г. Хабаровск |
|
24 июля 2020 г. |
А73-931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ООО "ДВ Рыбак": Загурского Н.А.;
от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Ахмадьяновой Т.Г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение от 15.05.2020
по делу N А73-931/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ДВ Рыбак"
к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании недействительными решений и обязании заключить договоры
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДВ Рыбак" (далее - ООО "ДВ Рыбак", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) о признании недействительными решений от 18.10.2019 N 02-50/7281 и N 02-50/7282 "Об отказе в заключение договора пользования рыболовным участком" и об обязании управления заключить договоры пользования спорными рыболовными участками.
Решением суда от 15.05.2020 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на недостоверность представленных заявителем сведений при обращении в уполномоченный орган с заявлением о заключении договоров пользования рыболовными участками, что является основанием для принятия решения об отказе в требовании.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании второй инстанции представители лиц, участвующих в деле, на своих доводах и требованиях настаивали.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва на нее, заслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 22.03.2010 по итогам конкурса на основании решения конкурсной комиссии от 16.03.2010 N 3 Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО "ДВ Рыбак" заключены договоры предоставления рыбопромысловых участков для осуществления прибрежного рыболовства N 25 (Татарский пролив, река Путная, расположенном в Ванинском муниципальном районе) и N 48 (Татарский пролив, бухта Обманная, расположенном в Советско-гаванском муниципальном районе).
В соответствии с пунктом 7 договоров общество, как пользователь рыбопромыслового участка, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов в границах рыбопромыслового участка.
Срок действия договоров определен до 21.03.2030 (пункт 9).
В связи с внесением изменений в Федеральный закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и на основании Порядка заключения договоров пользования рыболовным участком, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 25.07.2019 N 442 (далее - Порядок N442) ООО "ДВ Рыбак" обратилось в управление с заявлениями на заключение договоров пользования рыболовными участками с целью переоформления ранее заключенных договоров без проведения торгов.
Решениями управления от 18.10.2019 N N 02-50/7281, 02-50/7282 обществу отказано в заключение договоров пользования рыболовными участками на основании подпунктов "а", "б", "д" пункта 18 Порядка N442.
Полагая, что данные отказы являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
На основании части 3 статьи 33.3 договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Как установлено в части 1 статьи 61 Закона N 166-ФЗ, в редакции Федерального закона от 26.11.2018 N 421-ФЗ, в случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до дня вступления в силу положений настоящей статьи предоставлено право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 настоящего Федерального закона, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 настоящего Федерального закона, заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в части 1 настоящей статьи, до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 61).
Перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии с настоящей статьей, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 5 статьи 29.1 Закона N 166-ФЗ).
В развитие указанных норм права приказом Минсельхоза России от 25.07.2019 N 442 утвержден Порядок заключения договоров пользования рыболовным участком в соответствии со статьями 61, 63 - 65 Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пунктом 6 которого предусмотрено, что в целях заключения договора пользования рыболовным участком юридические лица или индивидуальные предприниматели, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или их общины, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, либо их уполномоченные представители, до 15.10.2019 подают в письменной форме лично или почтовым отправлением в соответствующий уполномоченный орган заявление в отношении каждого рыбопромыслового участка, включенного в договор о предоставлении рыбопромыслового участка, с указанием цели использования рыболовного участка (вида рыболовства в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Порядка N 442 заявление должно содержать следующие сведения: перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется в соответствии со статьей 29.1 Закона о рыболовстве, которые указаны в договоре о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства или добыча (вылов) которых в течение 10 лет, предшествующих году подачи заявления, осуществлялась на рыбопромысловом участке, в отношении которого подано заявление (при заключении договора пользования рыболовным участком для промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве).
Как установлено пунктом 17 Порядка N 442, если заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям пунктов 7 и 8 настоящего Порядка, соответствующий уполномоченный орган не позднее 5 календарных дней со дня окончания срока, указанного в пункте 16 настоящего Порядка, информирует заявителя любым доступным способом, в том числе путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующей информации, о замечаниях по заявлению в части его несоответствия пунктам 7 и 8 настоящего Порядка.
