Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-14153/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А39-13070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ОГРН 1021300975387, ИНН 1326134322, Республика Мордовия, г. Саранск) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 мая 2020 года по делу N А39-13070/2019, принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ОГРН 1021300975387, ИНН 1326134322, Республика Мордовия, г. Саранск) к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (ОГРН 1021300979490, ИНН 1326135326, Республика Мордовия, г. Саранск); третьи лица: глава крестьянского фермерского хозяйства Костев Алексей Васильевич (ОГРН 310131404800025, ИНН 131401155189, 431282, Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Селищи), глава крестьянского фермерского хозяйства Иевлев Сергей Вячеславович (ОГРН 310131404800014, ИНН 132602208428, 431260, Республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск) о признании недействительными: пункта 2 акта внеплановой выездной проверки от 15.08.2019, пункта 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743
при участии:
от заявителя - Цыбизова Р.М. по доверенности от 22.01.2020 N 2 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Кочергова Е.П. по доверенности от 26.05.2020 N 3 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
от главы крестьянского фермерского хозяйства Иевлева Сергея Вячеславовича - не явился, извещен,
от главы крестьянского фермерского хозяйства Костева Алексея Васильевича - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Минсельхозпрод Республики Мордовия, Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - УФК по Республике Мордовия, Управление) о признании недействительными пункта 2 акта внеплановой выездной проверки от 15.08.2019 и пункта 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требьовани на предмет спора, привлечены глава крестьянского фермерского хозяйства Костев Алексей Васильевич (далее ИП ГКФХ Костев А.В.), глава крестьянского фермерского хозяйства Иевлев Сергей Вячеславович (далее ИП ГКФХ Иевлев С.В.)
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 мая 2020 года по делу N А39-13070/2019 в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743 отказано. Производство по делу в части требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия о признании недействительным пункта 2 акта внеплановой выездной проверки Управления Федерального казначейства Республики Мордовия от 15.08.2019 прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минсельхозпрод Республики Мордовия обратилось с апелляционной жалобой, в которой отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 мая 2020 года по делу N А39-13070/2019 полностью, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя к Управлению Федерального казначейства Республики Мордовия о признании недействительным пункта 1 представления от 3 октября 2019 года N09-12-07/23-8743.
Минсельхозпрод Республики Мордовия считает, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 мая 2020 года по делу N А39-13070/2019 содержит несколько оснований для отмены: 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права. При этом, по мнению заявителя, неправильное применение норм материального права заключается в неправильном истолковании закона. Минсельхозпрод Республики Мордовия настаивает, что предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях ИП ГКФХ Иевлев СВ. и ИП ГКФХ Костев А.В., осуществлялось согласно Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 Февраля 2013 г. N 59. Целевым назначением федеральных средств, поступивших на основании Соглашения о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, является возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам. Следовательно, представленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия ИП ГКФХ Иевлев СВ. и ИП ГКФХ Костев А.В. субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам являются использованными по целевому назначению.
От УФК по Республике Мордовия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15 мая 2020 г. дело N А39-13070/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Минсельхозпрода - без удовлетворения.
От ИП ГКФХ Костева А.В. и ИП ГКФХ Иевлева С.В.поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых третьи лица поддерживают позицию заявителя, просят решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15 мая 2020 г. дело N А39-13070/2019 отменить, а апелляционную жалобу Минсельхозпрода - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях в порядке ст. 81 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Кроме того, представители заявителя уточнили, что судебный акт обжалуется в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным пункта 1 представления от 3 октября 2019 года N 09-12-07/23-8743.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, УФК по Республике Мордовия проведена внеплановая выездная проверка в отношении Минсельхозпрода Республики Мордовия за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
15 августа 2019 по результатам проведения вышеуказанной внеплановой выездной проверки составлен акт, в котором установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 8 718 996,07 рублей, а именно Минсельхозпродом Республики Мордовия в 2017-2018 годах допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидии по виду расходов 523 "Консолидированные субсидии", 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" в сумме 7 516 143,80 рублей, из них в 2017 году - в сумме 4 868 517,00 рублей, в 2018 году - в сумме 2 647 626,8 рублей, и средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделенных в виде субсидии по виду расходов 814 "Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", КОСГУ 242 "Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство" в сумме 1 202 852,27 рублей, из них в 2017 году в сумме 540 945,57 рублей, в 2018 году в сумме 661 906,7 рублей, на цели, не соответствующих целям, определенным условиями их предоставления, а именно, предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях главой КФХ Иевлевым С.В. и главой КФХ Костевым А.В., которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, не занимаются производством сельскохозяйственной продукции и не осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
03 октября 2019 заместителем руководителя УФК по Республике Мордовия в адрес Минсельхозпрод Республики Мордовия вынесено представление N 09-12-07/23-8743, в пункте 1 которого указано, что в нарушение требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 4 статьи 7 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, являющихся приложением N 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (в редакции от 31.03.2017) (далее - Правила N 717), пунктов 8, 18 Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 59 (далее - Порядок N 59), пунктов 1.1. соглашений от 15.02.2017 N 082-08-1065 и от 31.01.2018 N 082-09-2018-452 Минсельхозпродом Республики Мордовия в 2017-2018 годах допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидии по виду расходов 523 "Консолидированные субсидии", КОСГУ 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" в сумме 7 516 143,80 рубля, из них в 2017 году - в сумме 4 868 517,00 рублей, в 2018 году - в сумме 2 647 626,80 рублей, выразившееся в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным условиями их предоставления, а именно, предоставлена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, индивидуальным предпринимателям Иевлеву СВ. и Костеву А.В., зарегистрированным в качестве крестьянских (фермерских) хозяйств, но фактически не осуществлявшим производство сельскохозяйственной продукции и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку с момента регистрации и по 31.12.2018.
