г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-133475/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Лобанова О.И. - доверенность от 13.12.2019
от ответчика (должника): Анджаева С.О. - доверенность от 20.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16420/2020) Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2020 по делу N А56-133475/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску ООО "Строительная компания Парголово"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
Об оспаривании решения от 25.06.2019 N 383
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Парголово" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании решения от 25.06.2019 N 383 о непринятии к зачету выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 15.05.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. По мнению Фонда, выводы суда о нарушении процедуры проверки противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Парголово" является плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В рамках межведомственного взаимодействия в Региональное отделение поступили сведения о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете, представленном Обществом в налоговый орган за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года.
Фондом была инициирована камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя, в связи с чем, 20.03.2019 в адрес Общества было направлено требование о предоставлении документов N 671 от 06.03.2019.
14.05.2019 Фондом составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 4105/И от 14.05.2019.
25.06.2019 Фондом вынесено решение N 383 о непринятии к зачету расходов, которым к зачету не приняты расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Обществом, в размере 299028 руб. 07 коп.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда.
Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фондом социального страхования о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Таким образом, обязанность Фонда по зачету произведенных страхователем расходов возникает в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем документов, определенных Перечнем.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. Указанному праву страховщика корреспондируется обязанность страхователя предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (пп. 6 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пунктом 4 ч. 1 статьи 4.2. Закона N 255-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованный лицам, произведенным страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами.
При рассмотрении обращения страхователя за выделением средств на выплату страхового обеспечения на основании п. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы, в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (часть 3 статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Фондом на основании расчета расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 проведена камеральная проверка.
Исходя из пункта 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ, должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. При этом документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования (пункт 6 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Проанализировав вышеперечисленные положения статьи 26.20 Федерального закона N 125-ФЗ, суд первой инстанции верно указал, что обязанность по уведомлению о времени и месте рассмотрения материалов проверки лица, в отношении которого проводилась проверка, направлена на обеспечение защиты прав проверяемого лица.
Обязанность по уведомлению о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки носит императивный характер. Из системного толкования положения частей 1, 2, 3 статьи 26.20 Федерального закона N 125-ФЗ следует, что материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено, только при надлежащем уведомлении проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что доказательств надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки не представлено, на момент вынесения оспариваемого решения у Фонда отсутствовали сведения о судьбе почтового отправления с идентификатором 19085532822151 (согласно данным сайта Почты России отправление возвращено отправителю 26.06.2019. т.е. после вынесения решения Фондом).
В судебном заседании представитель Общества пояснил, что представителем Общества только при непосредственной явке в ФСС РФ были получены копии следующих документов: требование ФСС РФ о предоставлении документов N 671 от 06.03.2019; акт камеральной проверки ФСС РФ правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 4105/И от 14.05.2019; уведомление ФСС РФ о вызове плательщика страховых взносов N 4105/И от 14 мая 2019.
Принимая во внимание вышеизложенные нарушения, допущенные ФСС РФ при проведении камеральной проверки и вынесении Решения, право Общества на предоставление в ФСС РФ документов (информации), подтверждающих достоверность данных, внесенных в Расчет за 2018 г. по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 4 ст. 26.15 ФЗ N 125), а также право на защиту своих прав и законных интересов (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ N 125) были нарушены.
При этом запрошенные у Общества документы, подтверждающие обоснованность предоставленного Расчета за 2018 г., были приложены Обществом к заявлению о признании недействительным Решения ФСС РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2020 по делу N А56-133475/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133475/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПАРГОЛОВО"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