г. Тула |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А68-14946/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2020.
По-видимому, в тексте настоящего постановления допущена опечатка. Дату изготовления постановления в полном объеме следует читать как "24.07.2020"
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Еремичевой Н.В.,
судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С.,
в отсутствие заявителя - акционерного общества "Тулаточмаш", ответчиков - Федеральной антимонопольной службы России, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании акционерного общества "Тулаточмаш" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2020 по делу N А68-14946/2019 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тулаточмаш" (г. Тула, ОГРН 1027100738565, ИНН 7106002829) (далее - АО "Тулаточмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе России (г. Москва, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539) (далее - ФАС России) и Тульской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (г. Тула) (далее - прокуратура) (определением от 29.01.2020 исключена из числа заинтересованных лиц) об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России от 02.12.2019 о назначении административного наказания по делу N 26/04/19.8-114/2019 об административном правонарушении в отношении АО "Тулаточмаш" и прекратить производство по административному делу N 26/04/19.8-114/2019.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью состава вменяемого обществу административного правонарушения.
В апелляционной жалобе АО "Тулаточмаш" просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения пункта 1 части 1 статьи 15.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", поскольку заказным письмом от 19.08.2019 исх. N 902-06/4046 АО "Тулаточмаш" направляло в адрес ФАС России уведомление по факту повышения ОАО "Резистор" цен на комплектующие, приобретаемые для выполнения государственного оборонного заказа.
В отзыве на апелляционную жалобу ФАС России, опровергая доводы жалобы, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, что в ФАС России поступило постановление прокуратуры от 26.06.2019.
В ходе проведенной проверки, установлено, что АО "Тулаточмаш", являясь головным исполнителем по государственному контракту от 28.04.2017 N 1719187313202412245016945 (далее - государственный контракт), заключенному с Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа, не предоставило в установленный статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) срок в ФАС России информацию о повышении соисполнителем - ОАО "Резистор" (поставщик) цен на поставляемую по государственному оборонному заказу, которая более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По данному факту должностным лицом ФАС России 14.11.2019 составлен протокол об административном правонарушении по делу N 26/04/19.8-114/2019, в котором действия общества квалифицированы по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 02.12.2019 ФАС России о назначении административного наказания по делу N 26/04/19.8-114/2019 об административном правонарушении АО "Тулаточмаш" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением управления, АО "Тулаточмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или за несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе за непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее по тексту - Закон о государственном оборонном заказе) установлено, что Закон о государственном оборонном заказе устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы услуги по государственному оборонному заказу.
Частью 3 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе предусмотрено, что при предложении поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цены на продукцию (сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги), поставляемую по государственному оборонному заказу, которая более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах такого повышения цены в срок 30 календарных дней с момента их выявления.
В пункте 3 статьи 3 названного закона дано понятие головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) как юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившего с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1234) Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Согласно подпункту "б" пункта 16 раздела 2 Постановления N 1234 Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает индексы-дефляторы (индексы цен производителей) по видам экономической деятельности.
Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.06.2018 N 276 (далее - Порядок).
Подпунктом 5.2 пункта 5 Порядка предусмотрено, что при определении цены на очередной финансовый год и плановый период методом анализа рыночных индикаторов, методом сравнимой цены, затратным методом, методом индексации базовой цены и методом индексации по статьям затрат на продукцию отечественного производства, поставляемую по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, за исключением продукции, указанной в подпункте 5.1 пункта 5 Порядка, используются индексы цен производителей по видам экономической деятельности, к которым относится производство каждого конкретного вида продукции.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, производство электронных резисторов относится к 26 классу "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий".
Согласно показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 год, опубликованным Министерством экономического развития Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (http://economy.gov.ru/minec/main), показатель индекса цен производителей по отрасли "Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)", как показатель роста цен в 2018 году по отношению к ценам предыдущего периода, составляет 105,3 %.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе, при предложении поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цены на продукцию (сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги), поставляемую по государственному оборонному заказу, которая более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах такого повышения цены в срок 30 календарных дней с момента их выявления.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается обществом, что АО "Тулаточмаш" включено в перечень стратегически важных объектов Российской Федерации и входит в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
АО "Тулаточмаш" является головным исполнителем по государственному контракту от 28.04.2017 N 1719187313202412245016945, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа,
Проверкой, проведенной прокуратурой установлено, что согласно спецификации от 21.11.2017 N 5, являющейся приложением к договору от 06.07.2015 N 24-20/Р, заключенному АО "Тулаточмаш" с ОАО "Резистор", цена резисторов СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16 составила 64 рубля 47 копеек (без НДС) за 1 шт.; цена резисторов СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16 составила 64 рублей 47 копеек (без НДС) за 1 шт.
Цены на резисторы указаны на момент составления спецификации.
АО "Тулаточмаш" в адрес ОАО "Резистор" направлено письмо от 21.09.2018 N 902-06/2481 об изготовлении в ноябре 2018 года для выполнения государственного контракта в интересах Министерства обороны Российской Федерации следующих резисторов: СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16 - 300 шт., СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16 - 300 шт.
АО "Тулаточмаш" (покупатель) и ОАО "Резистор" (поставщик) 25.09.2018 заключили договор N 24-20/Р (далее - договор) на изготовление и поставку продукции согласно спецификации.
В соответствии с пунктом 1.3 договора поставщик обязуется представить в собственность резисторы, а покупатель оплатить и принять товар согласно спецификации.
Общая стоимость товара на момент заключения договора с учетом НДС, упаковки, почтовых услуг ориентировочно составляет 69 207 рублей.
Из пункта 4.1. договора, следует, что общая сумма договора определена на момент его заключения, согласно спецификации и может уточняться при изменении номенклатуры и количества поставляемых изделий.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что при изменении конъюнктуры рынка, цен на сырье, тарифов на энергоресурсы и комплектующие поставщик имеет право на изменение цен на продукцию.
