21 июля 2020 г. |
Дело N А83-5637/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльторг" - Любинецкий Н.В., по доверенности от 01.12.2019;
от Администрации города Алушты Республики Крым - Масыч А.Б., по доверенности N 02-13/2476 от 28.12.2019;
от Алуштинского городского совета Республики Крым - Масыч А.Б., по доверенности N 01.08/04 от 09.01.2020;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Абдуллаев Э.С., по доверенности N 963-Д от 30.12.2019;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2019 года по делу N А83-5637/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльторг" к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Алушты Республики Крым, Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Эльторг" (ранее - частное предприятие фирма "Эльторг"; далее - заявитель, ООО фирма "Эльторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Алуштинскому городскому совету Республики Крым (далее - Алуштинский городской совет, орган местного самоуправления) с требованием о признании незаконным и отмене решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 22.02.2019 N 59/19 "Об отмене решения Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12.04.2013 N 9/1220".
Спор рассмотрен с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Алушты Республики Крым, Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.12.2019 заявление общества удовлетворено, оспоренное решение признано незаконным и отменено, взысканы с Алуштинского городского совета Республики Крым в пользу общества расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, Администрация города Алушты Республики Крым (далее - Администрация) обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Администрация указывает, что в данном случае у органа местного самоуправления имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, поскольку на спорном земельном участке, предполагаемого к выкупу ООО фирма "Эльторг", находятся берегоукрепительные сооружения, собственником которых является муниципальное образование городской округ Алушта. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что предоставление земельного участка, представляющего собой набережные, улицы, пляжи кому-либо в собственность с целью использования его в частных целях противоречит как законодательству Украины, действовавшего в период возникновения спорных отношений, так и действующему законодательству Российской Федерации. Судом не учтено, что земельный участок, который предполагался к выкупу ООО фирма "Эльторг", расположен в границах 100-метровой зоны Черного моря, в водоохранной зоне и относится к землям особо охраняемых территорий, что свидетельствует об особом порядке использования и невозможности его предоставления в пользование в частных интересах с целью размещения торговых объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО фирма "Эльторг" не согласилось с ее доводами, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, указывая, что ни в апелляционной жалобе, ни в отмененном судом решении Алуштинского городского совета N 59/19 от 22 февраля 2019 года не содержится фактов и обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что решение Алуштинского городского совета N 9/1220 от 12.04.2013 принято с нарушением законодательства. Кроме того, полагает, что отмена спорного решения может быть осуществлена только в судебном порядке, поскольку, в результате выполнения решения Алуштинского городского совета N 9/1220 от 12 апреля 2013 года между ООО фирма "Эльторг" и Алуштинским городским советом возникли и действуют в настоящее время гражданско-правовые отношения.
Отзывы на апелляционную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации и Алуштинского городского совета поддержал изложенную в апелляционной жалобе позицию, просил судебное решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым согласился с доводами апелляционной жалобы, полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене, указывая, что орган местного самоуправления, отменяя спорное решение, действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Представитель общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльторг" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил принятое по делу решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили, что в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета АР Крым от 14.07.2000 N 617 обществу в аренду сроком до 31.05.2005 был предоставлен земельный участок площадью 0,0095 га из земель общего пользования городского совета для использования в коммерческих целях под размещение видовой площадки, заключен договор аренды земельного участка N 186 от 22.04.2000.
В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка по ходатайству общества о его продлении решением Алуштинского городского совета N 19/147 от 08.12.2004 договор аренды земельного участка площадью 0,0095га возобновлен под те же цели на новый срок до 01.01.2030.
На основании решения N 19/147 от 08.12.2004 между Алуштинским городским советом АР Крым и частным предприятием фирма "Эльторг" 24.01.2005 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01103 000 00:01:003:0050 (актуализированный кадастровый номер 90:15: 010103:1371) общей площадью 0,0095 га, в том числе улицы, площади набережные, который находится в г. Алушта, на городском пляже в районе Приморского парка, в редакции дополнительного соглашения к нему от 17.02.2012.
Названный договор с дополнительным соглашением к нему прошел государственную регистрацию, о чем в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли N 7 Алуштинского городского совета сделаны записи от 21.02.2005 N 040500200009 и от 01.08.2012 N011030004000354 соответственно.
