город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2020 г. |
дело N А32-6439/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МП Дизайн"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2020 по делу N А32-6439/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МП Дизайн"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МП Дизайн" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 30.01.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-1107/2019 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, апеллянт полагает возможным применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва таможни, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30 января 2020 года постановлением Федеральной таможенной службы Российской Федерации Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-1107/2019 (далее - постановление) ООО "МП Дизайн" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно налагая на общество обязанность уплаты штрафа, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.04.2018 между компанией "KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI" (Турция) (далее по тексту - Продавец) ООО "МП Дизайн" (Россия) (далее по тексту - Покупатель) заключен внешнеэкономический контракт N 1, в соответствии с которым Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ДДУ - Краснодар в соответствии с условиями "Инкотермс 2000" товары в ассортименте: мебель для административных помещений, мебель для кафе, ресторанов, баров, наборы мебели на металлическом каркасе для кафе, ресторанов, баров. В количестве и по ценам, согласно приложению на каждую поставку, являющееся неотъемлемой частью контракта. Цена на поставляемый товар устанавливается в долларах США и включает в себя маркировку и упаковку. Общая сумма контракта составляет 500 000 (пятьсот тысяч) долларов США.
10.06.2018 в порт Новороссийск прибыл т/х "LUCIEN G А", на борту которого, в том числе находился контейнер N ARKU4330017 с товаром "мебель, части мебели, искусственная кожа" в количестве 111 грузовых мест, прибывшем во исполнение вышеуказанного контракта от отправителя компании "KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI" (Турция), в адрес получателя товара - ООО "МП Дизайн" (Россия, Краснодарский край, г. Краснодар).
13.06.2018 заведующим складом ООО "МП Дизайн" Некрасовой Т.А., действующей на основании доверенности от 13.06.2018 N 11003/0/Б/Н, в соответствии со с. П. 2 ст. 84, п.п. 1, 2 ст. 104, п. 3 ст. 105, пп. 4 п. 1 ст. 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ( далее по тексту - ТК ЕАЭС), в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни после заполнения была подана электронная декларация на товары N 10317090/130618/0013372, согласно которой ООО "МП Дизайн" к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" были представлены товары 10-ти наименований, в том числе:
- товар N 1 - "мебель деревянная (в комплекте с крепежными элементами, фурнитурой и инструмаентом для сборки), всего 23 шт, 29 полимер, упак.: 1. стол на металлокаркасе со столешницей МДФ 170*90 см с лаковым покрытием и алюминиевым кантом, демонтированный, мод. мм-04, 3 упак. - 1 шт; 2. стол на металлокаркасе со столешницей МДФ 120*70 см с лаковым покрытием и алюминиевым кантом, демонтированный, мод. мм-04, 15 упак. - 12 шт; 3. стол на металлокаркасе со столешницей МДФ 70*70 см с лаковым покрытием и алюминиевым кантом, демонтированный, мод. мм-04/мм-5, 11 упак. - 10 шт. Производитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI., Турция, товарный знак: отсутствует, марка: KAIZENSIZE" в количестве 29 грузовых мест, весом брутто 455,600 кг, весом нетто 438,200 кг. Заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9403609009, страна происхождения товара - Турция, заявленная таможенная стоимость товара - 258087,34 руб.;
- товар N 2 - "мебель металлическая типа используемой в учреждениях, не превышающая по высоте 80 см (в комплекте с крепежными элементами, фурнитурой и инструментом для сборки), всего 3 шт, 3 полимер, упак. стол (стойка) официанта на металлическом каркасе с панелями и столешницей из МДФ с лаковым покрытием, размер столешницы 120*45 см с алюминиевым кантом, демонтированная, мод. MD-01, 3 упак. - 3 шт, Производитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI., Турция, товарный знак: отсутствует, марка: KAIZENSIZE" в количестве 3 грузовых мест, весом брутто 160,000 кг, весом нетто 160,000 кг. Заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС -9403105809, страна происхождения товара - Турция, заявленная таможенная стоимость товара - 60414,83 руб.;