По указанному нарушению Минсельхозпроду Республики Мордовия предложено устранить бюджетное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 7 516 143, 80 рублей, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения путем недопущения предоставления субсидий (иных межбюджетных трансфертов) сельскохозяйственным производителям, которые не занимаются производством сельскохозяйственной продукции и не осуществляют первичную и последующую (промышленную) переработку, в срок до 05.11.2019 - по пункту 1 Представления.
Полагая, что пункт 2 акта внеплановой выездной проверки от 15.08.2019 и пункт 1 представления от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743 являются незаконными и нарушающими права заявителя в предпринимательской сфере, Минсельхозпрод Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.
Заявление мотивировано тем, что предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях главой крестьянского фермерского хозяйства Иевлевым С.В. (далее - КФХ Иевлев С.В.) и главой крестьянского фермерского хозяйства Костевым А.В. (далее - глава КФХ Костев А.В.), осуществлялось в полном соответствии с порядком, определенным законодательством. Следовательно, представленные им субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам являются использованными по целевому назначению.
Отказывая в удовлетворении требований Минсельхозпрод Республики Мордовия, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый пункт представления УФК по Республике Мордовия от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Прекращая производство по делу в части требований о признании недействительным пункта 2 акта внеплановой выездной проверки УФК по Республике Мордовия от 15.08.2019, суд первой инстанции исходил из того, что названный акт не является актом, который может быть обжалован в порядке, установленном пунктом 2 статьи 29 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В силу пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N1092), Федеральное казначейство (его территориальный орган) при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Статья 306.4 БК РФ устанавливает, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по направлению: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Пунктом 2 Правил N 717 установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31.12.2016 включительно сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
На основании статьи 78 БК РФ и Правил N 717 постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 N 59 утвержден Порядок N 59, пунктом 8 которого предусмотрено, что целью предоставления субсидий является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Как установлено судом, что глава КФХ Костев А.В. и глава КФХ Иевлев С.В. 30.06.2010 и 03.12.2010 соответственно обратились в Минсельхозпрод Республики Мордовия с заявлениями о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в ОАО "Россельхозбанк" N 102007/0011 от 23.06.2010 на строительство молочной животноводческой фермы на 100 голов и N 102007/0013 от 26.10.2010 на строительство молочной животноводческой фермы на 100 голов, а также приобретение оборудования.
К заявлениям были приложены необходимые документы согласно пункту 11 Порядка N 59.
17 марта 2015 Минсельхозпрод Республики Мордовия заключил соглашения (впоследствии несколько дополнительных соглашений) о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах с главой КФХ Костевым А.В. и с главой КФХ Иевлевым С.В.
Главой КФХ Костевым А.В. и главой КФХ Иевлевым С.В. представлялись расчеты субсидий на возмещение произведенных затрат на уплату процентов по кредиту (займу), полученному заемщиком с приложением к ним первичных документов, подтверждающих перечисление процентов по полученному кредиту.
Минсельхозпродом Республики Мордовия, согласно расчетам субсидий на возмещение произведенных затрат на уплату процентов по кредитам (займам), за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 перечислено: на расчетный счет главы КФХ Костева А.В. субсидии в общей сумме 4 048 649,01 рублей, в том числе: в 2017 году - в общей сумме 2 613 267,01 рублей, их них за счет средств федерального бюджета - 2 351 941,00 рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 261 326,01 рублей; в 2018 году - в общей сумме 1 435 382,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 148 305,60 рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 287 076,40 рублей; на расчетный счет главы КФХ Иевлева СВ. субсидии в общей сумме 4 670 347,06 рублей, в том числе: в 2017 году - в общей сумме 2 796 195,56 рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 2 516 576,00 рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 279 619,56 рублей; в 2018 году - в общей сумме 1 874 151,50 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 499 321,20 рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 374 830,30 рублей.
