г. Челябинск |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А07-36549/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Журавлева Ю.А.,
судей Кожевниковой А.Г., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поташкиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Никитина Алексея Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2020 по делу N А07-36549/2019.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
Никитин Алексей Сергеевич обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан о признании Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан от 29.07.2019 года N 34618А "Об отказе в государственной регистрации", оставленного без изменения Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан N 122/17-гр от 09.10.2019 г., незаконным, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Никитина Алексея Сергеевича, путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице - ООО "МЕБЕЛЬСИТИ" ИНН 0277138880 об изменениях, касающихся регистрации нового участника - гражданина РФ Никитина Алексея Сергеевича и переходе к нему 100% доли в уставном капитале ООО "МЕБЕЛЬСИТИ" (ИНН 0277138880), в связи с прекращением участия гражданина РФ Саттахиева Альберта Исмагиловича, согласно представленному в налоговый орган заявлению по форме 14001, о признании Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан от 29.07.2019 года N 34655А "Об отказе в государственной регистрации", оставленного без изменения Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан N 123/17-гр от 09.10.2019 г., незаконным, об обязании Межрайонной инспекцию Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Никитина Алексея Сергеевича, путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о юридическом лице - ООО "МЕБЕЛЬСИТИ" ИНН 0277138880 об изменениях, касающихся лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности - гражданина РФ Никитина Алексея Сергеевича, в связи с прекращением полномочий гражданина РФ Саттахиева Альберта Исмагиловича, согласно представленному в налоговый орган заявлению по форме 14001.
Решением от 06.03.2020 (резолютивная часть от 04.03.2020) в удовлетворении исковых требований Никитина Алексея Сергеевича отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Никитина Алексея Сергеевича обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2020 по делу N А07-36549/2019 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, её податель указывает, что у заявителя, замещавшего должность директора в ООО "Лира", отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ каких-либо сведений, в том числе о прекращении своих полномочий.
По мнению подателя жалобы, действиями регистрирующего органа налогоплательщику причиняются убытки, у общества "Мебельсити" отсутствует возможность вести нормальную финасово-хозяйственную деятельность.
Отказывая заявителю в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств - акт сверки с бюджетом на день рассмотрения иска, суд первой инстанции нарушил права заявителя на судебную защиту и не привел правовых оснований такого отказа.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 23.07.2020.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела приобщен отзыв налогового органа.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, ООО "Лира" зарегистрировано 18.05.2009 в качестве юридического лица за ОГРН 109184003749, Никитин А.С. являлся лицом, имеющим без доверенности действовать от имени ООО "Лира".
27.04.2017 Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской области внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице ООО "Лира".
22.07.2019 года между гр. Саттахиевым Альбертом Исмагиловичем (Продавец) и Никитиным Алексеем Сергеевичем (Покупатель) был заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале, по условиям которого Продавец передал, а Покупатель принял долю (размер 100%) в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью "МЕБЕЛЬСИТИ" (ИНН 0277138880, ОГРН 1140280058511).
В связи с досрочным прекращением полномочий директора Саттахиева А.И. на должность директора назначен Никитин А.С., на которого возложена обязанность надлежащим образом оформить документы и уведомить регистрирующий орган.
Для государственной регистрации изменений сведений об участниках ООО "Мебельсити", а именно: внесение сведений о новом участнике и директоре Никитине А.С. в регистрирующий орган поступило заявление по форме N Р14001, подписанное электронной подписью нотариуса Русиновой Э.Ю.
В ходе проверки заявления регистрирующим органом установлено, что Никитин А.С. являлся директором ООО "Лира", в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице за ГРН 217183232230062.
На основании указанных фактов 29.07.2019 в соответствии подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации принято решение N 34618 А об отказе в государственной регистрации изменении сведений о составе участников - "Мебельсити".
Не согласившись с решением регистрирующего органа от 29.07.2019 Никитин А.С. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан, в которых просил отменить решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан - N 122/17-гр от 09.10.2019 в удовлетворении жалобы Никитина А.С. отказано.
Несогласие с принятыми решениями послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции об отказе в государственной регистрации соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", следовательно, заявление Никитина Алексея Сергеевича удовлетворению не подлежит.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Статья 4 Федерального закона N 129-ФЗ устанавливает, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, помимо прочих, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (подпункт "л").
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Случаи отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
Данная норма введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2016.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.03.2018 N 582-О предусмотренная абзацем вторым подпункта "ф пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и устанавливается на определенный срок.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ, Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, как регистрирующий орган, наделена полномочиями по проверке соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ соблюдения юридическим лицом о государственной регистрации юридических лиц, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Никитин А.С., к которому переходят 100% доли в уставном капитале ООО "Мебельсити", является лицом, имеющим право без доверенности от имени ООО "Лира" ОГРН 1091840003749, в отношении которого в ЕГРЮЛ с 27.04.2017 содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2171832230062.
Принимая во внимание, что отображающиеся в ЕГРЮЛ сведения о Никитине А.С. как о директоре ООО "Лира", в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведения о местонахождения юридического лиц, достоверны и доказательств обращения Никитина А.С. в регистрирующий орган с заявлением о недостоверности сведений ЕГРЮЛ о нем как директоре ООО "Лира" не представлено, суд первой инстанции правомерно указал на то, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, изучения материалов дела, оценки приведенных сторонами при рассмотрении спора доводов, пояснений и возражений, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основываются на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2020 по делу N А07-36549/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитина Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Журавлев |
Судьи |
А.Г. Кожевникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-36549/2019
Истец: Никитин А С
Ответчик: Межрайонная ИФНС N39 по Республике Башкортостан
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ООО "Мебельсити", ООО "Лира", УФНС по Республике Башкортостан, УФНС России по РБ