Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2020 г. N Ф05-16809/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А40-272676/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2020 по делу N А40-272676/19 (139-2260) судьи Вагановой Е.А.
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Акционерное общество "Управление экспериментальной застройки
микрорайонов"
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Конфектова А.Н. по дов. от 12.05.2020; |
от ответчика: |
Арутюнян И.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), изложенное в письме от 29.07.2019 N 77/017/213/2019-8950, в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 17,6 кв.м., с кадастровым номером 77:08:0001011:3823, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Воротынская, д.16, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 17,6 кв.м., с кадастровым номером 77:08:0001011:3823, расположенное по адресу: г. Москва, ул.Воротынская, д. 16.
Решением арбитражного суда от 16.03.2020 требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменные мотивированные отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, не представлены.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения заявителя и ответчика, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 17, 6 кв.м., с кадастровым номером 77:08:0001011:3823, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Воротынская, д.16.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 29.07.2019 N 77/017/213/2019- 8950 сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на непредставление Департаментом правоустанавливающих документов, содержащих сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Срок на подачу заявления, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, соблюден.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (письмо от 17.05.2019 N 14-06327/19) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта обладавшего (до гибели/уничтожения) признаками бесхозяйной недвижимой вещи вправе обратиться орган, уполномоченный па обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества с приложением акта обследования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п.1 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Для регистрации права собственности Департаментом в качестве основания возникновения права собственности города Москвы на указанный объект недвижимого имущества были представлены следующие правоустанавливающие документы: акт приёмки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома приёмочной комиссией с Распоряжением Префекта СЗАО г.Москвы от 02.07.2001 N 3117рп; письмо Заместителя Префекта СЗАО г.Москвы от 20.03.2019; распоряжение Префекта СЗАО г.Москвы от 21.08.2001 N 3999рп; договор аренды земельного участка от 26.06.1998 NМ-08-011646; титул переходящей стройки 16519; постановление Правительства Москвы от 05.12.2000 N 970.
Общие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав перечислены в ст.14 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 (далее - Закон).
Суд первой инстанции отметил, что глава 6 Закона содержит особенности осуществления государственного кадастрового учёта отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество, в том числе на вновь созданные здания, сооружения (ст.40 Закона).
В соответствии с ч.10 ст.40 Закона "государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости".
В соответствии с ч.5 ст.18 Закона истребование государственным регистратором документов, сверх перечисленных Законом, запрещается.
01.01.1988 вступили в силу Строительные нормы и правила СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84. Они устанавливали порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).
В соответствии с указанными правилами вводом объекта в эксплуатацию считалось подписание акта о приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией. Документом, подтверждающим ввод объекта в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, является Акт приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома приёмочной комиссией с Распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 02.07.2001. В указанном Акте отсутствует непосредственное указание на нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0001011:3823, площадью 17,6 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Воротынская, д.16, в котором расположено оборудование связи. Однако указанное помещение, расположенное на первом этаже, является неотъемлемой частью многоквартирного жилого дома и вводилось в эксплуатацию совместно с ним (в соответствии с письмом Префектуры СЗАО от 20.03.2019 N 12-0502191/19).
Правоустанавливающим документом на земельный участок является Договор аренды земельного участка от 26.06.1998 N М-08-011646.
Помимо вышеперечисленных документов также были представлены Титул переходящей стройки 16519 и Постановление Правительства Москвы от 05.12.2000 N 970, которые свидетельствуют о строительстве объекта за счёт бюджета города Москвы.
Управление Росреестра по Москве указывает на то, что в отношении земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, заключен Инвестиционный контракт N 14-002124-5801-0001- 00001-01 от 02.12.2005. Предметом данного Инвестиционного контракта является строительство многоэтажных гаражей-стоянок на 3 972 машино-мест согласно адресному перечню. Нежилое помещение, на которое Департаментом было заявлено к регистрации право собственности города Москвы, расположено в жилом доме по адресу: г.Москва, ул.Воротынская, д.16. Жилой дом построен за счет бюджетных средств, что подтверждается Титулом переходящей стойки от 16.03.2001 N16519, в рамках реализации Постановления Правительства Москвы от 16.11.1999 N1063 "О мерах по обеспечению финансирования и строительства экспериментального жилого района Куркино Северо-Западного административного округа".
Таким образом, Инвестиционный контракт не имеет никакого отношения к спорному объекту, что подтверждается перечнем объектов, построенных в его рамках.
Вместе с этим, в оспариваемом Уведомлении об отказе в государственной регистрации от 29.07.2019 N 77/017/213/2019-8950 ссылок на Инвестиционный контракт, а также на судебное дело об обязании подписать акт о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта не содержится.
Следовательно, департаментом при обращении в управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого помещения, площадью 17,6 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0001011:3823, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Воротынская, д.16., отсутствуют.
Таким образом, оспариваемый отказ является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, поскольку заявленные требования обоснованны и подтверждены документально.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2020 по делу N А40-272676/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272676/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ МИКРОРАЙОНОВ"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16809/20
22.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24581/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-272676/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-272676/19