г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А56-3589/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13579/2020) общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Благо" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2020 по делу N А56-3589/2020 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Благо"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Благо" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 24.12.2019 N 10210000-4800/2019 по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.03.2020, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления ООО "Торговая компания "Благо" судом отказано; полный текст решения изготовлен 13.04.2020.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы у суда первой инстанции имелись основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
В установленный определением суда от 26.05.2020 срок Таможней представлен мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.03.2019 Общество представило в таможенный орган статистическую форму с системным N ED20190313191652321 в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) 13.03.2019, которая автоматически зарегистрирована на сайте ФТС под кодом Санкт-Петербургской таможни с регистрационным N10210000/130319/С269248.
Статистическая форма с регистрационным N 10210000/130319/С269248 заполнена на отгрузку товаров Общества в январе 2019 года в адрес ИП "Ирвема" (140006, Казахстан, г. Павлодар, ул. Омская 57/2) общей стоимостью 1045000,00 рублей и общим весом 19705,00 кг: - "Масло подсолнечное, рафинирование, дезодорированное", по следующим документам: договор N ТРК-1393-18 от 21.09.2018; паспорт сделки N 18100002/0328/0000/1/1 от 03.10.2018; счет-фактура N УП-821 от 17.01.2019; товарной накладной N УП-821 от 17.01.2019; СМИ N УП-821 от 17.01.2019.
В соответствии с ТН от 17.01.2019 N УП-821 товар отгружен со склада ООО "ТК Благо" 17.01.2019.
По факту просрочки представления в таможенный орган статической формы учета в 20 дней, Таможней в отношении Общества 12.11.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 10210000- 4800/2019.
На основании протокола и других материалов проверки, постановлением от 24.12.2019 по делу об АП N 10210000-4800/2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд
Суд первой инстанции, установив состав правонарушения и вину Общества, отказал ООО "Торговая компания "Благо" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2019 N 10210000-4800/2019.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами -членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в пункте 4 постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения (далее - Правила).
Исходя из Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно: не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения. Статформа заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Статформа заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями N 1, N 2 (пункты 5, 6, 7 Правил).
С учетом пункта 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) согласно статье 19.7.13 КоАП РФ.
В ходе административного расследования таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статической формы, что подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В данном случае суд апелляционной инстанции, оценив характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, также не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Состав данного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента нарушения срока представления в таможенный орган статформы.
Административная ответственность за данное правонарушение наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Несмотря на это, несвоевременное предоставление статистических форм учета, а применительно к рассматриваемой ситуации просрочка срока предоставления статистической формы учета наносит вред экономической безопасности государства.
Статистическая форма учета является основным источником формирования статистической информации о взаимной торговле России с государствами -членами ЕАЭС, которая используется для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов ЕАЭС.
Полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации имеют существенное значение для экономики всей страны.
Предоставление Обществом документов статистической отчетности направлено на обеспечение прозрачности таможенных операций внутри ЕАЭС, проводимых резидентами. Только при соблюдении требований законодательства возможно осуществить должный контроль за осуществлением организациями таможенных операций.
Нарушение Правил - несвоевременное предоставление сведений нарушает целостность системы таможенного регулирования Российской Федерации, так как приводит к искажению реальной информации о фактических данных перемещения товаров, выполненных работах, оказанных услугах, а также причитающейся за них валютной выручки, что, в конечном счете, влияет на объективность данных, Правительству Российской Федерации, необходимых для осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе, проведения взвешенной внешнеторговой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политики государства, определения стратегии в области экономического регулирования, а в целом создает угрозу экономическим интересам общества и безопасности государства.
Правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, посягает против порядка управления.
Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Таким образом, совершенное Обществом правонарушение оказывает влияние на существо охраняемых правоотношений в сфере таможенного дела, в связи с чем содержит в себе существенную угрозу экономической безопасности и не является малозначительным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения установленных таможенных норм и правил.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО "ТК Благо" к формальным требованиям публичного права, принятым на себя обязательствам.
Общество является профессиональным участником внешнеэкономических правоотношений и своевременное предоставление в таможенный орган статистической формы является его прямой обязанностью в силу требований действующего таможенного законодательства.
Пренебрежение данными требованиями представляет угрозу охраняемым интересам государства, в связи с чем оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Отсутствие умысла на совершение указанного правонарушения не имеет правового значения для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законы субъекта РФ предусматривают административную ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы Общества о том, что несвоевременное предоставление статистической формы связано с потерей пакета отгрузочных документов при передаче их с места отгрузки (склад грузоотправителя ООО "Благо Барнаул", Алтайский край, г. Барнаул, ул. Трактовая, д.ЗД) в головной офис в Санкт-Петербурге судом отклонены.
Данный довод Общества не может быть положен в основу оправдательной позиции, направлен на уход от ответственности, указывает на невнимательность и пренебрежительное отношение Общества по отношению к своим обязанностям.
В соответствии с таможенным законодательством, статистическая форма учета перемещения товаров предоставляется не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения.
Как следует из материалов дела, статистическая форма учета перемещения товаров была представлена 13.03.2019, тогда как должна была быть предоставлена 12.02.2019.
Просрочка составила 20 дней, что является существенным сроком, из чего можно сделать вывод, что Общество не приняло должной меры заботливости и внимательности по отношению к документам, необходимым для подачи Таможенному органу в срок, установленный таможенным законодательством.
Факт устранения последствий правонарушения (в данном случае подача статистической формы) учитывается лишь при назначении административного наказания.
При вышеуказанных обстоятельствах, Общество не лишено было возможности сообщить в таможенный орган, до истечения срока представления статформы, о событиях, не позволявших исполнить возложенные на него обязательства в соответствии с требованием закона и, тем самым, избежать административной ответственности, что свидетельствовало бы о его добросовестности.
Правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, посягает против порядка управления.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в размере санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 апреля 2020 года по делу N А56-3589/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Благо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3589/2020
Истец: ООО "ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "БЛАГО"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