г. Вологда |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А05-14256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2020 года по делу N А05-14256/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1132907000885, ИНН 2907015563; адрес: 165150, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, улица Дзержинского, дом 97, офис 1; далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адреса: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; далее - управление) о признании незаконным извещения от 27.08.2019 N 1093 об отказе в приемке лесной декларации от 26.08.2019 N 3-19/102, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять лесную декларацию от 26.08.2019 N 3-19/102 и тем самым признать субарендатора общества лицом, имеющим полномочия подавать лесные декларации в рамках договора субаренды лесных участков от 20.09.2014 N ВД-446.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство), общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок. Октябрьский, улица Заводская, дом 17, офис 1; далее - ООО "ГК "УЛК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое извещение признано незаконным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнительных письменных пояснений от 29.05.2020), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено право иных лиц, за исключением арендатора лесного участка, лица, использующего участок на основании права постоянного (бессрочного) пользования, подавать лесную декларацию. Также указывает на соглашение о расторжении договора аренды лесного участка, заключенного Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО "ГК "УЛК", согласно которому указанный договор расторгнут по соглашению сторон. Полагает, что на день вынесения решения общество не имело правовых оснований для использования участка лесного фонда. Считает, что в условиях недействующего договора аренды, субаренды, отсутствия у общества каких-либо правовых оснований для использования участка лесного фонда, прием лесной декларации невозможен.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-9029/2019, в котором участвовали те же лица, как и в настоящем деле, установлено, что Департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее - департамент) и закрытым акционерным обществом "Норд-лес" (далее - ЗАО "Норд-лес") заключен договор аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446.
Министерство (правопреемник департамента) и общество с ограниченной ответственностью "Вельский ДОК" (далее - ООО "Вельский ДОК") заключили соглашение от 17.12.2012 N 3 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446, которым произведена замена арендатора ЗАО "Норд-лес" на ООО "Вельский ДОК".
ООО "Вельский ДОК" (арендатор) и общество (субарендатор) заключили договор субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446, по условиям которого арендатор обязался предоставить с согласия арендодателя (распоряжение от 09.09.2014 N 770), а субарендатор - принять в субаренду лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Участки переданы субарендатору для заготовки древесины.
Стороны договора субаренды пунктом 3.4.4 предусмотрели обязанность субарендатора ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с Проектом освоения лесов.
ООО "Вельский ДОК", переименованное 29.02.2016 в общество с ограниченной ответственностью "ЛПК Север", прекратило свою деятельность 28.12.2018 путем реорганизации в форме присоединения к ООО "ГК "УЛК".
ООО "Лидер" представило в Вельское обособленное подразделение управления лесную декларацию от 26.08.2019 N 3-19/102, в которой заявило, что с 06.09.2019 по 05.09.2020 использует леса для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов.
Управление, рассмотрев лесную декларацию, направило обществу извещение от 27.08.2019 N 1093 об отказе в приемке лесной декларации. Отказ мотивирован несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию. Как указано в извещении, лесная декларация должна подаваться лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду. Поскольку в данном случае декларация представлена субарендатором - обществом, управление сочло, что заявителем допущено нарушение пункта 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17.
Не согласившись с указанным извещением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Согласно пункту 2 Порядка N 17, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка N 17).
Управление, отказывая в приеме спорной лесной декларации, указало на ее несоответствие форме и установленным требованиям к содержанию. При этом фактической причиной отказа в приеме лесной декларации явилось представление декларации субарендатором, в то время как такая обязанность лежит на арендаторе.
Вместе с тем статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено право арендатора сдавать с согласия арендодателя арендованное имущество в субаренду.
В пункте 1.1 договора субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446 указано, что арендатор передал обществу в субаренду лесные участки с согласия арендодателя, которое зафиксировано в распоряжении Министерства от 09.09.2014 N 770р "О выдаче согласия Арендодателя на совершение сделки по передаче в субаренду сроком на пять лет по договору аренды лесного участка".
Лесная декларация подана обществом во исполнение пункта 3.4.4 указанного договора.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, то обстоятельство, что ответственным по договору перед арендодателем является арендатор, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации от субарендатора. Подача декларации носит заявительный, а не разрешительный характер. При этом именно общество как пользователь спорных лесных участков располагает информацией, необходимой для заполнения декларации в соответствии с требованиями, установленными Порядком N 17.
Поскольку управление не доказало правомерность обжалуемого ненормативного правового акта, нарушающего права и законные интересы общества, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования заявителя.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку по соответствующему делу судами установлены обстоятельства, не аналогичные настоящему спору.
Довод управления о истечении в период, указанный в спорной лесной декларации, срока, на который ООО "Вельский ДОК" выдано согласие министерства на передачу лесного участка в субаренду, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельства в основание оспариваемого отказа в принятии лесной декларации управлением не положено. Кроме того, обоснование истечения указанного срока на даты подачи лесной декларации и направления оспариваемого извещения управлением не приведено.
Обжалуемым решением суда на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Из содержания статьи 201 АПК РФ следует, что порядок устранения нарушений прав и законных интересов заявителя в случае удовлетворения его требований должен быть непосредственно связан с предметом таких требований, а также с основаниями, по которым такие требования заявлены.
Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.
На способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов может быть указано заявителем либо такой способ может быть определен судом исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
При этом, исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела, а также будет способствовать эффективному восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд с заявлением.
Нарушения прав управления установленным судом способом устранения допущенных нарушений прав заявителя (без его конкретизации) апелляционным судом не усматривается, возложенная на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества подлежит исполнению ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2020 года по делу N А05-14256/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14256/2019
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами, ТО МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНИЧЕСТВАМИ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ООО "Группа компаний УЛК"