Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 ноября 2020 г. N Ф10-3876/20 настоящее постановление оставлено без изменения
22 июля 2020 г. |
Дело N А83-1336/2020 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ЖК-3" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2020 года по делу N А83-1336/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению товарищества собственников жилья "ЖК-3" (ОГРН 1149102133410; бульв. Старшинова, 5, кв. 28, г. Феодосия, Республика Крым, 298100)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (ОГРН 1149102012773; ул. Украинская, 44, г. Феодосия, Республика Крым, 298100)
о признании недействительными актов и решений,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ЖК-3" (далее - заявитель, ТСЖ "ЖК-3", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованиями о признании недействительными актов о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 N 091S18190018910, N091S18190018912, а также решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее - Управление) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.12.2019 N091S18190018978, N091S18190018979.
Заявление было принято к производству и рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 марта 2020 года по делу N А83-1336/2020, путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение суда составлено 16 апреля 2020 года.
Полагая, что указанный судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, при не полном выяснении обстоятельств по делу, Товарищество обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по основаниям, подробно изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующих мотивов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 25.12.2014 ТСЖ "ЖК-3" зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда Республики Крым и ему присвоен следующий регистрационный номер 091-015-002005.
ГУ-УПФ в г. Феодосии (межрайонное), на основании представленных товариществом 15.10.2019 и 01.11.2019, соответственно, по ТКС нулевых форм СЗВ-М (исх) за сентябрь и октябрь 2019 года проведена камеральная проверка соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по результатам которой 28.11.2019 составлены соответствующие акта о выявлении правонарушения N 091S18190018910, N 091S18190018912 (л.д. 89-90).
Согласно актам проверки N 091S18190018910, N 091S18190018912 фондом выявлено нарушение заявителем законодательства Российской Федерации в части непредставления СЗВ-М (исх.) на председателя правления Алимову Л.И., являющегося застрахованным лицом.
26.12.2019 начальником ГУ-УПФ в г. Феодосии (межрайонное) в отношении заявителя вынесены два решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе общеобязательного пенсионного страхования N 091S19190018978 и N 091S19190018979, согласно которым ТСЖ "ЖК-3" привлечено к ответственности за непредоставление сведений о застрахованном лице по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), и ему назначен штраф в общем размере 1 000 рублей (л.д. 92-93)
ТСЖ "ЖК-3", полагая, что актами проверки от 28.11.2019 и решениями N 091S19190018978 и N 091S19190018979 нарушаются его права и законные интересы, обратилось в суд с данным заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором содержатся предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение Товариществом срока представления формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за сентябрь и октябрь 2019 года, Пенсионным фондом обоснованно начислены финансовые санкции в размере 1000,00 руб.
Относительно доводов апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований предоставления отчетности по форме СЗВ-М в органы Пенсионного фонда на председателя правления Товарищества, поскольку председатель правления действует исключительно в интересах собственников жилых помещений, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях признаков трудовых отношений, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 123.14 "Особенности управления в товариществе собственников недвижимости" Гражданского кодекса Российской Федерации в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 Жилищного кодекса).
На основании положений частей 1 и 3 статьи 147 Жилищного кодекса руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса установлено, что общее собрание членов ТСЖ, являющееся высшим органом управления ТСЖ, определяет размер вознаграждения, в частности, председателя правления товарищества.
В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку статьей 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции согласно нормам, предусмотренным в статье 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с Федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Таким образом, исходя из содержания указанной статьи ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации.
Из изложенных норм следует, что даже при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в понимании ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу работника, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Аналогичный правовой подход изложен в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N ГД-4-11/22067@, от 27.11.2019 N БС-4-11/24160@, от 30.10.2019 N03-15-05/83472, от 10.09.2019 NБС-4-11/18162@, от 13.02.2019 N03-15-06/10549, от 18.06.2018 N03-15-05/41578, от 20.10.2017 N03-15-05/68646, от 12.04.2017 NБС-4-11/6940@, от 24.03.2017 N03-15-07/17273.
Из материалов дела следует и подтверждается Товариществом, что Алимова Л.И. в спорный период осуществляла функции председателя правления в рамках предоставленных ей законом полномочий.
При указанных обстоятельствах, учитывая выполнение председателем правления возложенных на нее функций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Алимовой Л.И. относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.
С учетом изложенного, вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, у Товарищества имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в отношении председателя правления за сентябрь и октябрь 2019 года.
Прекращая производство по делу в части заявления общества по обжалованию актов, суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
ТСЖ "ЖК-3" в рамках данного дела заявлено требование о признании недействительными актов о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 N 091S18190018910, N 091S18190018912.
При этом, под ненормативным правовым актом следует понимать юридически властное волеизъявление государственного, муниципального или иного органа управления, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Признаками ненормативного правового акта - акт проверки не обладает, поскольку не носит властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает права и законные интересы заявителя, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В акте излагаются установленные при проведении проверки обстоятельств. А поэтому он не может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2019 N 310-ЭС19-1822 по делу N А35-8140/2017).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Поскольку определением от 10.06.2020 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит взысканию с ТСЖ "ЖК-3" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2020 года по делу N А83-1336/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ЖК-3" - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ЖК-3" (ОГРН 1149102133410; бульв. Старшинова, 5, кв. 28, г. Феодосия, Республика Крым, 298100) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1336/2020
Истец: ТСЖ "ЖК-3"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3876/20
28.04.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1494/20
06.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3876/20
22.07.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1494/20
16.04.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1336/20