Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф06-67037/20 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А65-38184/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2020 по делу N А65-38184/2019 (судья Абдрахманов И.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест" (ОГРН 1091690008057, ИНН 1655172362), Высокогорский муниципальный район, поселок ж/д станции Высокая гора, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ", Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ", об оспаривании решения и предписания Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 по делу N 016/01/16-720/2019,
с участием в судебном заседании:
от ООО "Инвест" - представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Корсукова М.Н., доверенность от 09.01.2020;
от третьих лиц - представители не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест" (далее - ООО "Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 N ИП-06/17401 по делу N 016/01/16-720/2019, о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 N ИП-06/17401 по делу N 016/01/16-720/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ" (далее - Исполком), Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ" (далее - МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ", Палата имущественный отношений).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2020 по делу N А65-38184/2019 заявление удовлетворено.
Признаны недействительными и отменены решение Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 по делу N 016/01/16-720/2019 и предписание Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 по делу N 016/01/16-720/2019.
На Татарстанское УФАС России возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Татарстанское УФАС России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает, что возможность заключения договора аренды без проведения торгов для завершения строительства при отсутствии зарегистрированного права на объект незавершенного строительства не предусмотрена действующим законодательством. В связи с чем считает, что Татарстанским УФАС России при рассмотрении дела было правильно установлено, что на дату заключения договора аренды от 09.07.2018 N 24-071-3520 оснований для предоставления спорного земельного участка обществу в соответствии со ст.39.6 ЗК РФ у органов местного самоуправления Высокогорского муниципального района не имелось. Антимонопольный орган полагает, что заключение договора аренды земельного участка от 09.07.2018 N 24-071-3520 между обществом и МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ" на основании постановления Исполкома является прямым доказательством антиконкурентного соглашения между органами местного самоуправления и обществом. Таким образом, считает, что фактические действия общества и органов местного самоуправления Высокогорского муниципального района Республики Татарстан свидетельствуют о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к предоставлению и использованию, с нарушением действующего законодательства, ООО "Инвест" земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 и к ограничению конкуренции.
ООО "Инвест" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Представитель Татарстанского УФАС России доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители ООО "Инвест", третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Татарстанского УФАС России в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 N 016/01/16-720/2019 (далее - решение) Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, ООО "Инвест" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к предоставлению и использованию ООО "Инвест" земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 с нарушением действующего законодательства, что привело к ограничению конкуренции.
Из решения Татарстанского УФАС России усматривается, что по результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией установлено следующее.
25 января 2005 года между Администрацией Высокогорского района Республики Татарстан и ООО фирма "Вавилон" заключен договор аренды земельного участка N ТО-24-071-0370, по условиям которого в аренду со сроком на 5 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:16:080304:0059, площадью 4971 кв.м., целевое назначение (категория) земли промышленности, разрешенное использование: строительство жилого дома.
Как следует из представленных документов, 26 апреля 2010 между Палатой и ООО "Вавилон" заключено соглашение N 147, согласно которому в договор аренды N ТО-24-071-0370 от 25.01.2005 внесены следующие изменения: кадастровый номер 16:16:080304:59, целевое назначение (категория): земли населенных пунктом, срок аренды устанавливается по 26 января 2015.
Установлено, что 10 ноября 2011 между ООО фирма "Вавилон" и ООО "Вавилон - Жилсервис" заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды, на основании которого права и обязанности по аренде земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 перешли к ООО "Вавилон - Жилсервис".
В ходе рассмотрения дела, согласия относительно передачи прав и обязанностей аренды земельного участка N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005 ответчиками по рассматриваемому делу предоставлено не было. С целью получения документального подтверждения согласования перехода прав и обязанностей от ООО фирма "Вавилон" к ООО "Вавилон - Жилсервис" был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о регистрационных действиях, совершенных за период с 2005 по 2019 гг. по отношению к земельному участку с кадастровым номером 16:16:080304:59, приложив все документы, представленные заявителем для осуществления регистрационных действия (заявление с описью, иные документы, дата и номер внесения записи в реестр).
Согласно представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан материалам установлено, что в деле правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 согласие со стороны Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан либо Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан относительно передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005, отсутствует.
На основании соглашения от 5 июня 2013 права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 перешли от ООО "Вавилон-Жилсервис" к ООО "Инвест", сроком аренды до 26 января 2015.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан материалам, Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 04.06.2013 N 07/1418 на имя ООО "Вавилон-Жилсервис" было направленно письмо о не возражении относительно передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005 ООО "Инвест".