Как следует из материалов дела, земельный участок по договору аренды от 24.01.2005 предоставлялся под обустройство видовой площадки, примыкающей к существующему объекту торговли - буфету (реконструирован в 2001 году под торговый павильон), расположенному на смежном земельном участке площадью 0,0089 га (актуализированный кадастровый номер 90:15:010103:163), находящемся в собственности общества согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок серии ЯЖ N 998362 от 13.07.2009.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 24.12.2012 года, выданному на основании решения N 516 от 14.12.2012 исполнительным комитетом Алуштинского городского совета, частному предприятию фирма "Эльторг" (правопреемник ООО фирма "Эльторг") принадлежит нежилое здание торгового павильона с летней и видовой площадками общей площадью 134,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Алушта, ул. Парковая, 2-Д. Право собственности зарегистрировано Крымским республиканским предприятием "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" 24.12.2012, о чем свидетельствует извлечение из реестра прав N 36937049, и перерегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 20.04.2017.
Торговый павильон с летней и видовой площадками расположен на двух смежных земельных участках: площадью 0,0089 га, кадастровый номер 90:15:010103:163 и площадью 0,0095 га, кадастровый номер 90:15: 010103:1371.
На находящемся в долгосрочной аренде земельном участке с кадастровым номером 90:15:010103:1371 обществом возведена согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации от 27.02.2012 N КР20212030030 видовая площадка с навесами к торговому павильону, представляющая собой навес литера "а" площадью 43,2 кв.м. с надстройкой над навесом площадью 49,7 кв.м. - 2 этажа, состоящий из металлических колонн, обшитых пластиком и гипсокартонном, навес литера "а1" площадью 52,0 кв.м. - 1 этаж из металлических колонн.
Решением 9 сессии 6 созыва Алуштинского городского совета от 12 апреля 2013 года N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки", обществу было дано согласие на продажу путем выкупа земельного участка несельскохозяйственного назначения, площадью 0,0095 га по адресу: г. Алушта, ул. Парковая, 2-Д, находящегося в аренде, для размещения видовой площадки, принадлежащей ЧП фирма "Эльторг", с отнесением земельного участка к землям жилой и общественной застройки.
Договором от 12.04.2013 об уплате авансового взноса в счет оплаты цены указанного земельного участка общество внесло авансовый платеж в размере 30 000 гривен.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 06.05.2016 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за муниципальным образованием городской округ Алушта Республики Крым зарегистрировано право собственности на берегоукрепительные сооружения г. Алушта на участок от буны N 41 до буны N 42 (центральная набережная восточнее ротонды) общей площадью 8 762,00 кв.м, кадастровый номер объекта недвижимости: 90:00:000:308, субъект права: Республика Крым.
Основанием для государственной регистрации права послужили распорядительные акты: постановление Государственного Совета Республики Крым от 22.03.2017 N 1513-1/17 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований в Республике Крым", распоряжение Совета министров Республики Крым от 27.03.2017 N 319-р "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований", передаточный акт от 02.05.2017, утвержденный Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым о передаче государственным автономным учреждением "Распорядительная" дирекция имущества Республики Крым" в муниципальную собственность берегоукрепительных сооружений (кадастровый номер объекта недвижимости: 90: 00: 000: 308, пункт 27) и постановление Главы муниципального образования городской округ Алушта от 07.06.2017 N 1366 "О включении гидротехнических сооружений в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым".
С целью переоформления права муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположено муниципальное имущество, управлением имущественных отношений Администрации города Алушты в рамках осуществления функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, начата процедура формирования данного земельного участка под берегоукрепительные сооружения.
Однако сформировать вышеуказанный земельный участок не представилось возможным ввиду наличия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым от 17.02.2015 по делу N А83-1621/2014, которым на Администрацию города Алушты Республики Крым и Алуштинский горсовет возложена обязанность в пределах их компетенции и полномочий, установленных решением 5 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета Республики Крым N 5/91 "О вопросах правопреемства" от 19.12.2014, исполнить решение 9 сессии 6 созыва Алуштинского городского совета от 12 апреля 2013 года N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки". На принудительное исполнение решения Арбитражного суда Республики Крым от 17.02.2015 выдан исполнительный лист ФС N 004826066 от 11.10.2017.
