Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2020 г. N Ф07-12312/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-113673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Загараева Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Лопатин Т.В. по доверенности от 27.04.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Никифоров А.В. по паспорту
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6976/2020) Товарищества собственников жилья "Светлановский 115" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 по делу N А56-113673/2019(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Светлановский 115"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: индивидуальный предприниматель Никифоров А.В.
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Светлановский 115" (далее - ТСЖ, Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 26.09.2019 N 09/1919-р.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен индивидуальный предприниматель Никифоров А.В.
Решением от 14.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что ТСЖ подачу энергоснабжения в нежилых помещениях не прекращало и не приостанавливало. Ссылается на то, что факт наличия задолженности Никифорова А.В. и факт вручения ему уведомления подтверждается материалами дела. Указывает, что актом от 21.10.2002 установлено, что в помещении должен находиться магазин, поскольку максимально допустимая нагрузка для данного помещения составляет 2,4 кВА, однако в последнее время в этом помещении находился продуктовый магазин, холодильные установки которого значительно превышают максимальную допустимую нагрузку.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, третье лицо просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Заместителя начальника Инспекции - заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга В.В. Матюхина N 09/1919-р от 09 сентября 2019 года, была проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении: от 27.08.2019 вх. N ОБ-18281-2/19-0-0 о нарушении ТСЖ "Светлановский 115" прав потребителей в части предоставления жилищных услуг.
По результатам проверки составлен акт проверки N 09/1919-Р от 26.09.2019.
В ходе проверки государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга выявлены следующие нарушения: ТСЖ "Светлановский 115" 29 августа 2019 года прекращено обслуживание вводных устройств электросети нежилых помещений 16Н и 18Н, как следствие прекращено предоставление подачи электроэнергии в эти помещения, что является нарушением требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Приложение 1, гл. IV п. 9)
На основании этого Инспекцией сделан вывод о том, что ТСЖ "Светлановский 115" не обладает правовыми основаниями для прекращения предоставления подачи электроэнергии в нежилые помещения 16Н и 18Н, расположенные в многоквартирном доме N 115 по Светлановскому пр. города Санкт-Петербурга.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание N 09/1919-р от 26.09.2019 (далее - Предписание), которым ТСЖ "Светлановский 115" в срок до 10.10.2019 предписано восстановить подачу электроснабжения в нежилые помещения 16Н и18Н.
Не согласившись с указанным предписанием, ТСЖ оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов урегулирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "в" пункта 3 названных Правил в качестве одного из условий предоставления коммунальных услуг потребителю установлено, что их предоставление осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу статьи 155 ЖК РФ своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью граждан.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами.
Пунктом 118 Правил N 354 определено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" названного пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Из материалов дела усматривается, что ТСЖ приняло меры по ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в нежилых помещениях 16Н и 18Н по указанному адресу в связи с наличием задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Вместе с тем судом первой инстанции правомерно установлено, что доказательств имеющейся задолженности Товариществом не представлено, уведомление собственнику помещения заказным письмом не направлялось, в связи с чем заявитель грубо нарушил порядок ограничения предоставления коммунальных услуг, фактически лишив должника возможности оплатить задолженность по электроснабжению.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в частности, разъяснено, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Оснований для приостановления услуг в связи с возникновением аварийной ситуации не имелось, доказательств наличия соответствующей угрозы ТСЖ не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что материалы дела свидетельствуют о несоблюдении Товариществом приведенных выше положений Правил предоставления коммунальных услуг, а выданное Товариществу предписание является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 февраля 2020 года по делу N А56-113673/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Светлановский 115" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113673/2019
Истец: ТСЖ "Светлановский 115"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: НИКИФОРОВ А.В.
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12312/20
18.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6976/20
23.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6976/20
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-113673/19