Заявитель не позднее 7 календарных дней после получения информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, вправе устранить замечания путем представления в соответствующий уполномоченный орган лично или почтовым отправлением в дополнение к ранее представленному заявлению сведений и документов, позволяющих считать заявление поданным в соответствии с положениями настоящего Порядка.
В случае непредставления заявителем в соответствующий уполномоченный орган в дополнение к ранее представленному заявлению сведений и документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, заявителю отказывается в заключении договора пользования рыболовным участком, о чем заявитель информируется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.
На основании пункта 18 вышепоименованного Порядка решение об отказе в заключение договора пользования рыболовным участком принимается по следующим основаниям: в том числе,
наличие в заявлении и прилагаемых к нему документах, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, недостоверных и (или) искаженных сведений (подпункт "а");
непредставление заявителем документов и сведений, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Порядка (подпункт "б");
непредставление заявителем в соответствующий уполномоченный орган в установленный срок сведений и документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 17 настоящего Порядка (подпункт "д").
Принимая оспариваемые решения, управление сослалось на подпункты "а", "б", "д" пункта 18 Порядка N 442, мотивировав тем, что ООО "Рыбак ДВ" не осуществляло добычу (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется в соответствии со статьей 29.1 Закона N 166-ФЗ, в течение 10 лет, предшествующих году подачи заявления, на рыбопромысловых участках N N 25, 48, в отношении которых поданы заявления.
Признавая данные отказы незаконными, арбитражный суд обоснованно принял во внимание следующее.
Как видно по материалам дела, по результатам конкурса между управлением и обществом заключены договоры от 22.03.2010 N 519/П и N 523/П о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления прибрежного лова сроком действия до 21.03.2030, по условиям которых последнее получило право осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов в границах рыбопромысловых участков, указанных в договорах.
Согласно конкурсной документации, предметом открытого конкурса являлось право на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районах Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного, в отношении водных биологических внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также для осуществления прибрежного рыболовства, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
В соответствии с приложением 7 Перечень рыбопромысловых участков выставляемых на конкурс, на рыбопромысловых участках N 25 (Татарский пролив, река Путная, расположенный в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края) и N 48 (Татарский пролив, бухта Обманная, расположенный в Советско-Гаванском муниципальном районе) виды водных биологических ресурсов, предлагаемые к промыслу на участке указаны - тихоокеанские лососи и другие виды биологических ресурсов.
Таким образом, по результатам открытого конкурса при заключении договоров N N 519/П, 523/П обществу предоставлено право на добычу анадромных видов рыб в пределах соответствующих рыбопромысловых участков.
То обстоятельство, что общество в пункте 3 заявлений указало горбушу, тогда как добычу указанного вида рыбы не осуществляло в течение 10 лет, предшествующих году подачи заявления, а также то, что указанный вид рыбы не указан в ранее действовавших договорах, само по себе не свидетельствует о недостоверности или искажении сведений, поскольку, как верно отметила первая инстанция, согласно разделу 9 конкурсной документации 2009 года подготовку, в том числе заполнение разделов договоров и заключение договоров осуществляло само управление. Не указание данным органом в договорах видов водных биологических ресурсов, обитающих в границах рыбопромысловых участков, не может возлагать на пользователя негативных последствий в виде невозможности подать заявления на заключение договоров пользования рыболовными участками в целях переоформления ранее заключенных договоров, в случае если заявитель не осуществлял добычу (вылов) анадромных видов рыб с даты заключения договоров от 22.03.2010 до даты обращения за переоформлением договоров или, если в ранее заключенных договорах, не были указаны виды водных биологических ресурсов, а именно: анадромных видов рыб обитающих в границах рыбопромысловых участков.
Таким образом, вывод арбитражного суда о формальном подходе управления к оценке содержания поданных обществом заявлений, признается обоснованным.
Также судебная коллегия соглашается с тем, что на основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал уполномоченный орган заключить договоры пользования рыболовными участками N 25, Татарский пролив, река Путная, расположенный в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края, N 48, Татарский пролив, бухта Обманная, расположенный в Советско-Гаванском муниципальном районе Хабаровского края.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2020 по делу N А73-931/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-931/2020
Истец: ООО "ДВ Рыбак", ООО Представитель "ДВ Рыбак" Загурский Никита Алексеевич
Ответчик: АМУРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