Отсутствие возможности в полной мере распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, эксплуатировать сооружения и сформировать земельный участок под берегоукрепительные сооружения, послужило основанием для принятия 22.02.2019 Алуштинским городским советом Республики Крым в порядке самоконтроля решения N 59/19 "Об отмене решения Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12 апреля 2013 года N 9/1220", которым отменено решение Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12.04.2013 N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки".
Полагая, что решение городского совета N 59/19 от 22.02.2019 является незаконным и нарушает права заявителя, ООО фирма "Эльторг" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Алуштинского городского совета не мотивировано и не основано на нормах законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых было принято отменяемое решение от 12.04.2013 N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки", в связи с чем сделал вывод, что оспоренное решение принято незаконно и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, суд счел, что между заявителем и Алуштинским городским советом на основании решения Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12.04.2013 N 9/1220 и договора об уплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка от 12.04.2013 возникли гражданско-правовые отношения, в связи с чем возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Полномочия органов местного самоуправления по отмене принятых ими муниципальных правовых актов закреплены в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу части 1 которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985, в определении от 11.06.2020 N 307-ЭС20-7682.
Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им правовой акт при условии его несоответствия законам и иным нормативным правовым актам или нарушения порядка его выдачи.
В рассматриваемом споре вывод суда об отсутствии у Алуштинского городского совета достаточных правовых оснований для отмены решения сделаны без учета приведенных выше положений закона, а также должной проверки процедуры предоставления разрешения на продажу спорного земельного участка для использования в коммерческих целях и доводов органа местного самоуправления о том, что предполагаемый к выкупу земельный участок находится на территории земель общего пользования.
Судом не принято во внимание, что земельный участок (кадастровый номер 01103 000 00:01:003:0050, актуализированный кадастровый номер: 90:15: 010103: 1371) предполагаемый к выкупу решением Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 12 апреля 2013 года N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки" общей площадью 0,0095 га, в том числе улицы, площади набережные, который находится в г. Алушта, на городском пляже в районе Приморского парка, предоставлен обществу по договору аренды от 24.05.2005 из земель общего пользования и расположен в границах 100-метровой зоны Черного моря, что обществом не оспаривается.
Указанное обстоятельство подтверждается также представленными в дело заявителем материалами проекта отвода земельного участка, согласно заключению Государственного комитета по земельным ресурсам Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым Алуштинского городского управления земельных ресурсов N 249 от 30.06.2000, заключению Управления главного архитектора о возможности закрепления земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" под оборудование видовой площадки, расположенной на городском пляже, земельный участок передавался в аренду в районе павильона, закрепленного ранее за ЧП Фирма "Эльторг", капитальность - из облегченных строительных конструкций, перспектива сноса - участок свободен от застройки, испрашиваемый земельный участок размещен в 100 метровой зоне строго режима / непосредственно на территории пляжа. При этом полученное согласование возможности предоставления спорного земельного участка обществу касалось временного оборудования видовой площадки на территории пляжа согласно разработанной архитектурной схеме дислокации.
Выделение земельного участка, занятого пляжем, усматривается также из Генерального плана г. Алушты, утвержденного постановлением Совета министров УССР от 27.12.1984 N 492
Таким образом, предоставление земельного участка было согласовано под обустройство временной видовой площадки из облегченных конструкций и в соответствии с проектом оборудования площадки на территории центрального городского пляжа.
Между тем, в таких зонах установлены ограничения использования земельных участков, в том числе установлен запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство, запрет на приватизацию земельных участков.
Согласно определенным законодательством целям использования территорий общего пользования и запрета на приватизацию данных земель такие земли не могут быть переданы в собственность, поскольку их использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения.
Запрет на приватизацию земель общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы и др.) в период принятия Алуштинскими городским советом решения от 12.04.2013 N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП фирма "Эльторг" был установлен подпунктом "а" части 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины, в связи с чем спорный земельный участок, сформированный за счет территории общего пользования, не мог быть предоставлен в частную собственность общества.
