г. Хабаровск |
|
22 июля 2020 г. |
А73-22271/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Улунга": представитель не явился;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: представителя Турчан О.В. по доверенности от 11.11.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Улунга"
на решение от 20.01.2020
по делу N А73-22271/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Улунга"
о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края N 8/721-19 от 30.09.2019 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Улунга" (далее - ООО "Улунга", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, Управление) N 8/721-19 от 30.09.2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.01.2020 в удовлетворении требований общества отказано.
Суд установил, что при обследовании сотрудниками КГКУ "Кербинское лесничество" квартала 278 Кербинского участкового лесничества в выделе 28 обнаружена площадка 0,1 га, на которой расположены экскаватор 2 вагончика, 4 деревянных строения с вещным имуществом, принадлежащие ООО "Улунга", при отсутствии у последнего разрешительных документов на использование лесного участка, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: общество имеет лицензии на право пользования недрами, наличие лицензий дает ему преимущественное право заключить договоры аренды земельных и лесных участков, а также договор водопользования в границах, установленных лицензиями, после согласования технического проекта и установления границ ведения работ; для получения лицензий для непосредственной добычи полезных ископаемых, общество должно произвести поиск и оценку полезных ископаемых на данных участках, это связано с осуществлением бурения скважин в соответствии с техническим проектом; для определения предполагаемых мест бурения и отражения этих данных в проекте на геологическое изучение, специалисты ООО "Улунга" должны непосредственно выехать на участок для оценки местности, а также произвести замеры и фотографирование; наличие имущества ООО "Улунга" и вышеуказанные действия не связаны с самовольным занятием и эксплуатацией земельного участка или лесных насаждений; выводы сотрудника Управления лесами Правительства Хабаровского края не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неверном толковании норм права; сотрудником не указано какие действия из перечисленных в ст. 7.9 КоАП РФ осуществляло общество, которые привели к нарушению законодательства; из постановления не ясно, в чем выразилось виновное поведение юридического лица ООО "Улунга"; данная неопределенность влечет нарушение права заявителя на защиту; должностным лицом допущены существенный нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влечет отмену вынесенного по делу постановления; судом не дана оценка тому обстоятельству, что ООО "Улунга" не осуществляло какую-либо деятельность на территории лесного участка; в действиях ООО "Улунга" отсутствует элементы виновности, незаконности и общественной опасности, а позиция Управления лесами основана на непонимании процедуры проведения поисково-оценочных работ.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление лесами доводы такой жалобы отклонило, просит отказать в ее удовлетворении.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, 14.08.2019 сотрудниками КГКУ "Кербинское лесничество" на основании приказа от 13.08.2019 N 53П "О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков и выдаче планового задания" проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесных участков на территории Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества в квартале 276, выделы 18, 20, 21, 23, 29, 50, 51, в квартале 277, выделы 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, в квартале 278, выделы 11, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.
При обследовании 14.08.2019 квартала 278 Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества в выделе 28 (координаты N 58°17.794' Е 135°02.175') обнаружена площадка размером 0,1 га, на которой расположены один экскаватор, два передвижных вагончика на колесном ходу, четыре деревянных строения бывшего детского оздоровительного лагеря "Робинзон", в которых находилось вещное имущество.
При проведении проверки были взяты объяснения у работника ООО "Улунга" Гостюхина Ф.Е., находящегося на площадке в момент осмотра территории, который пояснил, что передвижные вагончики, техника и вещное имущество принадлежат ООО "Улунга", в его обязанности входит охрана имущества и техники.
При проведении проверки установлено, что разрешительные документы на использование лесного участка у ООО "Улунга" отсутствуют
Результаты проверки зафиксированы в акте о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 15.09.2019 N 2-2019.
При проведении проверки осуществлялась фотосъемка.
Отсутствие разрешительных документом обществом на занимаемый участок является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков.
Определением от 19.08.2019 ООО "Улунга" было извещено о составлении протокола по делу об административном правонарушении на 03.09.2019 в 09 часов 00 минут, которое получено Обществом 28.08.2019, что подтверждается почтовой квитанцией, а также сведениями, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России".
03.09.2019 должностным лицом КГКУ "Кербинское лесничество" Шаловской И.А. в отношении ООО "Улунга" составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя ООО "Улунга", направлен в его адрес 04.09.2019, получен им 13.09.2019.
Определением от 16.09.2019 ООО "Улунга" извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 30.09.2019 на 14 часов 30 минут, которое получено обществом 27.09.2019, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
30.09.2019 должностным лицом Управления лесами Правительства Хабаровского края, в отношении ООО "Улунга" вынесено постановление N 8/721-19 от 30.09.2019 о назначении административного наказания по статье 7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб.
Постановление вынесено в отсутствии представителя ООО "Улунга", получено обществом - 19.10.2019.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, что влечет наложение административного штрафа.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной нормой, выражается в действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
В соответствии с положениями статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
По пункту 3, 4 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515, на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 8 1 - 8 4 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка пользователь недр подает в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, письменное заявление.
В соответствии с пунктом 3.1.1.9 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 N 106-пр уполномоченным органом по рассмотрению материалов и подготовке проектов решений Правительства края о разрешении выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесных участков в установленных лесным законодательством случаях, является министерство природных ресурсов края.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, ЛК РФ, правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244, Административным регламентом предоставления Правительством Хабаровского края государственной услуги по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 06.06.2017 N 63.
Заявителями являются пользователи недр в соответствии с законодательством о недрах, а также лица, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ по геологическому изучению недр, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка.
То есть, нахождение имущества ООО "Улунга" на лесном участке в квартале 278, выделе 28 Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества возможно только на основании договора аренды лесного участка или разрешения на осуществление геологического изучения недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка.
Однако, у ООО "Улунга" отсутствует договор аренды лесного участка, с заявлением о выдаче разрешения на осуществление геологического изучения недр юридическое лицо не обращалось.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ, допускается при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда, исходя из положений пункта 7 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515.
Однако, правоустанавливающая документация на использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых у ООО "Улунга" отсутствует.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, Управление пришло к правомерному выводу о том, что ООО "Улунга" допущено самовольное занятие лесного участка в квартале 278, выделе 28 Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного выше указанной нормой КоАП РФ.
Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, так как каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Оснований для замены штрафа на предупреждение по правилам ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, также не имеется, поскольку самовольное занятие ООО "Улунга" лесного участка в квартале 278, выделе 28 Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества создает угрозу причинения вреда жизни объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно таксационному описанию Кербинского лесничества от 1997 года земельный участок в квартале 278, выделе 28 Кербинского участкового лесничества Кербинского лесничества, относится к нерестоохранным полосам лесов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что назначенное обществу административное наказание в сумме 200000 руб., отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы заявителя жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года по делу N А73-22271/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22271/2019
Истец: ООО "Улунга"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края