город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2020 г. |
дело N А32-3195/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Четыре сезона"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.05.2020 по делу N А32-3195/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Четыре сезона" (ИНН 2308176314, ОГРН 1112308001860)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Четыре сезона" (далее - заявитель, ООО "УК Четыре сезона", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об административном правонарушении от 21.11.2019 N 001993.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "УК Четыре сезона" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что протокол об административном правонарушении, поскольку он не соответствует ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Прокуратура Московского района проводила документарную проверку соблюдения жилищного законодательства, а протокол консультантом ГЖИ Краснодарского края составлен по нарушению лицензионных требований. Общество указывает, что выездная проверка жилых домов по адресу Краснодарский край, пгт. Псебай, ул. 60 лет Октября д. 8, д. 10, д. 14 прокуратурой Мостовского района не проводилась, управляющая компания на неё не приглашалась. ГЖИ Краснодарского края не назначало внеплановую проверку по соблюдению лицензионных требований по управлению многоквартирными домами по адресу Краснодарский край, пгт. Псебай, ул. 60 лет Октября д. 8, д. Ю, д. 14. Общество не бездействует и принимает все необходимые меры для соблюдения интересов собственников и действующего жилищного законодательства. Вина в действиях ООО "УК Четыре сезона" отсутствует.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по поручению прокуратуры Краснодарского края Инспекцией 23.09.2019 было принято участие в проверке, проводимой прокуратурой Мостовского района, на основании коллективных обращений граждан по вопросам нарушения жилищного законодательства управляющей организацией ООО "УК Четыре Сезона" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами N 8, 10 и 14 по улице 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского района.
В ходе проверки установлено, что согласно реестру лицензий Краснодарского края с 01.08.2019 г. деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами осуществляет ООО "УК Четыре Сезона".
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 8 по улице 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского района 5-ти этажный, 4-х подъездный, 60-ти квартирный, кровля шиферная, оборудован системами центрального газоснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
По результатам визуального осмотра многоквартирного дома N 8, Инспекцией были выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- отсутствует надпись на двери подвального помещения о месте хранения ключа от подвального помещения, что является нарушением п. 3.4.5 Правил N 170;
- на проемы, каналы и отверстия технического подполья в многоквартирном доме N 8 не установлены сетки (размер ячейки 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов, что является нарушением 3.4.7 Правил N 170;
- на вводе в здание теплопроводов внутридомовых инженерных систем отопления до и после запорной арматуры не установлены поверенные контрольно-измерительные приборы (манометры, термометры), которые должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям п. 5.2.24 Правил N 170, п. 10 Правил N 491;
- трубопроводы и арматура системы отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, частично не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением п. 5.2.22 Правил N 170, п.10 Правил N 491;
- межпанельные стыки имеют отдельные места разрушения гидроизоляции, что является нарушением п. 4.2.1.7. Правил N 170, п. 11 Правил N 491;
- не обеспечено устранение неисправности системы водоотвода: наружного (нарушение сопряжений отдельных элементов приемных лотков и воронок, между собой и с кровлей), протекание стыковых соединений водосточное стояка, ухудшена работы системы, что является нарушением п. 4.6.4.1 Правил N 170; п. 11 Правил N491;
- не обеспечено исправное состояние остекления на лестничных клетках, что является нарушением п. 4.8.14 Правил N 170; п. 11 Правил N 491.
Многоквартирный дом N 10 по улице 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского района 5-ти этажный, 4-х подъездный, 60-ти квартирный, кровля шиферная, оборудован системами центрального газоснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. В ходе визуального осмотра многоквартирного дома N 10, Инспекцией выявлены следующие нарушения Правил N 491 и Правил N 170, а именно:
- отсутствует надпись на двери подвального помещения о месте хранения ключа от подвального помещения, что является нарушением п. 3.4.5 Правил N 170;
- на все проемы, каналы и отверстия технического подполья многоквартирного дома N 10 не установлены сетки (размер ячейки 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов, что является нарушением 3.4.7. Правил N 170;
- трубопроводы и арматура системы отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, частично не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением п. 5.2.22 Правил N 170, п.10 Правил N 491;
- межпанельные стыки имеют отдельные места разрушения гидроизоляции, что является нарушением п. 4.2.1.7. Правил N 170, п. 11 Правил N 491;
- не обеспечено устранение неисправности системы водоотвода: наружного (нарушение сопряжений отдельных элементов приемных лотков и воронок, между собой и с кровлей), протекание стыковых соединений водосточного стояка, ухудшена работы системы, что является нарушением п. 4.6.4.1 Правил N 170; п. 11 Правил N 491;
- не обеспечено исправное состояние остекления на лестничных клетках, что является нарушением п. 4.8.14 Правил N 170; п. 11 Правил N 491;
Многоквартирный дом N 14 по улице 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского района 5-ти этажный, 6-подъездный, 100-ти квартирный, кровля шиферная, оборудован системами центрального отопления горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. Системой центрального газоснабжения данный многоквартирный дом не оборудован, инженерных сетей газоснабжения не имеет, оборудован электроплитами. В ходе визуального осмотра многоквартирного дома N 14, Инспекцией выявлены следующие нарушения Правил N 170 и 11 Правил N 491, а именно:
- отсутствует надпись на двери подвального помещения о месте хранения ключа от подвального помещения, что является нарушением п. 3.4.5 Правил N 170;
- отмостка не имеет поперечных уклонов от стен здания. Просадки, щели и трещин образовавшиеся в отмостке, не заделаны материалами аналогичными покрытию, что является нарушением п. 4.1.6. п. 4.1.7. Правил N 170, п.11 Правил N 491;