Кроме того, судом не учтены положения статьи 88 Водного кодекса Украины, согласно которой с целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливается прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды.
В пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливается пляжная зона, ширина которой определяется в зависимости от ландшафтно-формирующей деятельности моря, но не менее 100 метров от уреза воды.
К побережью морей, морских заливов и лиманов в пределах пляжной зоны обеспечивается беспрепятственный и бесплатный доступ граждан для общего водопользования, кроме земельных участков, на которых расположены гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения, санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, детские оздоровительные лагеря.
Между тем видовая площадка с навесами к торговому павильону к числу перечисленных объектов, размещение которых допустимо в пределах пляжной зоны, не относится.
Согласно выкопировке из карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 29.10.2018 N 56/1, выкопировке из карты градостроительного зонирования и карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 N 59/22, спорный земельный участок расположен на городском пляже в районе Приморского парка в зоне общественного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 11 статьи 1 названного Кодекса под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность конкретному лицу для коммерческих целей за счет земель общего пользования противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем земельный участок, представляющий собой набережные, пляжи не может быть представлен в собственность обществу с целью использования его в коммерческих целях.
Наличие вступившего в законную силу судебного акта от 17.02.2015 по делу N А83-1621/2014, которым на Администрацию города Алушты Республики Крым и Алуштинский горсовет возложена обязанность в пределах их компетенции и полномочий исполнить решение 9 сессии 6 созыва Алуштинского городского совета от 12 апреля 2013 года N 9/1220 "О выдаче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки" не препятствует органу в реализации своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку законность начатой процедуры предоставления земельного участка общего пользования в частную собственность путем его продажи обществу предметом исследования и оценки судов не являлась, выводы относительно допустимости предоставления пляжной зоны под объектом временного назначения (видовая площадка с надстройкой к торговому павильону) в соответствии требованиями Водного кодекса Украины в указанных судебных актах отсутствуют и судебные акты по названным основаниям не принимались.
При таких обстоятельствах не может считаться принятым на законных основаниях решение органа местного самоуправления при нарушении порядка его выдачи в связи с наличием прямого законодательного запрета на приватизацию земель общего пользования, поэтому орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятое решение ввиду его несоответствия законам и иным нормативным правовым актам.
В этой связи, поскольку спорный земельный участок несельскохозяйственного назначения площадью 0,0095 га по адресу: г. Алушта, ул. Парковая, 2-Д не подлежал продаже обществу, Алуштинский городской совет оспариваемым решением правомерно отменил в порядке самоконтроля ранее принятый ненормативный акт, как несоответствующий требованиям законодательства. Данное полномочие следует из положений части 4 статьи 7, пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктов 5, 37 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Вопреки выводам суда первой инстанции отмененное решение Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12.04.2013 N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки" не породило определенные гражданско-правовые последствия для общества, поскольку не было реализовано, в связи с чем его отмена в рамках самоконтроля действующему законодательству не противоречит. При этом сам по себе факт уплаты авансового взноса в счет оплаты цены предполагаемого к продаже земельного участка не свидетельствует о возникновении гражданских прав на земельный участок в рамках реализации отмененного решения органа местного самоуправления.
Решение Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 22.02.2019 N 59/19 "Об отмене решения Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12 апреля 2013 года N 9/1220", которым отменено решение Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым 9 сессии 6 созыва от 12.04.2013 N 9/1220 "О даче согласия на продажу земельного участка ЧП Фирма "Эльторг" и проведении его экспертной денежной оценки" в данном случае не нарушает прав общества, поскольку общество не является субъектом права на получение в собственность земельного участка, отнесенного к территории общего пользования.
При таких обстоятельствах отсутствует нарушенное право заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре, как необходимая составляющая для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Данный вывод соответствует положениям части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, из смысла которых следует, что предъявление соответствующего требования не может носить абстрактный характер, а должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов обратившегося в суд лица.
Таким образом, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, а поэтому у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2019 года по делу N А83-5637/2019 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью фирма "Эльторг" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5637/2019
Истец: ООО ФИРМА "ЭЛЬТОРГ"
Ответчик: АЛУШТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АЛУШТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ ИМУЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