- товар N 3 - "мебель для сидения, необитая с металлическим каркасом, всего 16 шт, 3 полимер, упак. стул на металлическом каркасе, необитая, мод МК-07, 3 упак. - 16 шт. Производитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI., Турция, товарный знак: отсутствует, марка: KAIZENSIZE" в количестве 3 грузовых мест, весом брутто 55,000 кг, весом нетто 47,500 кг. Заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9401790009, страна происхождения товара - Турция, заявленная таможенная стоимость товара -42796,04 руб.;
- товар N 4 - "мебель для сидения вращающаяся с регулирующими высоту приспособлениями (в комплекте с крепежными элементами, фурнитурой и инструментом для сборки), всего 12 шт., 18 полимер.упак. стул барный на металлокаркасе, необитая, мод. MBS-0024, 18 упак. - 12 шт. Производитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STL, Турция, товарный знак: отсутствует, марка: KAIZENSIZE" в количестве 18 грузовых мест, весом брутто 80,300 кг, весом нетто 71,300 кг. Заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9401300009, страна происхождения товара - Турция, заявленная таможенная стоимость товара - 56676,74 руб.;
- товар N 5 - "мебель для сидения обитая с металлическим каркасом (в комплекте с крепежными элементами, фурнитурой и инструментом для сборки), всего 33 шт, 17 полимер.упак. стул на металлокаркасе, обитый, мод. MS-123, 17 упак. - 33 шт. Производитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STL, Турция, товарный знак: отсутствует, марка: KAIZENSIZE" в количестве 17 грузовых мест, весом брутто 224,250 кг, весом нетто 215,750 кг, заявленный классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9401710009, страна происхождения товара - Турция, заявленная таможенная стоимость товара -145630,99 руб.
Товары "мебель бытовая" и "мебель офисная" включены:
- в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (далее по тексту - ТР ТС 025/2012), утвержденного решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 15.06.2012 N 32.
В соответствии со ст. 135 ТК ЕЭАС, условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС, к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В целях подтверждения соблюдения запретов а (или) ограничений, установленных в отношении ввезенных товаров N N 1, 2 задекларированных по указанной таможенной декларации, ООО "МП Дизайн" в Новороссийский западный таможенный пост Новороссийской таможни представлена декларация о соответствии от 29.05.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТК.НА 30.В.00379, согласно которой заявитель - получатель товаров ООО "МП Дизайн" заявляет, что товар: "Серийный выпуск" мебель бытовая и для общественных помещений, в том числе на металлическом и деревянном каркасе и с использованием полимерных материалов, в наборах и отдельными предметами, торговая марка KAIZENSIZE, SIESTA, BEYSAN, PAPATYA, GENTAS, METAL PLEKS, TILIA (кроме детской):
стол; код по ТН ВЭД ЕАЭС: Изготовитель: KAIZENSIZE MOBILYA SAN.VE.TIC.LTD.STI.;.... Продукция изготовлена на основании: тех.регламента ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" соответствует требованиям. Указанная декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний от 29.05.2018 N 5918.05.04, выданного Испытательным лабораторным центром Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево - Черкесской Республике" (далее по тексту - ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР") (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.21EO01). Схема декларирования соответствия: Зд.
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенных товаров N N 3-5, задекларированных по указанной таможенной декларации, ООО "МП Дизайн" в Новороссийский западный таможенный пост Новороссийской таможни представлена декларация о соответствии от 29.05.2018 N ЕАЭС N RU A-TR.HA30.B.()0380, согласно которой заявитель - получатель товаров ООО "МП Дизайн" заявляет, что товар: "Серийный выпуск" мебель бытовая и для общественных помещений, в том числе на металлическом и деревянном каркасе и с использованием полимерных материалов, в наборах и отдельными предметами, торговая марка KAIZENSIZE, SIESTA, BEYSAN, PAPATYA, GENTAS, METAL PLEKS, TILIA (кроме детской): стул, табурет, шезлонг, кресло, диван, софа, пуф, скамья; код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9401800009; Изготовитель: KAIZENSIZEMOBILYA AN.VE.TIC.LTD.STI.;.... Продукция изготовлена на основании: тех.регламента ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" соответствует требованиям. Указанная декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний от 29.05.2018 N 5920.05.04, выданного ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.21EO01). Схема декларирования соответствия: Зд.
