г. Вологда |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А66-12079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фирсова А.Д., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пос. Химинститута, д. 45" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2020 года по делу N А66-12079/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергогранд" (ОГРН 1166952063684, ИНН 6950194299; адрес: 170032, Тверская область, город Тверь, Московское шоссе, дом 83) обратилось в суд с иском к товариществу собственников жилья "Пос. Химинститута, д.45" (ОГРН 1116952073226, ИНН 6950141681; адрес: 170032, Тверская область, город Тверь, поселок Химинститута, дом 45, квартира 97) о взыскании 395 659,11 рублей задолженности за услуги отопления и подогрева холодной воды для горячего водоснабжения за период с 10 августа 2016 года по 02 ноября 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785; адрес: 170028, город Тверь, проспект Победы, дом 53, далее - ГУ РЭК ТО).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2020 исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в спорный период тариф на тепловую энергию для истца не был утвержден, соответственно истец не имеется право взыскивать плату за поставленный ресурс.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, суд полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - департамент) и истцом заключен договор аренды муниципального имущества относящегося к объектам теплоснабжения в поселке Химинститута города Твери от 10.06.2016 N 1, по условиям которого истцу во временное владение и пользование передано имущество, относящееся к системе коммунального теплоснабжения города Твери с целью оказания услуг бесперебойного теплоснабжения в поселке Химинститут.
Договор прошел процедуру государственной регистрации 23 августа 2016 года.
Соглашением от 02 ноября 2016 года вышеуказанный договор аренды расторгнут.
Соответствующее муниципальное имущество было возвращено департаменту.
В связи с заключением указанного договора аренды истец в период с 10 августа 2016 года по 02 ноября 2016 года являлся теплоснабжающей организацией для ответчика, так как теплопотребляющие установки ответчика присоединены к источнику тепловой энергии истца.
В отсутствие письменного договора энергоснабжения, в период с 10 августа 2016 года по 02 ноября 2016 года истец осуществил поставку тепловой энергии на отопление и подогрев холодной воды для предоставления услуги горячего водоснабжения на объект, находящийся в управлении ответчика - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Тверь, пос. Химинститута, д.45.
Ответчик принял ресурс на общую сумму 395659,11 рублей, оплату своевременно и в полном объеме не произвел.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 438, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, разъяснениями, приведенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2018 года 2018 N 303-ЭС17- 18242, суд первой инстанции в полном соответствии с указанными выше нормативно - правовыми актами и материалами дела удовлетворил исковые требования полностью.
Заявленные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в первой инстанции, отражены в оспариваемом судебном акте и получили в нем надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на теплоэнергию и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Предусмотренная частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении дифференциация по регулируемым организациям и виду деятельности не является исчерпывающей и может дополняться нормативными актами, регулирующими тарифообразование в теплоснабжении, которые указаны в части 1 статьи 10 данного Закона.
Так, пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), пунктами 120 и 136 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, допускается дифференциация тарифов в сфере теплоснабжения по различным параметрам, в том числе по системам теплоснабжения. При этом, презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона "О теплоснабжении" принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Замена в регулируемом периоде (часть 2 статьи 10 Закона "О теплоснабжении") ресурсоснабжающей организации, тариф для которой был установлен с учётом определённой системы теплоснабжения (то есть с учётом затрат на обслуживание определённого оборудования, с помощью которого производится и поставляется ресурс) на ресурсоснабжающую организацию, тариф которой установлен без учёта такого оборудования и отличается от тарифа прежнего владельца данного имущества, не влечёт автоматического применения тарифа заменившего лица, поскольку это может повлечь нарушение приведённых принципов доступности ресурса для потребителей и экономической обоснованности расходов, то есть привести к нарушению установленного Законом о теплоснабжении баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Обязанность подтвердить правомерность использования иного тарифа в таких случаях возлагается на новую ресурсоснабжающую организацию с соблюдением порядка, предусмотренного для установления тарифов. В противном случае в расчётах с потребителями должен использоваться тариф прежней организации в пределах периода его действия применительно к правилам, установленным в пункте 21 Основ ценообразования N 1075.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2018 года N 303- ЭС17-18242 и обжалуемом решение.
В рассматриваемом случае в расчётах за поставляемую потребителям в данной системе теплоснабжения теплоэнергию истец использовал тарифы, утверждённые для предыдущей ресурсоснабжающей организации - для общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Тверь") приказом ГУ РЭК ТО от 30.11.2015 N 347-нп, в том числе: с 01.07.2016 одноставочный тариф в размере 1 712,81 руб./Гкал без НДС.
Это является обоснованным.
Так, после передачи объектов теплоснабжения от ООО "Газпром теплоэнерго Тверь" в аренду истцу, он приступил к деятельности по производству и передаче теплоэнергии на той же территории и на том же оборудовании.
Как указано выше, замена в регулируемом периоде ресурсоснабжающей организации, тариф для которой был установлен с учётом определённой системы теплоснабжения (то есть с учётом затрат на обслуживание определённого оборудования, с помощью которого производится и поставляется ресурс) на ресурсоснабжающую организацию, тариф которой установлен без учёта такого оборудования и отличается от тарифа прежнего владельца данного имущества, не влечёт автоматического применения тарифа заменившего лица, поскольку это может повлечь нарушение приведённых принципов доступности ресурса для потребителей и экономической обоснованности расходов, то есть привести к нарушению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей.
Истец осуществлял в спорном периоде поставку теплоэнергии ответчику на базе того же имущества (тепловых сетей), что и предшествующая теплоснабжающая организация (ООО "Газпром теплоэнерго Тверь"), в связи с чем, применение в расчётах за потреблённую ответчиком в спорном периоде теплоэнергию по тарифу, который был установлен для ООО "Газпром теплоэнерго Тверь" и который действовал в соответствующем периоде регулирования (с 01.07.2016), является правомерным.
При этом истцом были предприняты все необходимые меры по утверждению в установленном порядке тарифа на теплоэнергию. Так, истец по этому вопросу обращался в ГУ РЭК ТО, которое письмом от 09.11.2016 N 8396/ООГ отказало истцу в установлении тарифа. В связи с этим истцом принято решение осуществлять расчёты с потребителями по тарифу, установленному для предыдущей ресурсоснабжающей организации в посёлке Химиститут, а именно для ООО "Газпром теплоэнерго Тверь".
Поскольку истец осуществлял деятельность по поставке ресурса в условиях аналогичных для предыдущей организации (для ООО "Газпром теплоэнерго Тверь"), с использованием того же самого технологического оборудования, то расчётные величины обоснованно были взяты на основании этой предыдущей организации.
Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не обосновал иную стоимость оказанных услуг, какого-либо экономически обоснованного расчёта в материалы дела не представил.
При доказанности факта поставки ресурса истцом ответчику последний не может быть освобожден от его оплаты, при этом вопреки позиции ответчика, то каким образом истец получил в пользование имущество для поставки тепловой энергии ответчику правого значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Жалоба не содержит фактов и доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 марта 2020 года по делу N А66-12079/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пос. Химинститута, д. 45" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Д. Фирсов |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12079/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГОГРАНД"
Ответчик: ТСЖ "ХИМИНСТИТУТ, 45"
Третье лицо: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, ООО к/у "ЭНЕРГОГРАНД" Власов А.О.