Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2020 г. N Ф07-12640/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А42-12917/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14760/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Престиж" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 по делу N А42-12917/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Престиж"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Престиж" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания от 15.11.2019 N 1027/57, которым Общество обязано установить ранее утвержденный конкурсной документацией размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома N 23 по улице Гладышева города Апатиты Мурманской области и выполнить перерасчет коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, начиная с 10.04.2019 по настоящее время.
Решением от 24.03.2020 Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении заявления ООО "Управляющая компания "Престиж" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 15.11.2019 N 1027/57 отказал.
В апелляционной жалобе Общество просил решение суда от 24.03.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что предписание обязывает устранить нарушения, в том числе, за периоды, проверка по которым не проводилась: акт проверки не содержит данных о нарушениях в расчете платы за содержание жилого помещения с 10.04.2019 за апрель, июнь-октябрь 2019 года. Кроме того предписанием N 1027/57 от 15.11.2019 не определен временной период, поскольку указано с 10.04.2019, но окончание периода не установлено.
Также податель жалобы считает, что пункт 1.1 предписания не позволяет определить виды услуг, подлежащих отражению в платежном документе, и порядок их расчета. Пункт 1.2 предписания обязывает выполнить перерасчет, не предусмотренный законодательством, тогда как, исходя из описанного в акте нарушения, уменьшению подлежит плата за содержание жилого помещения на сумму дополнительно начисленной платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Инспекцией представлены письменные возражения на апелляционную жалобу Общества, в которых Инспекция просит решение суда от 24.03.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.11.2019 N 2301 (л.д.135, 136) Инспекцией 15.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества в связи с поступившим обращением гражданина по вопросу соблюдения Обществом требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 137-140).
В ходе данной проверки Инспекция установила, что Общество на основании лицензии от 29.04.2015 N 000135 осуществляет управление многоквартирным домом N 23 по улице Гладышева города Апатиты Мурманской области на основании договора управления названным многоквартирным домом от 10.04.2019 (л.д.76-92), заключённого по результатам открытого конкурса, проведённого Управлением коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Мурманской области (протокол от 01.04.2019 N 2; л.д.75) в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
При этом конкурсной документацией была установлена цена договора в виде содержания и ремонта жилого помещения в размере 47,6 руб. за кв.м.
Однако Общество начисляло потребителям плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с заключенным по итогам конкурса договором по цене, установленной конкурсной документацией, и одновременно выставляло дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Заключив, что Общество в данном случае в одностороннем порядке произвело увеличение размера платы за содержание жилого помещения, то есть в сумме 110,88 руб. ежемесячно.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также пунктов 55 и 71 Правил N75.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 15.11.2019 N 2087, где зафиксировала вышеприведенное нарушение жилищного законодательства, а также Обществу выдано предписание N 1027/57 от 15.11.2019.
Согласно данному предписанию Общество в срок до 20.12.2019 обязано:
* устранить нарушения в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома, с 10 апреля 2019 года по настоящее время;
* производить начисление платы за содержание жилого помещения согласно конкурсной документации, исходя из размера 47,6 руб./кв.м в месяц;
* выполнить перерасчёт платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома, с 10 апреля 2019 года, следовательно, также по настоящее время;
* о выполнении предписания сообщить в Инспекцию.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 24.03.2020 в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Правилами N 75.
В рассматриваемом случае договор управления многоквартирным домом от 01.07.2019 (далее - Договор управления) заключен по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с Правилами N 75.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 76 Правил N 75 участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента (далее - предложение).
В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления МКД, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления МКД (пункт 71 Правил N 75).
Пунктом 83 Правил N 75 также предусмотрено, что указываемая в договоре управления многоквартирным домом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг, предусмотренный подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой определен по итогам конкурса, в случаях признания участника конкурса победителем в соответствии с пунктами 76 и 78 настоящих Правил.
При этом в силу пункта 55 Правил N 75 представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять обязательные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Общество осуществляет управление спорным многоквартирным домом на основании договора управления от 10.04.2019, заключенного по результатам открытого конкурса, проведенного Управлением коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Мурманской области.
Конкурсной документацией установлена цена договора для рассматриваемого многоквартирного дома. Аналогичный размер платы установлен и договором управления от 10.04.2019.
В частности, согласно пункту 3.2 данного договора плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для пользователей помещений включает в себя:
* плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечисленные в приложениях N 2 к рассматриваемому договору, и составляет 47 руб.60 коп. за кв.м помещения;
* плату за коммунальные услуги, перечисленные в приложении N 3 к этому же договору.
Плата за услуги по управлению многоквартирным домом включена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что Общество в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно начисляло потребителям не только плату за содержание жилого помещения в соответствии с заключенным договором на условиях конкурсной документации, но и дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Превышение установленного размера привело к увеличению платы за содержание жилого помещения от 47,6 до 110,88 руб. ежемесячно.
Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а управляющая организация, заявляясь на конкурс в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса.
Общество, посчитав, что плата за жилое помещение, определенная по конкурсу, не является окончательной и к ней можно добавить иные виды расходов, связанных с содержанием общего имущества, допустило, тем самым, заведомое получение преимущества относительно других участников конкурса. При этом ни договором управления, ни конкурсной документацией, ни законом возможности одностороннего изменения размера платы не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, оснований для дополнительного начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в одностороннем порядке у Общества не имелось.
Самостоятельное изменение управляющей организацией, выбранной по результатам проведения конкурса, размера платы за содержание и ремонт общего имущества, и взимание дополнительно платы, за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, противоречит вышеприведенным положениям Правил N 75 и части 7 статьи 156 ЖК РФ, а также не соответствует существу проводимых конкурсных процедур, исходя из которых участник конкурса, признанный его победителем, принимает на себя обязательства оказывать услуги по управлению многоквартирным домом на условиях, установленных конкурсной документацией.
При таких обстоятельствах, предписание Инспекции от 15.11.2019 N 1027/57 выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований, является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого предписания Инспекции недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания "Престиж" требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 по делу N А42-12917/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12917/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРЕСТИЖ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