г. Вологда |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А66-2879/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "55 Арсенал" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2020 года по делу N А66-2879/2020,
УСТАНОВИЛ:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639; адрес: 107031, город Москва, улица Рожденственка, дом 5/7; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении акционерного общества "55 Арсенал" (ОГРН 1106914000049, ИНН 6914014913; 172389, Тверская область, город Ржев, улица Карла Маркса, дом 2а; далее - АО "55 Арсенал", общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2020 года по делу N А66-2879/2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в связи со спецификой авансирования и расчетов по государственным контрактам с Министерством обороны Российской Федерации АО "55 Арсенал" с 2018 года испытывает финансовые трудности, о чем общество направило уведомление обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром межрегионгаз Тверь". Указало, что в 2019 году у общества сложилась крайне сложная финансовая ситуация, в связи с чем ни одна кредитная организация не выдавала банковскую гарантию. Ссылается на то, что обоснованные возражения на заявление о привлечении общества к административной ответственности с приложением копий подтверждающих доводы документов направлены в суд первой инстанции и приобщены к материалам дела, однако какой-либо оценки данным доказательствам судом первой инстанции не дано, указанные доказательства в ходе судебного разбирательства не исследовались.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Ржевской межрайонной прокуратурой на основании обращения ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" проведена проверка по факту не соблюдения обществом установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" по договору от 25.10.2012 N 52-4-6179/13/297 осуществляет поставку природного газа обществу (Тверская область, г. Ржев, ул. Карла Маркса, д. 2а). Указанное топливо используется в ходе эксплуатации промышленной котельной.
В соответствии с условиями договора общество обязано производить расчеты за поставленный природный газ ежемесячно, в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки.
Управлением установлено, что с момента заключения договора общество не исполняло свои обязательства по оплате потребленного ресурса в полном объеме, наращивало задолженность за поставленный газ, которая по состоянию на 01.10.2019 составила 15 895 670 руб. На указанную дату наличие задолженности за поставленный газ общества перед ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-3238/2019 о взыскании задолженности за декабрь 2018 года по договору от 25.10.2012 N 52-4-6179/13/297 на сумму 3 378 953 руб. 29 коп., по делу N А66-5112/2019 о взыскании задолженности за январь 2019 года по договору от 25.10.2012 N 52-4-6179/13/297 на сумму 3 614 215 руб. 42 коп., по делу N А66-8143/2019 о взыскании задолженности за период с февраля по март 2019 года по договору от 25.10.2012 N 52-4-6179/13/297 на сумму 5 690 128 руб. 97 коп.
В связи с задолженностью за газ ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" направило обществу уведомление от 02.10.2019 N 06-0600/1 (том 1, лист 109). Указанным уведомлением ответчик проинформирован о наличии задолженности за газ, которая на дату направления составляла 15 895 670 руб.
В уведомлении указано на обязанность общества погасить задолженность в течение 60 дней с момента получения данного уведомления или предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору, в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии на сумму не менее 7 213 990 руб. (12 023 312 руб. 43 коп. х 0,6 = 7 213 987 руб. 46 коп.).
Общество указанным уведомлением также предупреждено, что в случае неисполнения обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения исполнения обязательств по оплате газа и непогашения задолженности за поставленное топливо ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП. Уведомление от 02.10.2019 N 06-0600/1 04.10.2019 вручено обществу.
Одновременно общество направило в адрес губернатора Тверской области сведения о покупателях (потребителях) газа, необходимые для формирования перечня потребителей, в отношении которых ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа и его последующего размещения на официальном сайте высшего должностного лица Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В указанное письмо включены и сведения в отношении ответчика.
В установленный срок общество не приняло мер по погашению задолженности за поставленный газ и не предоставило какого-либо обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии.
Должностным лицом управления 25.02.2020 в отношении общества составлен протокол N 8.2-0000-Пр/0025-2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии с абзацем первым статьи 25 Закона N 69-ФЗ на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Согласно абзацу девятому указанной статьи поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств (абзац тринадцатый статьи 25 Закона N 69-ФЗ).
Абзацем девятнадцатым указанной статьи установлено, что срок, в течение которого действует обязанность потребителя газа, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного поставщиком газа, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца двадцатого названной статьи нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Согласно пункту 40(1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - N 162), покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер. При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым пункта 40(1) Правил N 162, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную решением суда или признанная покупателем.
Согласно пункту 40(2) Правил N 162 поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Пунктом 40(3) Правил N 162 установлено, что величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 40(4) Правил N 162 покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Пунктом 40(5) Правил N 162 предусмотрено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Согласно пункту 40(6) Правил N 162 обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40 (1) настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа. По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, у ООО "Сервис Тверь" перед ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" имеется задолженность за газ за период с декабря 2018 года по март 2019 года в сумме 15 895 670 руб.
Наличие задолженности за поставленный газ подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области по делам N А66-3238/2019, А66-5112/2019, А66-8143/2019.
В установленный срок общество не приняло мер по погашению задолженности за поставленный газ, что подтверждается сводным расчетом задолженности за газ на 13.12.2019 по договору от 25.10.2012 N 52-4-6179/13/297, и не предоставило какого-либо обеспечения исполнения обязательств по оплате газа в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии.
Факт административного правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Как верно указал суд первой инстанции, отказы кредитных учреждений и органа местного самоуправления в предоставлении банковской и муниципальной гарантий не относятся к обстоятельствам, которые объективно препятствовали обществу в соблюдении требований законодательства.
Довод апеллянта о тяжелом финансовом состоянии АО "55 Арсенал" не принимается коллегий судей, поскольку данный факт не освобождает общество от обязанности по соблюдению Правил N 162.
Ссылка подателя жалобы на то, что в 2019 году у общества сложилась крайне сложная финансовая ситуация, в связи с чем ни одна кредитная организация не выдавала банковскую гарантию, признается судом апелляционной инстанции необоснованной и документально неподтвержденной.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, а отсутствие вины обществом не подтверждено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не усмотрел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ.
Суд первой инстанции применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., то есть в размере половины минимального размера административного штрафа, установленного санкцией статьи 14.61 данного Кодекса.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2020 года по делу N А66-2879/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "55 Арсенал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2879/2020
Истец: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: АО "55 АРСЕНАЛ"