г. Вологда |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А13-21403/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Вологодской области представителя Селяниной И.П. по доверенности от 11.03.2020, от казенного учреждения Вологодской области в сфере культуры, туризма и архивов "Вологодский областной информационно-аналитический центр" представителя Семеновой А.М. по доверенности от 28.02.2020 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2020 года по делу N А13-21403/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; ИНН 3525113955, ОГРН 1023500876211; далее - Центр) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к бюджетному учреждению культуры Вологодской области "Вологодский областной театр кукол "Теремок" (адрес: 160035, город Вологда, улица Ленина, дом 21; ИНН 3525013083, ОГРН 1023500885814; далее - Театр) о взыскании 32 849 руб. 46 коп. излишне выплаченной работнику Театра пенсии за период с 01.08.2017 по 31.01.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; ИНН 3525113955, ОГРН 1023500876211; далее - Отделение), государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации в городу Вологде по Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; ИНН 3525113955, ОГРН 1023500876211; далее - Управление), казенное учреждение Вологодской области в сфере культуры, туризма и архивов "Вологодский областной информационно-аналитический центр" (адрес: 160000, город Вологда, улица М.Ульяновой, дом 10; ИНН 3525105129, ОГРН 1023500888531; далее - Учреждение).
Определением суда от 06.12.2019 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 14.02.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 19.05.2020 в иске отказано.
Центр с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не рассмотрел ходатайство об истребовании у Театра и Учреждения информации о том, какие документы для составления отчетности СЗВ-М за май 2017 года представлены последнему и в отношении каких заинтересованных лиц. Применение судом правил преюдиции недопустимо.
Представитель Центра в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, заявил ходатайство об истребовании у ответчика и третьего лица Учреждения дополнительных документов.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили в удовлетворении жалобы и ходатайства отказать, решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев заявленное Центром ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, апелляционный суд с учетом возражений со стороны Учреждения со ссылкой на отсутствие у него данных документов отказал в его удовлетворении на основании статей 67, 68 и части 2 статьи 268 АПК РФ. Истец не смог пояснить, какие конкретно документы необходимо истребовать у ответчика и третьего лица, и каким образом они соотносятся с настоящим делом.
Выслушав представителей Центра и Учреждения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Театр зарегистрирован в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, регистрационный номер 045-024-000199.
Волотовский А.В. являлся получателем страховой пенсии по старости, одновременно он осуществлял трудовую деятельность в Театре.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения должны представляться по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Как указано в исковом заявлении, Театр 15.06.2017 представил Управлению сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года на застрахованное лицо Волотовского А.В. Поскольку сведений о том, что он трудоустроен в Театре, не содержалось, Управление приняло решение о выплате ему страховой пенсии с учетом индексации, предусмотренной положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Поскольку Театр 25.04.2019 представил сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за май 2017 года о застрахованном лице Волотовском А.В., Управление пришло к выводу, что пенсионер работал и не имел права на индексацию пенсии за период с 01.08.2017 по 31.01.2019.
В связи с переплатой Театру пенсии за период с 01.08.2017 по 31.01.2019 у Центра возникли убытки в размере 32 849 руб. 46 коп.
Полагая, что убытки возникли по вине ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, при прекращении трудовой деятельности страховая пенсия выплачивается с учетом индексаций, имевших место в период осуществления работы.
В случае если пенсионер после этого вновь устроился на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения: наличие убытков и их размер, вина причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственная связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ предусмотрено, что суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из материалов дела видно, что за непредставление в установленный срок сведений в Пенсионный фонд России о застрахованном лице Волотовском А.В. за май 2017 года Управление приняло решение от 11.09.2019 N 045S19190009135 о привлечении Театра к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, наложена финансовая санкция в 500 руб.
Не согласившись с данным решением, Театр обратился в Арбитражный суд Вологодской области в рамках дела N А13-22483/2019 с заявлением о признании данного решения недействительным. В обоснование заявленных требований Театр указал, что ведение бухучета и предоставление сведений в Пенсионный фонд России в соответствии с пунктом 8 постановления губернатора Вологодской области от 13.10.2016 N 605 и распоряжением Департамента культуры и туризма Вологодской области от 23.12.2016 N 115-р, соглашением от 11.04.2017 N 10 (пункт 7.1) возложено на централизованную бухгалтерию, утвержденную правительством Вологодской области, а именно Учреждение. В обязанности данной организации в соответствии с административным регламентом и пунктом 1.1 соглашения входит предоставление отчетности во внебюджетные фонды. Сведения по форме СЗВ-М в период с мая 2017 года по март 2019 года передавались именно этим лицом. Вины Театра в ошибочности переданных сведений не имеется. Возвращены данные функции Театру только с марта 2019 года.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.01.2020 по делу N А13-22483/2019 решение Управления от 11.09.2019 N 045S19190009135 признано недействительным.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ по общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае Театром доказано отсутствие его вины в причинении вреда Центру.
При этом суд указал, что доводы Учреждения о том, что сведения на работника Театра переданы им в последующий месяц и далее, в данном иске не исследуются, не подлежат правовой оценке, поскольку они на вынесенное судом решение влиять не могут.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2020 года по делу N А13-21403/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-21403/2019
Истец: ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ по Вологодской области
Ответчик: БУК ВО "Вологодский областной театр кукол "Теремок"
Третье лицо: ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, ГУ управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологде по Вологодской области, КУ ВО "Вологодский областной информационно-аналитический центр"