21 мая 2014 года Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ООО "Инвест" был предоставлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59, в соответствии с которым, основным видом использования данного земельного участка предусмотрены гаражи и открытые автостоянки, вспомогательный вид разрешенного использования предусматривает гараж, баню, теплицу, сарай, наружное ограждение высотой до 2 м., непроницаемый выгреб, бассейн, сад, огород.
Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 30 мая 2014 года ООО "Инвест" выдано разрешение (N RU16516308-1548/C от 30.05.2014) на строительство здания одноэтажного гаражного комплекса со сроком действия - три года.
Комиссия отмечает, что по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59, заключенному между Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Инвест", предусмотрен вид разрешенного использования: для строительства жилого дома, что не соответствует ГПЗУ данного земельного участка. Земельный участок должен использоваться по целевому назначению в соответствии с его категорией и согласно его разрешенному использованию. Это следует из п.2 ст.7, ст.42 ЗК РФ. Использование части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение режима использования земельного участка.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан предоставил ООО "Инвест" градостроительный план и разрешение на строительство (строительство здания одноэтажного гаражного комплекса) не в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59, так как возведение здания одноэтажного гаражного комплекса не может рассматриваться как строительство многоквартирного жилого дома.
11 января 2015 года ООО "Инвест" обратилось в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о продлении срока аренды земельного участка (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005) в связи с истечением срока аренды. В ходе заседания Комиссии представитель ООО "Инвест" пояснил, что продление договора аренды по указанному обращению не производилось.
20 января 2016 года ООО "Инвест" повторно обратилось в Исполком с заявлением о продлении срока аренды земельного участка (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005). Исполком, рассмотрев повторное заявление ООО "Инвест" от 20.01.2016, отказал (письмо исх. N 04/4412 от 24.08.2016) в предоставлении земельного участка, сославшись на пп. 3, 4 ст. 39.6, ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнительно сообщив, что продление договоров аренды в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, отказав ООО "Инвест" в продлении договора аренды (N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005) по истечении его срока, не осуществил своевременный возврат вышеуказанного земельного участка по истечении вышеуказанного договора аренды.
Согласно представленным Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан материалам, 3 августа 2016 года ООО "Инвест" был получен технический паспорт на одноэтажный гаражный комплекс по адресу: РТ, Высокогорский район, Высокогорское сельское поселение, с Высокая Гора, ул. Сельхозтехника.
20 марта 2017 года Исполнительным комитетом ООО "Инвест" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за N 16-16-1693-2017 в отношении здания одноэтажного гаражного комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59.
23 марта 2018 года ООО "Инвест" обращается в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (исх. N 52 от 23.03.2018) о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005). Исходя из содержания заявления, основанием для предоставления земельного участка является выданное разрешение на строительство здания одноэтажного гаражного комплекса N RU 16516308-1548/С от 30 мая 2014, указав дополнительно, что объект введен в эксплуатацию.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.04.2018 N 16-0-1-229/4002/2018-1296 на спорном земельном участке расположено здание одноэтажного гаражного комплекса площадью 87,7 кв.м. (кадастровый номер 16:16:080304:951), данные о правообладателе отсутствуют.
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на основании заявления ООО "Инвест" от 23.03.2018 N 180323-0010-99065040 изготовил постановление (N 1352 от 21.06.2018) о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N ТО-24-071-0370 от 25.01.2005, на основании которого между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ" и ООО "Инвест" заключено соглашение N 2018-07/05 от 09.07.2018 о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N ТО-24-071-0370 от 25.01.2005.
Документов, подтверждающих продление аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 по истечении срока действия договора аренды N ТО-24-071-0370 от 25.01.2005, ответчиками по рассматриваемому делу не представлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что пользование вышеуказанным земельным участком ООО "Инвест" в период с 26.01.2015 по 08.07.2018 осуществляло без правовых оснований.
Рассмотрев обращение от 23.03.2018 ООО "Инвест", направленное в адрес Исполнительного комитета Высокогорского Муниципального района, 9 июля 2018 года между МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ" и ООО "Инвест" на основании постановления Исполкома 05.07.2018 N 1459 заключен договор аренды N 24-071-3520, по условиям которого для завершения строительства в аренду со сроком на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:16:080304:59, площадью 4971 кв.м., целевое назначение (категория): земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства многоквартирного жилого дома.
Согласно выписке ЕГРН от 19.04.2018 N 16-0-1-229/4002/2018-1264 земельный участок с кадастровым номером 16:16:080304:59 имеет вид разрешенного использования: для строительства многоквартирного жилого дома.
Комиссия отметила, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59 строительство многоквартирного жилого дома на момент рассмотрения дела не начато, разрешение на строительство многоквартирного жилого дома не выдавалось, на момент заключения нового договора аренды земельного участка (N 24-071-3520 от 09.07.2018) строительство дома так же не велось.
