г. Самара |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А72-17372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу N А72-17372/2019 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7325153348, ОГРН 1177325006231), г. Ульяновск,
к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Ульяновский техникум железнодорожного транспорта" (ИНН 7326017080, ОГРН 1027301410949), г. Ульяновск,
о взыскании убытков в размере 13 215,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Ульяновский техникум железнодорожного транспорта" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании убытков в размере 13 215,20 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу N А72-17372/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу N А72-17372/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу ст.14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.
В соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указывает заявитель и установлено судом, Шевченко Ольга Дмитриева является получателем страховой пенсии по старости, в то же время она продолжает трудиться в Учреждении.
Поскольку работающие пенсионеры по действующему законодательству не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, Шевченко О.Д. индексация и корректировка пенсии в этот период времени не проводилась.
За апрель 2018 года ответчик представил отчетность на своих работников, в том числе и на Шевченко О.Д., 28.02.2019.
Как указывает заявитель, руководствуясь п. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, поскольку сведения на Шевченко О.Д., как о работающем пенсионере, отсутствовали, Управлением ПФР в июле 2018 года было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Шевченко О.Д., как неработающему пенсионеру, с 01.04.2018.
Согласно п. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, как указывает заявитель, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии; между тем переплата образовалась по вине страхователя, поскольку он несвоевременно представил сведения по ф. СЗВ-М за апрель 2018 года на Шевченко О.Д., чем нарушил п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и п. 24 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Таким образом, по расчету Управления ПФР, общая сумма переплаты пенсии Шевченко О.Д. составила 13 215,20 руб., которые оно просит взыскать с Учреждения.
Ответчик на заявленные требования пояснил, что Учреждение в апреле 2018 года предоставило отчетность по форме СЗВ-М за март 2018 года, в соответствии с которой в марте 2018 года осуществляли работу 98 человек, в том числе Шевченко О.Д.
Страхователем 04.05.2018 подан отчет по форме СЗВ-М (тип формы - ИСХД) за апрель 2018 года, в соответствии с которым в апреле 2018 года осуществляли работу 102 человека.
29.05.2018 ответчиком ошибочно подан отчет СЗВ-М (тип формы - ОТМН (отменяющий), за апрель 2018 года на 100 человек, в том числе и на Шевченко О.Д.
Данная форма подается в случае внесения корректирующих сведений и в нее включаются данные об уволенных сотрудниках. Сведения об одновременном увольнении всех сотрудников техникума являлись явной ошибкой и требовали проведения сотрудниками ПФР дополнительной проверки.
05.06.2018 ответчик представил отчет по форме СЗВ-М (тип формы - ИСХД) за май 2018 года, в соответствии с которым осуществляли работу 100 человек, в том числе Шевченко О.Д.
Все остальные отчеты, которые ответчик представлял в ПФР (за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и т.д.) содержали сведения о наличии трудовых отношений с Шевченко О.Д.
При формировании итоговой (годовой отчетности) страхователем была самостоятельно выявлена ошибка в сдаче отчетности за апрель, а именно: подача формы СЗВ-М (тип формы- ОТМН) на 100 застрахованных лиц, вместо типа формы ОТМН на двух человек, которые фактически не работали с апреля 2018 года. Данная ошибка была устранена страхователем путем подачи формы СЗВ-М (тип формы - ДОП) за апрель 2018 года в феврале 2019 года (28.02.2019).
Сотрудники ПФР составили протокол только после того, как ответчик самостоятельно выявил и сообщил им о допущенной ошибке.
Таким образом, решение о выплате с 01.04.2018 сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от июля 2018 года и выплата пенсии за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 были вынесены Управлением ПФР при наличии у него сведений об осуществлении пенсионером Шевченко О.Д. оплачиваемой трудовой деятельности, и заявитель не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года, полученных 07.06.2018, то есть до вынесения решения в июле 2018 года, уже в июне 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88, 90 Правил.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии.
Поскольку в установленный законодательством срок отчетность за апрель 2018 года представлена не была, у Управления ПФР, как полагает заявитель, имелись основания для вывода о прекращении Шевченко О.Д. работы и для вынесения решений об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Однако учитывая представление полной и достоверной отчетности Учреждением за иные периоды в установленный законодательством срок, и даже досрочно, и корректировку неверных сведений, что подтверждается материалами дела, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя.
На момент принятия решения о выплате с 01.04.2018 сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), Управлением ПФР уже были получены сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года и в них указывалось, что Шевченко О.Д. осуществляла работу. Следовательно, Управление ПФР имело реальную возможность запросить у страхователя пояснения относительно осуществления Шевченко О.Д. трудовой деятельности в апреле 2018 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно п. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ежемесячно, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.
Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
На основании п. 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая указанные положения законодательства, Управление ПФР имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий сведениям, имеющимся у Управления ПФР, и предпринять меры, установленные инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют.
Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности причинно-следственной связи между взыскиваемыми заявителем убытками и бездействием ответчика, выразившимся в неподаче уточненных сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года. Ошибка, допущенная при подаче 29.05.2018 отчета СЗВ-М (тип формы - ОТМН) за апрель на 100 человек, в том числе Шевченко О.Д., была очевидна, поскольку сведения об одновременном увольнении всех сотрудников учреждения требовали от сотрудников Управления ПФР проведения проверки данного обстоятельства, тем более, что за остальные периоды сведения о застрахованных лицах учреждения подавались в отношении всех работников, в том числе, Шевченко О.Д.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Фонда не имеется.
Наличие условий и оснований для взыскания с ответчика спорной суммы убытков, материалами дела не подтверждено.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу N А72-17372/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17372/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА", ОГБПОУ "Ульяновский техникум железнодорожного такрнспорта"