Документом, уведомляющим покупателя об изменении цены, является протокол цены, который поставщик направляет покупателю в течение 10 календарных дней после совершения данного факта.
В соответствии с протоколом согласования по протоколу разногласий от 25.01.2019 к договору пункт 4.3 изложен в следующей редакции: при изменении конъюнктуры рынка, цен на сырье, тарифов на энергоресурсы и комплектующие поставщик имеет право на изменение цен на продукцию.
Цена на продукцию согласовывается путем подписания протокола согласования цен.
Согласно спецификации от 25.09.2018 N 1 к договору поставщик должен поставить резисторы СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16 в количестве 300 шт., цена за 1 шт. - 97 рублей 75 копеек (без НДС), общая стоимость - 29 325 рублей; резисторы СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16 в количестве 300 шт., цена за 1 шт. - 97 рубле 75 копеек (без НДС), общая стоимость - 29 325 рублей.
Общая цена договора - 69 207 рублей (НДС 18 % - 10 557 рублей).
В соответствии с данной спецификацией цена на резисторы указана на момент заключения договора. Указанная спецификация сторонами согласована.
Основанием для увеличения цены послужило согласно протоколу заседания наблюдательного совета ОАО "Резистор" от 03.10.2018 N 6 то, что по итогам первого полугодия 2018 года организацией получен убыток в размере 18 %.
По итогам голосования принято единогласное решение за увеличение цены на резисторы с 01.11.2018.
АО "Тулаточмаш" и ОАО "Резистор" велась переписка по вопросу повышения цены на договорные резисторы.
В адрес АО "Тулаточмаш" 27.03.2019 от ОАО "Резистор" поступило письмо N 216, согласно которому начальником 223 ВП Минобороны России отказано в согласовании договорных документов.
В соответствии с товарной накладной от 20.02.2019 N 85 АО "Тулаточмаш" поставлены резисторы СП4-1а 0,5 1 кОм 20 % А ВС 2-16 в количестве 300 шт., цена за 1 шт. - 97 рублей 75 копеек (без НДС), общая стоимость - 29 325 рублей (без НДС), с учетом НДС 35 190 рублей; резисторы СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16 в количестве 300 шт., цена за 1 шт. - 97 рублей 75 копеек (без НДС), общая стоимость - 29 325 рублей (без НДС), с учетом НДС 35 190 рублей, на общую сумму 70 380 рублей (НДС 20 % - 11 730 рублей).
Из платежного поручения от 05.02.2019 N 762 следует, что АО "Тулаточмаш" произведена оплата ОАО "Резистор" за поставленную продукцию в размере 70 380 рублей.
Согласно расчету, где 64 рубля 47 копеек (цена за 1 единицу каждого изделия (СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16; СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16) в 2017 году) х 15053 (индекс цен производителей) = 67 рублей 89 копеек - цена, рассчитанная с применением индекса цен производителей на 2018 год за 1 единицу каждого изделия (СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16; СП4-1а 0,5 2,2 кОм * 20 % А ВС 2-16) в 2018 году, ОАО "Резистор" увеличило цены в 2018 году на изделия (СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16; СП4-1а 0,5 1 кОм * 20 % А ВС 2-16), необходимые для выполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения государственного контракта, на 43,9 % по сравнению с ценами на 2018 год, рассчитанными с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, как верно констатировано судом первой инстанции, головной исполнитель - АО "Тулаточмаш", имея информацию о факте повышения поставщиком - ОАО "Резистор" цен на изделия, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, свыше 5 % по сравнению с ценами, рассчитанными с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, обязано было представлять в антимонопольный орган информацию обо всех фактах такого повышения цены в течение тридцати дней с момента их выявления.
Моментом выявления факта повышения уровня цены является дата направления письма АО "Тулаточмаш" поставщику 06.12.2018 о предоставлении документов, обосновывающих данное повышение.
Таким образом, датой совершения правонарушения является 06.01.2019, но поскольку согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 09.01.2019.
Вместе с тем АО "Тулаточмаш" представило в ФАС России информацию по факту повышения ОАО "Резистор" цен на комплектующие, приобретаемые для выполнения государственного оборонного заказа 19.08.2019, то есть, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, с нарушением установленного законом срока, что общество не отрицает.
Событие административного правонарушения АО "Тулаточмаш" установлено представленной с нарушением срока информацией, протоколом об административном правонарушении по делу от 14.11.2019 N 26/04/19.8-114/2019, иными материалами административного дела.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что допущенное обществом нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения комитетом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Постановление принято уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности ФАС России не допущено.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на пункт 1 части 1 статьи 15.22 Закона о государственном оборонном заказе, в соответствии с которым при добровольном устранении нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и его последствий лицом, совершившим такое нарушения, рассмотрение дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа прекращается", поскольку заказным письмом от 19.08.2019 исх. N 902-06/4046 АО "Тулаточмаш" направляло в адрес ФАС России уведомление по факту повышения ОАО "Резистор" цен на комплектующие, приобретаемые для выполнения государственного оборонного заказа, судебной коллегией отклоняется, поскольку норма статьи 15.22 Закона о государственном оборонном заказе устанавливает только основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа, и не может быть применена при разрешении вопроса о прекращении дела об административном правонарушении.
Статья же 24.5 КоАП РФ указанных оснований не содержит.
Привлечение к административной ответственности должностного лица также не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, поскольку оба являются субъектами ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Убедительных доводов, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.02.2020 по делу N А68-14946/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Тулаточмаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-14946/2019
Истец: АО "Тулаточмаш"
Ответчик: Тульская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, Федеральная антимонопольная служба