г. Вологда |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А13-20129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 года по делу N А13-20129/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северное речное пароходство" (ОГРН 1022900523777, ИНН 2901015750; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 5; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северной государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (ОГРН 1027739079213, ИНН 7730064419; адрес: 119021, Москва, бульвар Зубовский, дом 25, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 02.08.2019.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное толкование судом первой инстанции закона, подлежавшего применению, на то, что не установлена доказанность имеющих значение для дела обстоятельств, применен закон, не подлежащий применению. Указывает на то, что суд первой инстанции допустил расширенное толкование Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция). Полагает, что доказательств, свидетельствующих об осуществлении обществом деятельности с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, не представлено. Считает, что факт заключения с обществом с ограниченной ответственностью "Сача" (далее - ООО "Сача") договоров поставки, предметами которых являлись поставка лома и отходов, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку Инструкция не распространяет свое действие на данный вид деятельности общества.
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным судом установлено, что после принятия обжалуемого решения суда (29.04.2020) в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в связи с ликвидацией.
Вместе с тем оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ апелляционный суд не усматривает ввиду следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 28.10.2019 N 529 "Об образовании Федеральной пробирной палаты", которым Правительству Российской Федерации поручено в 6-месячный срок обеспечить проведение ликвидационных процедур в отношении федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации", постановлено образовать на базе названного учреждения Федеральную пробирную палату, придав ей статус федеральной службы и передав функции указанного учреждения; возложить на Федеральную пробирную палату функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней.
Таким образом, функции ответчика переданы Федеральной пробирной палате.
На основании изложенного, а также принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в письме от 19.07.2004 N С1-7/уп-905, согласно которой производство по делам, в которых от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа, а федеральные органы исполнительной власти, которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов, должны допускаться к участию в арбитражном деле, апелляционный суд считает необходимым в порядке статьи 48 АПК РФ произвести замену ответчика на Федеральную пробирную палату.
Федеральная пробирная палата извещена о времени и месте рассмотрения дела определением апелляционного суда от 26 мая 2020 года, которое вручено адресату 02.06.2020.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 21.05.2019 N 32 инспекцией в период с 24.06.2019 по 02.08.2019 в отношении общества проведена плановая документарная проверка соблюдения требований законодательных актов в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, за период с 01.01.2018 по 31.05.2019, по результатам которой составлен акт от 02.08.2019 N 32.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований Инструкции и в нарушение ее пункта 5 не представило копии приказов о назначении лиц, ответственных за работу с драгоценными металлами, драгоценными камнями в организации; в нарушение пункта 28 Инструкции не представило копии документов по проведению инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации) за проверяемый период; в нарушение пункта 50 Инструкции не представило копии форм федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 02.08.2019, в соответствии с которым заявителю надлежит в срок до 07.10.2019 устранить допущенные нарушения, а именно: назначить приказом должностное лицо, ответственное за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в целом по учету драгоценных металлов и драгоценных камней в обществе; заключить договоры о материальной ответственности с лицами, ответственными за работу с драгоценными металлами и драгоценными камнями в обществе; направить формы федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней за проверяемый период с 01.01.2018 по 31.05.2019; провести инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней и предоставить приказы, инвентаризационные описи, сводные акты инвентаризации за проверяемый период с 01.01.2018 по 31.05.2019; принять иные внутренние организационные меры, направленные на устранение выявленных нарушений и на недопущение повторного нарушения законодательства Российской Федерации в области использования драгоценных металлов и драгоценных камней.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу пункта 5 Инструкции учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать: своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении; контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; достоверность данных в составляемых формах отчетности.
В соответствии с пунктом 28 Инструкции инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). При осуществлении отдельных технологических операций периодичность инвентаризаций может быть увеличена. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 50 Инструкции установлено, что организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением указанных требований Инструкции, что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Довод общества о том, что оно не является субъектом рассматриваемого правонарушения, поскольку не относится к числу организаций, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, использованию в своей деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней, в соответствующий реестр не внесено, получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и правомерно отклонен ввиду следующего.
ООО "Сача" (покупатель) и обществом (поставщик) заключен договор поставки от 25.03.2019 N 2103/Г-29, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязался передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить лом и отходы, содержащие драгоценные металлы.
По данному договору общество 29.05.2019 передало в адрес ООО "Сача" лом и отходы, содержащие драгоценные металлы массой 5224 кг, в котором по расчетным данным поставщика содержится золота до 100 г, серебра до 2000 г, платины до 50 г, палладия до 100 г. Кроме того, 31.05.2019 обществом в адрес ООО "Сача" переданы лом и отходы, содержащие драгоценные металлы в количестве 478 кг, в котором по расчетным данным поставщика содержится золота до 50 г, серебра до 1000 г, платины до 25 г, палладия до 50 г.
Таким образом, общество осуществляет деятельность, в отношении которой введен специальный порядок регулирования и относится к тем организациям, за которыми осуществляется государственный контроль в данной сфере.
Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе невключение общества в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не освобождает заявителя от обязанности выполнения требований Инструкции.
В силу пункта 1 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под драгоценными металлами понимаются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Инструкция, согласно пункту 3, распространяется на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Правила N 731).
В соответствии с пунктом 2 указанные Правила распространяются на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи, использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Из положений Правил N 731 и Инструкции не следует их распространение только на лиц, в отношении которых предусмотрено ведение специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Пунктом 6 Правил N 731 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (пункт 9 Правил N 731).
В данном случае факт исполнения обществом договора поставки от 25.03.2019 N 2103/Г-29 свидетельствует о наличии операций с драгоценными металлами.
Кроме того, приказом общества от 24.05.2012 N 52/1 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов и о создании комиссии для приемки новых, модернизированных, реконструированных, капитально отремонтированных объектов и списания объектов учета содержащих драгоценные металлы.
Правила N 731 и Инструкция являются действующими, соответственно любая организация, которая в своей деятельности использует изделия, содержащие драгоценные металлы, должна вести их учет в порядке, установленном указанными Правилами и Инструкцией.
Таким образом, инспекция по результатам проверки правомерно выдала обществу предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения.
Оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений и является исполнимым.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для удовлетворения требований общества.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Северной государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (ОГРН 1027739079213, ИНН 7730064419; адрес: 119021, Москва, бульвар Зубовский, дом 25, корпус 1) на Федеральную пробирную палату (ОГРН 1207700136093, ИНН 9703011612; адрес: 123104, Москва, улица Бронная М., дом 18, строение 1).
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 года по делу N А13-20129/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-20129/2019
Истец: АО "Северное речное параходство", АО "Северное речное пароходство"
Ответчик: Северная государственная иснпекция пробирного надзора, ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в лице Северной государственной испекции пробирного надзора
Третье лицо: Федеральная пробирная палата
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1619/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-20129/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-20129/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-20129/19