г. Саратов |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А12-35165/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солониной И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2020 года по делу N А12-35165/2019 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров" (400075, Волгоградская область, город Волгоград, улица Шекснинская, дом 95, помещение 193, ОГРН 1053443004933, ИНН 3443063559)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580),
заинтересованные лица: акционерное общество "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д 9А, оф 7, ИНН 3445061691, ОГРН 1033400476757), общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ИНН 3444259579, ОГРН 1163443068722), Алабужева И.В., Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров" (далее - ООО "УК "7 Ветров", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) от 04.07.2019 N 455-лк о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2020 года отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
ООО "УК "7 Ветров" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Акционерное общество "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (далее - АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК"), общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее - ООО "Концессии теплоснабжения"), Алабужева И.В., Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 17 июня 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 16.04.2019 N 1918 (т.2 л.д.30-32) Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил осуществления предпринимательской деятельности ООО "Управляющая компания "7 Ветров" по управлению многоквартирным домом N 7 "Г" по ул. Ангарская г. Волгоград (далее - МКД 7 "Г").
В ходе проверки выявлено, что в феврале 2019 года при начислении потребителю квартиры N 184 МКД N 7 "Г" по ул. Ангарская г. Волгограда платы по коммунальной услуге "отопление" объём тепловой энергии, принимаемый к расчёту управляющей организацией, учитывался с неверным разделением тепловой энергии, пошедшей на предоставление коммунальной услуги по отоплению, потребляемой жилыми и нежилыми помещениями данного многоквартирного дома, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 42 (1) и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Кроме того, в платёжном документе за февраль 2019 года потребителя квартиры N 184 МКД N 7 "Г" произведён перерасчёт (доначисление) платы за горячее водоснабжение, которая является размером превышения платы за соответствующую коммунальную услугу и увеличивает плату по строке "тепловая энергия для ГВС", рассчитанную за прошлые периоды, что является нарушением подпункта "г" пункта 31, пунктов 36, 37 и 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.05.2019 N 1918-р (т.2 л.д.2-10).
Также 15 мая 2019 года Управлением "Жилищной инспекции Волгограда" администрации Волгограда обществу выдано предписание N 1918-р о прекращении нарушений обязательных требований, а именно, Правил предоставления коммунальных услуг (т.1 лд.17-18). Впоследствии данное предписание отозвано решением Управления "Жилищной инспекции Волгограда" от 30 октября 2019 года (т.1 л.д.64-65).
По факту выявленного нарушения 14 июня 2019 года в отношении общества составлен протокол N 455-лк об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ (т.1 л.д.108-116). Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО "УК "7 Ветров" Попова Э.В., действующего на основании доверенности от 25.01.2019. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом (т.1 л.д.117-118).
Постановлением от 04.07.2019 N 455-лк ООО "УК "7 Ветров" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения (т.1 л.д.75-80).
Не согласившись с данным постановлением ООО "УК "7 Ветров" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, а также о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменённого ему правонарушения, а также из того, что обществом не предоставлены надлежащие доказательства правильности произведённого расчёта тепловой энергии в спорный период.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на нарушение вынесенным постановлением о привлечении общества к административной ответственности прав и законных интересов заявителя, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по начислению и расчёту платы, а также снятию показаний общедомовых приборов учёта (далее - ОДПУ). Произведённое начисление платы, по мнению общества, не ущемляет интересы потребителя.
Как указывает заявитель, расчёт и начисление платы за отопление и горячее водоснабжение осуществляет не управляющая компания, а иное лицо - ООО "Концессии теплоснабжения".
В апелляционной жалобе общество указывает на неверный расчёт административного органа, произведённый в акте проверки, ввиду неверного определения общей площади жилых и нежилых отапливаемых помещений в многоквартирном доме и показаний ОДПУ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, ООО "УК "7 Ветров" осуществляет управление МКД 7 "Г" по ул. Ангарская, г. Волгоград на основании договора управления многоквартирным домом от 09.01.2018 N 7р/185(далее - договор управления) (т.2 л.д.96-102).
Исходя из условий договора управления многоквартирным домом, заключённого ООО "УК "7 Ветров" с собственниками помещений, исполнителем коммунальной услуги по отоплению для потребителей является управляющая организация ООО "УК "7 Ветров" (пункт 2.1.13 договора).