17.06.2018 товары N N 1-5, представленные ООО "МП Дизайн" к таможенному декларированию по ДТ N 10317090/130618/0013372, выпущены Новороссийским западным таможенным постом Новороссийской таможни в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со ст. 310, 340 ТК ЕАЭС Новороссийской таможней были проведены проверочные мероприятия, в целях установления соблюдения запретов и ограничений участниками внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В целях установления легитимности деклараций о соответствии от 29.Ub.2Ui" N N ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00380 должностным лицом отдела торговых ограничений и экспортного контроля (далее по тексту - ОТО и ЭК) Новороссийской таможни был направлен соответствующий запрос в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" от 29.04.2019 исх. N26-24/12549.
Согласно информации ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР", изложенной в письме от 08.05.2019 исх. N 04-934, протоколы испытаний от 29.05.2018 NN 5918.05.04, 5920.05.04 на основании которых зарегистрированы декларации о соответствии 29.05.2018 N NЕАЭС N RU Д-ТБША30.В.00379, ЕАЭС N RU ДТЯ.НА 30.В.0О38О не регистрировались, протоколы испытаний не выдавались. Таким образом, образцы товаров в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" не предоставлялись, исследования не проводились.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни (далее по тексту - ОТО и ЭК), изложенным в служебной записке от 13.05.2019 N 26-25/0617, запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) по товарам N 1-5 "мебель", задекларированным по ДТ N 10317090/130618/0013372 с предоставлением деклараций о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380 не соблюдены.
В обоснование своего заключения ОТО и ЭК Новороссийской таможни сообщило, что участником ВЭД при таможенном декларировании товаров N N 1-5 по ДТ N 10317090/130618/0013372 представлены недействительные разрешительные документы (декларации о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00380), что подтверждается письмом ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" от 08.05.2019 исх. N 04-934.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС, таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары указываются сведения о товарах, в частности наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, происхождение товаров, наименование страны отправления и страны назначения, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, в числе прочего, декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС, к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, запреты и ограничения -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии со ст. 6 ТК ЕАЭС, при совершении таможенных операции и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения -также законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с примечанием к ст. 16.1 КоАП России, для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Поскольку декларации о соответствии от 29.05.2018 N N ЕАЭС N RU ДTR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380, представленные в таможенный орган ООО "МП Дизайн" при таможенном декларировании товаров NN 1-5 по ДТ N 10317090/130618/0013372, получены на основании недействительных протоколов испытаний от 29.05.2018 NN 5918.05.04, 5920 05 04 с учетом сведений, предоставленных ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" письмом от 08.05.2019 исх. N 04- 934 об отсутствии проведения исследований ввозимых товаров в указанном учреждении и отсутствия факта выдачи протоколов испытаний от 29.05.2018 NN 5918.05.04, 5920.05.04 на указанные товары NN 1-5, представленные в качестве разрешительных документов на ввозимые товары NN 1-5 "мебель" декларации о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380, являясь недействительными документами, выданными на основании недействительных протоколов испытаний от 29.05.2018 NN 5918.05.04, 5920.05.04, не могут свидетельствовать о соблюдении установленных запретов и ограничений в отношении товаров NN 1-5, представленных к таможенному декларированию по ДТ N 10317090/130618/0013372.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", подтверждение соответствия продукции на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции является принятие декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия).
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона, при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Оформленная заявителем в соответствии декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона, при обязательном подтверждении соответствия заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия только после осуществления такого подтверждения соответствия.
В соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Согласно декларациям о соответствии от 29.05.2018 N ЕАЭС N RU ДTR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380, заявителем, на котором лежит обязанность по обеспечению соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и ответственность за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов, является декларант ООО "МП Дизайн".
