город Москва |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А40-127360/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Расторгуева Е.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "ЕСМ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 октября 2023 года по делу N А40-127360/23
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123 )
к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕСМ"
(ИНН 0273073801, ОГРН 1090280011612 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Кимлык И.С. по доверенности от 06.12.2023,
от ответчика Сайфуллин И.Ф. по доверенности от 09.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ответчику ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕСМ" о взыскании задолженности в размере 1 251 400 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2023 года по делу N А40-127360/23 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы. Представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, 19.12.2017 между ООО "ЕСМ" (получатель) и Минпромторг России (Министерство) был заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производств и реализацию потребителям пилотных партий средств производства, в соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на произволе и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 N 634.
Предметом Соглашения (пункт 1.1) является предоставление из федерального бюджета в 2017 - 2019 годах субсидии в целях возмещения фактически понесенных в течение 12 месяцев до дня заключения Соглашения и документально подтвержденных затрат Общества, связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий, произведенных на территории Российской Федерации станков электрохимических: на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии; б) на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля, используемых для производства пилотной партии (не более 20 процентов предоставляемой субсидии); в) затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровень средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия; г) затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии); д) затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии): е) логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии).
Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами при представлении Получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных обществом затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к Соглашению, являющемся неотъемлемой частью Соглашения (подпункт 3.1.2 пункта 3.1 Соглашения).
На основании пункта 3.3 Соглашения перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет Общества, открытый в кредитной организации, не позднее 30 рабочего дня, следующего за днем представления Получателем в Минпромторг России документов, указанных в подпункте 3.1.2 пункта 3.1 Соглашения.
В соответствии с платежным поручением от 28 декабря 2017 г. N 672532 Ответчику была предоставлена субсидия в размере 2 880 756,84 руб.
Как указывает истец, в соответствии с Правилами, а также условиями соглашения Министерством было произведена проверка соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В результате произведенной проверки установлено, что полученные результаты не удовлетворяют условиям Соглашения и требованиям правил.
В соответствии с условиями, изложенными в подпункте 4.3.2 пункта 4 Соглашения, Ответчик в течение четырех лет с даты получения субсидии (с 25 декабря 2017 по 24 декабря 2021) обязан достигнуть плановые значения показателей результативности предоставления субсидии, определяемые на основании пункта 21 Правил и указанные в приложении N 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 1 февраля 2022 N 020-11-8072), а именно: стоимостной объем реализации продукции, на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотной партии которой предоставлена субсидия, превышающий размер полученной субсидии не менее, чем в 10 раз (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - выручка не менее, чем 2 880 756,84 > 0 = 28 807 568,40 руб. без НДС (далее - показатель I); количественный объем реализации средств производства, относящихся к ОКПД 2 28.41.11.000 - в количестве не менее 10 ед. (далее - показатель II).
Получателем в адрес Минпромторга России представлено 5 отчетов о достижении показателей результативности предоставления субсидии: в 2018 г. за период с 25 декабря 2017 по 31 декабря 2017: реализация 0 ед. на сумму 0,00 руб. без НДС; в 2019 г. за период с 1 января 2018 по 31 декабря 2018 г.: реализация 0 ед. на сумму 0,00 руб. без НДС; в 2020 г. за период с 1 января 2019 по 31 декабря 2019: реализация 1 ед. на сумму 19 628 690 руб. без НДС; в 2021 за период с 1 января 2020 по 24 декабря 2020: реализация 0 ед. на сумму 0,00 руб. без НДС; в 2022 за период с 25 декабря 2020 по 24 декабря 2021: реализация 1 ед. на сумму 7 200 000 руб. без НДС.
Согласно информации, приведенной в указанных отчетах о достижении показателей результативности предоставления субсидии, фактический стоимостной объем реализации в течение четырех лет с даты получения субсидии (с 25 декабря 2017 по 24 декабря 2021) продукции, на производство и реализацию пилотной партии которой предоставлена субсидия (показатель 1), равен 26 828 690 руб. без НДС, а количественный объем реализации таких средств производства за аналогичный период (показатель II) - 2 ед. Согласно расчетным формулам, недостижение показателя I составляет 6,87%, недостижение показателя II составляет 80%.
В соответствии с пунктом 23 Правил и подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 соглашения не достижение показателей результативности предоставления субсидии в течение четырех лет с даты получения субсидии является ненадлежащим исполнением условий Соглашения и влечет за собой возврат субсидии в доход федерального бюджета в части, пропорциональной величине не достижения указанных показателей в стоимостном выражении, от общего объема субсидии.