Как указано в пункте 1 представления УФК по Республике Мордовия N 09- 12-07/23-8743, цель предоставления субсидии, предусмотренная пунктом 1 статьи 78 БК РФ в виде возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не достигнута, поскольку деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработкой, получателями субсидий - главой КФХ Иевлевым С.В. и главой КФХ Костевым А.В. с момента регистрации и по 31.12.2018 не велась.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Мордовиястат от 30.07.2019 N ИП-13-04/134-ТС, из которого следует, что сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2017-2018 годы глава КФХ Иевлев С.В. и глава КФХ Костев А.В. в органы государственной статистики не представляли.
Из постановления прокурора Краснослободского района Республики Мордовия о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании от 06.12.2019 следует, что по итогам прокурорской проверки установлено, что глава КФХ Иевлев СВ. и глава КФХ Костев А.В. финансово-хозяйственную деятельность никогда не осуществляли, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции не занимались, зарегистрировались в качестве КФХ по указанию Ухоботова С.С.
В судебном заседании суда первой инстанции от 12.02.2020 глава КФХ Иевлева С.В. пояснил, что хозяйственную деятельность как КФХ он не осуществлял, производством сельскохозяйственной продукции и ее первичной и последующей (промышленной) переработкой не занимался.
В отзывах на заявление глава КФХ Иевлев С.В. и глава КФХ Костев А.В. не оспаривали тот факт, что производством сельскохозяйственной продукции и ее первичной и последующей (промышленной) переработкой они не занимались.
Доводы Минсельхозпрод Республики Мордовия о том, что ни одна из норм права, указанных в акте проверки и представлении, Министерством не нарушена, судом отклоняются, поскольку из соглашений, заключенных Минсельхозпродом Республики Мордовия с главой КФХ Иевлевым С.В. и главой КФХ Костевым А.В. 17.03.2015, следует, что Министерство в течение срока действия соглашения осуществляет самостоятельно и (или) с органами государственного финансового контроля, в пределах установленной компетенции, проверки соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 2.1.4.).
В случаях выявления нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидии и по результатам проверок фактов нарушений целей предоставления субсидий, в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения таких фактов нарушения направляет письменной требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы неправомерно полученной субсидии (пункт 2.1.5.).
В свою очередь, как видно из пункта 2.2.2. вышеуказанных соглашений, глава КФХ Иевлев С.В. и глава КФХ Костев А.В. выразили согласие на осуществление Министерством и органами финансового контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Однако, как следует из материалов дела, в течение более семи лет с момента принятия решения о предоставлении главе КФХ Иевлеву С.В. и главе КФХ Костеву А.В. субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (с 30.06.2010 по 31.12.2018) Минсельхозпродом Республики Мордовия проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями не проводились.
Кроме того, пунктом 20 Порядка N 59 на Минсельхозапрод Республики Мордовия возложен контроль за целевым использованием средств, выделенных на выплату субсидий.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что невыполнение вышеуказанных обязанностей явилось причиной нецелевого использования субсидий, предоставленных главе КФХ Иевлеву С.В. и главе КФХ Костеву А.В.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Оспариваемое представление УФК по Республике Мордовия обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку (являясь промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения на определенном этапе и при определенных результатах финансового контроля) порождает для Министерства правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Промежуточный характер такого документа (представления), равно как и отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означает того, что оно имеет сугубо информационный характер, и не исключает для заявителя перспективу восстановления прав в судебном порядке, а для компетентных органов государственной власти столь же значимую перспективу судебной защиты интересов субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия должной реакции администрации на представление).
Иное толкование этих нормативных положений не согласуется с очевидной волей законодателя установить действенный механизм финансового контроля на каждом его этапе с целью последовательной и эффективной реализации требований бюджетного законодательства.
Такая реализация может предполагать правовую природу рассматриваемого представления только как акта властного органа, обязательного к исполнению. Иначе значимый этап финансового контроля лишается должной результативности и сводится лишь к обмену информацией, не порождающему у его участников каких-либо прав и обязанностей.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого пункта представления УФК по Республике Мордовия от 03.10.2019 N 09-12-07/23-8743 закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14 мая 2020 года по делу N А39-13070/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-13070/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия
Третье лицо: Иевлев Сергей Вячеславович, ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Костев Алексей Васильевич