- на все проемы, каналы и отверстия технического подполья многоквартирного дома N 14 не установлены сетки (размер ячейки 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов, что является нарушением 3.4.7. Правил N 170, п.11 Правил N491;
- наружные входные двери в подъезды не имеют самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы), что является нарушением п. 3.2.11 Правил N 170, п.11 Правил N 491;
- трубопроводы и арматура системы отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, частично не имеют тепловую изоляцию, что является нарушением п. 5.2.22 Правил N 170, п.10 Правил N 491;
- межпанельные стыки имеют отдельные места разрушения гидроизоляции, что является нарушением п. 4.2.1.7. Правил N 170, п. 11 Правил N 491;
- не обеспечено устранение неисправности системы водоотвода: наружного (нарушение сопряжений отдельных элементов приемных лотков и воронок, между собой и с кровлей), протекание стыковых соединений водосточного стояка, ухудшена работы системы, что является нарушением п. 4.6.4.1 Правил N 170; п. 11 Правил N491;
- не обеспечено проведение мероприятий по подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка). При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит обеспечить весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (внутридомовые сети системы отопления), что является нарушением п. 2.6.5 Правил N 170 и п. 10, п. 11 Правил N 491.
По результатам проверки инспекцией установлено в действиях (бездействиях) ООО "УК Четыре Сезона" при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 8, 10 и 14 по ул. 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского нарушений лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; Правил N 491, Правил N 170.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции Краснодарского края в отношении ООО "УК Четыре Сезона" составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 004509 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом Госжилинспекции Краснодарского края было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 21.11.2019 N 001993 о привлечении ООО "УК Четыре Сезона" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановление об административном правонарушении от 21.11.2019 N 001993
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
ООО ООО "УК Четыре Сезона" осуществляет свою деятельность по управлению МКД на основании выданной в установленном порядке лицензии.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика в течение согласованного срока -ад плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Изучив материалы дела, суд установил, что ООО "УК Четыре Сезона" при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 8, 10 и 14 по ул. 60 лет Октября в пгт. Псебай Мостовского нарушены лицензионные требования, установленные частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; Правил N 491, Правил N 170.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "УК Четыре Сезона" как лицо, осуществляющее на основании лицензии управление многоквартирными домами, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, учитывая, что в данном случае допущенные заявителем нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих либо находящихся в спорных многоквартирных домах
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Довод общества о нарушении инспекцией порядка привлечения к административной ответственности правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Уведомление от 22.10.2019 о вызове для составления протокола об административном правонарушении было направлено по адресу регистрации ООО "УК Четыре сезона" заказным почтовым отправлением с идентификационным номером 35099136217785. Согласно отчету об отслеживании отправления 05.11.2019 уведомление о вызове для составления протокола было вручено адресату.
Протокол об административном правонарушении от 15.11.2019 N 004509 был составлен в отсутствие представителя ООО "УК Четыре сезона", копия протокола была направлена по адресу регистрации ООО "УК Четыре сезона" заказным почтовым отправлением с идентификационным номером 35099140139172, а также на адрес официальной электронной почты:
uk4sezona@y yandex.ru.
Заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (в пункте 7 протокола указано место и время рассмотрения дела - 21.11.2019 с 09.00 до 12.00 по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 176-178, кабинет N 203).
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки заместителем руководителя Инспекции было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 21.11.2019 N 001993, которым ООО "УК Четыре сезона" было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
С учетом того, что корреспонденция направлялась административным органом по адресу места нахождения организации, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, риск наступления неблагоприятных последствий необеспечения получения почтовой корреспонденции по своему адресу места нахождения несет юридическое лицо.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что протокол не является допустимым доказательством, поскольку не соответствует ст. 28.2 КОАП РФ, так как местом совершение правонарушения указан юридический адрес общества, при этом управление домами осуществляется по месту их нахождения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 Кодекса). Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Судебная коллегия установила, что в протоколе об административном правонарушении административный орган указал в пункте 2 сведения о правонарушителе наименование и юридический адрес общества, в пункте 3 указал место совершения правонарушения по месту нахождения домов, находящихся в управлении общества.
Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя о том, что проверку проводила прокуратура, а протокол составлен консультантом ГЖИ Краснодарского края.
При этом, суд исходит из того, что выполнение управляющей организацией предусмотренных указанными выше нормативными актами обязанностей является лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В этой связи вне зависимости от того, каким органом и при осуществлении какого вида контроля (надзора) выявлены нарушения соответствующих лицензионных требований в деятельности управляющей организации, они подлежат квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того в силу части 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, в том числе и по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, прокуратура вправе осуществлять надзор за соблюдением, в том числе лицензионного законодательства и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением лицензионных требований, в том числе в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2020 по делу N А32-3195/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3195/2020
Истец: ООО "УК Четыре сезона", ООО УК "Четыре сезона"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края