Каждый из показателей имеет вес 50,00% в общей результативности.
В этой связи средний процент недостижения показателей результативности равен 43,44%.
Согласно расчетной формулы сумма подлежащая возврату в бюджет составляет 1 251 400 руб. 77 коп.
В порядке п. 7.1 соглашения, в адрес ответчика было направлено требование об обеспечении возврата части субсидии в размере 1 251 400 руб. 77 коп.
В ответ на требование об обеспечении возврата части субсидии в федеральный бюджет Ответчиком в адрес Министерства было направлено письмо от 20 января 2023 N 733, в котором выражено несогласие с полученным требованием, и которое также содержало предложение по включению дополнительного соглашения в части увеличения срока достижения показателей результативности предоставления субсидии.
Письмом Минпромторга России от 5 апреля 2023 г. N 34249/ 05 в адрес Получателя был направлен ответ, информирующий о причинах, в соответствии с которым заключение дополнительного соглашения не представляется возможным.
До настоящего времени субсидия Получателем не возвращена.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указывает на то, что существенная часть обязательств ответчиком исполнена, условия соглашения в части расходования денежных средств, связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий произведенных на территории Российской Федерации станков соблюдены, при расчете использована формула и взяты исходные данные, которые не регламентированы как положениями соглашения.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные по делу доказательства и правовые позиции сторон приходит к следующему.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 32 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 N 634 (далее - Правила) определено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, порядка и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании требований Минпромторга России - не позднее 15-го рабочего дня со дня получения организацией указанного требования.
На основании пунктов 2 - 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
В частности, согласно пункту 1 статьи 9, статье 10 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" субсидии могут предоставляться в целях стимулирования деятельности субъектов в сфере промышленности.
В таких случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правил} не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии.
При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, а также уплате штрафа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-0). В случае необходимости защиты общих (общественных) интересов в той или иной сфере федеральный законодатель вправе использовать в регулировании соответствующих отношений сочетание частноправовых и публично-правовых элементов, которое наиболее эффективным образом будет обеспечивать взаимодействие частных и публичных интересов в данной сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 32-П).
Статьями 28,38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который определяет выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечить результативность, целевой характер использования выделенных бюджетных ассигнований, в соответствии со статьей 162 БК РФ. возлагается на получателя бюджетных средств.
Таким образом, субсидии носят стимулирующий характер, посредством их предоставления государство компенсировало затраты Получателя, тем самым, облегчая для указанного субъекта финансовые условия осуществления инноваций.
При этом риски невозможности достижения результатов предоставления субсидии принял на себя хозяйствующий субъект - Ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Указанные риски не принимались на себя государством.
В соответствии с условиями, изложенными в подпункте 4.3.2 пункта 4.3 Соглашения, Ответчик в течение четырех лет с даты получения субсидии (с 25.12.2017 по 24.12.2021) обязан достигнуть плановые значения показателей результативности предоставления субсидии, определяемые на основании пункта 21 Правил и указанные в приложении N 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2022 N020-11-807/2), а именно: стоимостной объем реализации продукции, на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотной партии которой предоставлена субсидия, превышающий размер полученной субсидии не менее, чем в 10 раз (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - выручка не менее, чем 2 880 756.84 х 10 = 28 807 568,40 руб. без НДС (далее - показатель I); количественный объем реализации средств производства, относящихся к ОКПД 2 28.41.11.000 - в количестве не менее 10 ед. (далее - показатель II).
Общество не смогло полностью достичь значений показателя I I. В связи с чем, полученные результаты не удовлетворяют условиям Соглашения и требованиям Правил.
Таким образом, на основании подпункта 5.2.2 пункта 5.2 Соглашения Ответчик обязан вернуть часть субсидии в размере 1 251 400,77 руб.
Довод Общества о том, что при расчете размера субсидии, подлежащего возврату, следует учитывать только величину недостижения показателей результативности предоставления субсидии в стоимостном выражении основам на неверном толковании Соглашения. Приложение N 2 к Соглашению содержит два показателя результативности предоставления субсидии (показатель I и показатель II).
Следовательно, исходя из положения подпункта 5.2.2 пункта 5.2, недостижение любого их этих показателей влечет обязанность Общества вернуть Министерству часть субсидии. Учитывая изложенное, вопреки доводам ответчика у ООО "ЕСМ" имеется обязанность по возврату части субсидии в размере 1 251 400,77 руб.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2023 года по делу N А40-127360/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127360/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ЕСМ"