Вместе с тем, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "Инвест" при заключении договора аренды земельного участка (N 24-071-3520 от 09.07.2018) с кадастровым номером 16:16:080304:59 обладали информацией о том, что строительство жилого дома не начато, разрешение на строительство не выдавалось.
Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района ранее уже рассматривалось обращение от ООО "Инвест" (заявление от 20 января 2016 года) о продлении срока аренды земельного участка (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005), на которое Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района ответил отказом (письмо исх. N 04/4412 от 24.08.2016), основываясь на отсутствии у заявителя зарегистрированного права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59 (ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации). Комиссия отметила, что на момент заключения нового договора аренды земельного участка N 24-071-3520 от 09 июля 2018, у заявителя ООО "Инвест" по прежнему отсутствовали зарегистрированные права собственности на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке (выписка ЕГРН от 23.06.2017), тем не менее земельный участок был предоставлен заявителю ООО "Инвест".
В соответствии с пп.10 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства.
Кроме того, п.5 ст.39.6 ЗК РФ содержит положение, согласно которому предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта и допускается исключительно в отношении собственника объекта незавершенного строительства.
Таким образом, антимонопольный орган полагает, что вышеизложенное свидетельствует о том, что:
1) Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан предоставил ООО "Инвест" градостроительный план и разрешение на строительство (строительство здания одноэтажного гаражного комплекса) не в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59, так как возведение здания одноэтажного гаражного комплекса не может рассматриваться как строительство многоквартирного жилого дома;
2) Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, отказав ООО "Инвест" в продлении договора аренды (N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005) по истечении его срока аренды, не осуществили своевременный возврат вышеуказанного земельного участка;
3) действия ответчиков привели к использованию земельного участка с кадастровым номером 16:16:080304:59 в отсутствие действующего договора в период с 26.01.2015 по 08.07.2018;
4) ООО "Инвест" использовало спорный земельный участок не в соответствии с разрешенным видом использования, так как возведение здания одноэтажного гаражного комплекса не может рассматриваться как строительство многоквартирного жилого дома;
5) у Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Инвест" не было оснований для заключения договора аренды земельного участка N 24-071-3520 от 09.07.2018 г., так как на момент заключения договора аренды земельного участка, строительство здания одноэтажного гаражного комплекса уже было завершено (разрешение на ввод в эксплуатацию (N 16-16-1693-2017 от 20.03.2017 г.), строительство многоквартирного жилого дома не начато, разрешение на строительство не выдавалось, т.е. отсутствовали объекты, требующие завершения строительства;
6) на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59 расположен двухэтажный многоквартирный жилой дом, не принадлежащий ООО "Инвест".
Антимонопольный орган, установив, что нарушение порядка предоставления и использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ведет к ограничению, устранению конкуренции, установил, что совокупность противоправных действий ответчиков образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как совершены с единой целью и повлекли или могли повлечь ограничение конкуренции.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, общество обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которые являются общими как при предоставлении земельного участка в аренду, так и в собственность без разделения вида права.
Из совокупности положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка под объектом незавершенного строительства возможно только на праве аренды.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, приведенной нормой права прямо предусмотрено право заявителя, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015, и отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 09.07.2018 между Палатой имущественных отношений и ООО "Инвест" заключен договор аренды земельного участка N 24-071-3520, кадастровый номер 16:169:080304:59 сроком аренды на три года, с разрешенным использованием земельного участка - для строительства многоквартирного жилого дома.
Пунктом 1.2 договора указано, что на земельном участке распложено здание одноэтажного гаражного комплекса, назначение: нежилое здание, общая площадь 87,7 кв.м., этажей -1, на основании технического паспорта от 03.08.2016.
Как установлено ответчиком при рассмотрении антимонопольного дела, согласно выписке ЕГРН от 23.06.2017 на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 16:16:080304:951, сведения о зарегистрированных правах в разделе особых отметок ЕГРН, отсутствуют.
Кроме того, 10 октября 2019 года, в ходе рассмотрения дела должностным лицом Татарстанского УФАС России составлен акт фиксации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:16:080304:59, расположенного по адресу: РТ, Выскокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с.Высокая гора, ул.Сельхозтехника, дом 6. Установлено, что на вышеуказанном земельном участке имеется двухэтажный многоквартирный жилой дом, а так же одноэтажный гаражный комплекс (4 гаража).
