.
Требования направлены в адрес страхователя, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами почтовых отправлений от 19.06.2019, 21.06.2019.
Указанные требования в установленный срок страхователем не исполнены, в связи, с чем заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный фонд, исходя из положений статьи 9 АПК РФ, не доказал состав вменяемого страхователю нарушения.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац 5 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения представляются по форме "сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предусматривает, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность пенсионного фонда по направлению страхователю при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомления об устранении имеющихся расхождений. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Данная обязанность пенсионного фонда предусмотрена также в пункте 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н), согласно которому при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Исходя из изложенного, по результатам сверки пенсионный фонд в силу положений указанных актов, обязан направить в адрес страхователя уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Управления.
В судебном заседании установлено, что общество представило в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ -М за март, апрель, май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года на 0 застрахованных лиц.
02.03.2019 страхователем в пенсионный фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная), ОДВ-1 (исходная) за 2018 год на 1 застрахованное лицо.
При проведении проверки достоверности, правильности заполнения, своевременности и полноты представленных страхователем сведений пенсионным фондом выявлено расхождение между сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представленными страхователем за 2018 год (форма СЗВ-СТАЖ "исходная"), и предусмотренными пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (форма СЗВ-М), а именно, в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год (с 01.01.2018 по 31.12.2018) указаны сведения о Хоментовском Олеге Всеволодовиче, однако, в сведениях в форме СЗВ-М за периоды март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года сведения о данном застрахованном лице не указаны.
Данное обстоятельство страхователем документально не опровергнуто.
Апелляционный суд поддерживает правильный вывод суда первой инстанции о том, что пенсионным фондом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств направления в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у управления.
Пенсионным фондом в вину страхователя вменяется непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, однако, судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения по форме СЗВ-М за указанный периоды представлены обществом своевременно, однако, в них отсутствуют сведения о застрахованном лице Хоментовском О.В.
По смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения (следует из приложенных к заявлению пенсионного фонда документов) персонифицированного учета, содержащие, по мнению пенсионного фонда, недочеты, ошибки, могут быть исправлены обществом впоследствии в соответствии с действующим законодательством, либо в установленный срок по результатам контроля сведений органом ПФР, но не свидетельствуют о непредставлении в установленный срок сведений.
Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция N 766н не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Кроме того, апелляционный суд учитывает и то, что конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-45131/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-45131/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ БЕРДСКЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КЕДР"
Третье лицо: ООО Ликвидатор "Кедр" Хоментовский Олег Всеволодович, Седьмой арбитражный апелляционный суд