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, производить в установленном данными Правилами порядке расчёт размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчёт размера платы за коммунальные услуги.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управляющая организация обязана обеспечить выполнение стандарта управления многоквартирным домом в части организации и осуществления расчётов за коммунальные услуги, в том числе: начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платёжных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществления управляющими организациями расчётов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В силу приведённых правовых норм ООО "УК "7 Ветров", как исполнитель коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению для потребителей многоквартирного дома, несёт ответственность, в том числе, за соблюдение требований Правил предоставления коммунальных услуг при осуществлении расчёта платы за предоставленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению и отоплению.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что расчёт и начисление платы за отопление и горячее водоснабжение осуществляет не управляющая компания, а иная организация, отклонён судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Положениями заключённого между ООО "УК "7 Ветров" и ООО "Концессии теплоснабжения" договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.10.2016 N 006407 (т.1 л.д.23-27) предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платы с населения за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, а также проведению перерасчёта и корректировки платы за данную коммунальную услугу на основаниях и в порядке, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Исходя из пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёта размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, МКД N 7Г по ул. Ангарской не имеет централизованного отопления и горячего водоснабжения. Горячая вода приготавливается самостоятельно с использованием индивидуального теплового пункта (ИТП).
МКД N 7 "Г" оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, группа учёта: отопление и тепловая энергия для подогрева воды (без разделения объёмов). ОДПУ горячего водоснабжения отсутствует. Имеются индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения и тепловой энергии.
Также в МКД имеется ОДПУ холодного водоснабжения (т.3 л.д.53), учитывающий весь объем холодной воды, поступивший в дом (как пошедший для нужд холодного водоснабжения, так и пошедший на подогрев для нужд горячего водоснабжения).
Сведения о наличии в МКД N 7Г приборов учёта и их видах представлены самим ООО "УК "7 Ветров" (т.2 л.д.36-39).
В ходе проверки начисления платы по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" за февраль 2019 года административным органом установлено, что ООО "УК "7 Ветров" объём тепловой энергии, принимаемый к расчёту, учитывался с неверным разделением объёма тепловой энергии, пошедшей на приготовление горячего водоснабжения и отопления, потребляемого жилыми и не жилыми помещениями МКД N 7 "Г".
Согласно техническому паспорту по МКД N 7 "Г" (т.3 л.д.44) жилая площадь квартир составляет 11490,5 кв.м, в том числе нежилая площадь 5904,1 кв.м, площадь нежилых помещений составляет 476,5 кв.м. Итого, общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 11 967 кв.м (11490,5 кв.м + 476,5 кв.м).
Доказательств того, что какие-либо из нежилых помещений или все они являются неотапливаемыми, в материалы дела обществом не предоставлено.
Поскольку ОДПУ тепловой энергии не разделяет объёмы, израсходованные на отопление, и объёмы, пошедшие на приготовление горячей воды, то разделение объёма в ходе расчётов произведено административным органом с использованием установленных приложением N 7 к договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.10.2016 N 006407 расчётных величин теплосодержания для определения затраченной тепловой энергии для подогрева холодной воды (м3) при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Проверив расчёт, сделанный административным органом при составлении акта проверки от 15.05.2019 N 1918-р и протокола от 14.06.2019 об административном правонарушении, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о применении Управлением при производстве расчётов неверной расчётной величины теплосодержания (коэффициент) для систем ГВС с неизолированными стояками и полотенцесушителями 0,064 Гкал/мЗ (как величина средняя по году), в то время как приложением N 7 к договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.10.2016 N 006407 (т.1 л.д.33) на февраль установлен коэффициент 0,070 Гкал/мЗ.
При этом расчёт, приведённый Управлением в постановлении от 04.07.2019 о назначении административного наказания, сделан при использовании правильного коэффициента 0,070 Гкал/мЗ.
Согласно постановлению от 04.07.2019 о назначении административного наказания управление определил объём тепловой энергии, пошедший на отопление, исходя из показаний общедомового прибора учёта за минусом объёма тепловой энергии, пошедшего на приготовление ГВС, полученного с применением коэффициента 0,070 Гкал/мЗ для определения затраченной тепловой энергии для подогрева холодной воды при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Собственный расчёт обществом в материалы дела не предоставлен.
Доводы заявителя о допущенных Управлением при составлении протокола об административном правонарушении ошибках в расчёте сами по себе не опровергают установленный факт неверного разделения обществом общего объёма тепловой энергии в нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, доводы общества о неверном расчёте, произведённом административным органом, отклонены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем ни инспекции в ходе рассмотрения административного дела, ни суду первой инстанции не предоставлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине общества во вменённом ему правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23.3 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия признала верным вывод суда первой инстанции о соблюдении административным органом предусмотренной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено, общество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта ущемления интересов потребителя не опровергают выводы суда о наличии в действиях ООО "УК "7 Ветров" события и состава вменённого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судебного акта, поскольку требования заявителя рассмотрены по существу. Заявителем не предоставлено доказательств, опровергающих наличие в его действиях состава вменённого ему административного правонарушения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 марта 2020 года по делу N А12-35165/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35165/2019
Истец: ООО "УК "7 Ветров", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "7 ВЕТРОВ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА", Алабужева Ирина Владимировна, АО "ИВЦ ЖКХ И ТЭК", Арбитражный суд Волгоградской области, ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"