Согласно пояснениям данным в ходе заседания Комиссии представитель ООО "Инвест" пояснил, что в данный момент по отношению к земельному участку с кадастровым номером 16:16:080304:59 ООО "Инвест" проводятся проектно-изыскательные работы, заключен договор на изготовление проекта жилого дома (договор от 20.03.2019 N -ПД/2019).
Материалами дела установлено, что фактически строительство многоквартирного дома не начато.
Таким образом, антимонопольным органом при рассмотрении дела установлено, что на дату заключения договора арены от 09.07.2018 N 24-071-3520 заявитель ООО "Инвест", оснований для приобретения земельного участка по договору аренды на основании ст. 39.16 Земельного кодекса не имел.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами антимонопольного органа относительно неправомерного предоставления участка обществу, изложенными в решении от 21.11.2019 N 016/01/16-720/2019.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу положений ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации общество не является лицом, имеющим право на приобретение в аренду земельного участка.
При рассмотрении дела антимонопольный орган пришел к выводу, что заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 ГК РФ).
Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о контрактной системе, Закону о конкуренции, возложена на обе стороны договора.
По мнению антимонопольного органа, в связи с несоблюдением порядка предоставления земельного участка выражение волеизъявления обществом и третьими лицами (1,2) при заключении договоров аренды нарушает статью 16 Закона о защите конкуренции.
Между тем, суд первой инстанции верно отметил, что антимонопольным органом при квалификации действий участников рассматриваемого им дела не учтено следующее.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предметом доказывания по рассматриваемому делу является осуществление заявителем и третьими лицами согласованных действий, которые могли или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти субъекта Российской Федерации как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции. Антимонопольный орган обязан доказать, как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между соглашениями (действиями) и соответствующими негативными последствиям.
Согласно решению антимонопольного органа действия общества и третьих лиц (1,2) признаны нарушающими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении ими договора аренды без проведения необходимых процедур.
Основанием для принятия названного решения послужило выявление антимонопольным органом факта несоблюдения предусмотренного статьей 39.6 Земельного кодекса порядка предоставления в аренду земельного участка.
Однако согласно материалам дела общество в соответствии с действующим законодательством, в том числе с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса, обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Так, 11 января 2015 года ООО "Инвест" обращалось в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о продлении срока аренды земельного участка (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005) в связи с истечением срока аренды. В ходе заседания Комиссии представитель ООО "Инвест" пояснил, что продление договора аренды по указанному обращению не производилось.
20 января 2016 года ООО "Инвест" повторно обращается в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о продлении срока аренды земельного участка (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005). Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, рассмотрев повторное заявление ООО "Инвест" от 20.01.2016, отказал (письмо исх. N 04/4412 от 24.08.2016) в предоставлении земельного участка, сославшись на пп.3, 4 ст.39.6, ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнительно сообщив, что продление договоров аренды в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.
23 марта 2018 года ООО "Инвест" обращалось в Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (исх. N 52 от 23.03.2018) о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (договор аренды N ТО 24-071-0370 от 25.01.2005).
Совершение дальнейших действий, связанных, в том числе с процедурой рассмотрения поступившего заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка, возложено действующим законодательством на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Заявитель лишь обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса).
Решение вопроса о предоставлении земельного участка и связанных с таким предоставлением опубликование информации о предоставлении земельного участка и принятие решения о предоставлении земельных участков осуществляется комитетом.
Вместе с тем, факт заключения договоров сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенных этой нормой.
Суд первой инстанции верно отметил, что доводы антимонопольного органа о том, что обществу было известно о наличие на земельном участке многоквартирного жилого дома, не свидетельствует о том, что указанное является следствием согласованных действий между обществом и третьими лицами.
Помимо факта заключения данного договора аренды, каких-либо иных выводов о наличии между обществом и третьими лицами (1,2) соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Закона, антимонопольным органом в решении не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены.
Указанное согласуется также с выводами, изложенными в Постановление Президиума ВАС РФ от 26.03.2013 N 14093/12 по делу N А65-642/2012.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит отмене.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку решение Татарстанского УФАС России от 21.11.2019 по делу N 016/01/16-720/2019 признается недействительным, предписание от 21.11.2019 по делу N 016/01/16-720/2019, так же подлежит отмене.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Татарстанского УФАС России с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2020 по делу N А65-38184/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-38184/2019
Истец: ООО "Инвест", Высокогорский муниципальный район, поселок ж/д станции Высокая гора
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Высокогорского муниципального Муниципального района Республики Татарстан", Высокогорский район, ж/д Высокая Гора, Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", Высокогорский район, ж.д.ст.Высокая Гора
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12227/2021
02.09.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8142/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-38184/19
24.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67037/20
23.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6015/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-38184/19