В соответствии со ст. 4 ТР ТС 025/2012, мебельная продукция выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (ст. 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
В соответствии со ст. 6 ТР ТС 025/2012, одной из форм подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента, является декларирование соответствия.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ТР ТС 025/2012, декларирование соответствия мебельной продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя.
Согласно декларациям о соответствии от 29.05.2018 N N ЕАЭС N RU ДTR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380, декларирование соответствия вышеуказанной продукции производилось по схеме Зд.
В соответствии ТР ТС 025/2012, схема Зд включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов мебельной продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с п. 30 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" (далее - Решение N 44), схема декларирования соответствия Зд применяется для серийно выпускаемой продукции при декларировании соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и собственных доказательств заявителя (при наличии). Заявителем при декларировании соответствия по схеме Зд является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) (в данном случае - ООО "МП Дизайн"). Заявитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента, предусмотренных подпунктом "а" пункта 26 настоящего документа, и проводит их анализ. Заявитель или по поручению заявителя орган по сертификации продукции либо аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит идентификацию и отбор образцов (проб) продукции в соответствии с разделом VI настоящего документа. Заявитель проводит исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) в соответствии с разделом VI настоящего документа. Заявитель осуществляет формирование и хранение комплекта доказательственных материалов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии и подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента, в соответствии с разделом XVII настоящего документа (в данном случае доказательственным материалом является протокол испытаний).
В соответствии с п. 46 Решения N 44, результаты отбора образцов (проб) продукции оформляются актом отбора образцов (проб) продукции, в котором указываются место и дата отбора образцов (проб) продукции, условия хранения образцов (проб) продукции, а также идентифицирующие признаки отобранной продукции.
В соответствии с п. 4 Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 (далее - Порядок), для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в уполномоченный орган (орган по сертификации) декларацию о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные п. 5 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 5 Порядка, к декларации о соответствии прилагаются, в частности: заявление о регистрации декларации о соответствии, оформленное в порядке, установленном законодательством государства-члена, подписанное заявителем; копии доказательственных материалов, представление которых для регистрации декларации о соответствии предусмотрено техническим регламентом (техническими регламентами), в том числе результаты исследовании (испытании) и измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется (в случае если техническим регламентом предусмотрено проведение исследовании испытаний) и измерений декларируемой продукции), заверенные печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью заявителя.
С учетом вышеизложенного, ограничением на ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС, в данном случае, понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным техническими регламентами критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям технических регламентов. В противном случае, указанная продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
То есть уже в момент ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимая мебельная продукция должна соответствовать требованиям технического регламента IP 1L 025/2012 При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие.
В соответствии с информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому сфере 23-00-10/19-14717-2019, действие краю, изложенной в письме от 28.10.2019 исх. декларации о соответствии от 29.05.2018 N ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380 в соответствии с п.1 ст. 34 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекращено (информация доведена письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю за исх. от 30.07.2019 N 23-00-10/19-9307-2019), а также, по результатам рассмотрения информации Новороссийской таможни установлен факт недостоверного декларирования соответствия заявителем и импортером ООО "МП Дизайн" выпускаемой в обращении продукции по декларации о соответствии от 29.05.2018 N ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00379, однако, в соответствии с чЛ ст. 4.5 КоАП России срок давности привлечения к административной ответственности ООО "МП Дизайн" за недостоверное декларирование соответствия продукции, допущенное 29.05.2018, истек 29.05.2019.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП России установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Учитывая вышеизложенное, ООО "МП Дизайн", при таможенном декларировании товаров N N 1 - 5 "мебель" по ДТ N 10317090/130618/0013372 в таможенный орган в качестве документов, свидетельствующих о соблюдении запретов и ограничений, были представлены недействительные документы - декларации о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д- TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TRHA30.B.00380, выданные на основании недействительных протоколов испытаний от 29.05.2018 NN 5918.05.04, 5920.05.04 ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР", что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
В соответствии с п. 30 раздела VI Типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 04 2018 N 44, схема декларирования соответствия Зд применяется для серийно выпускаемой продукции при декларировании соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и собственных доказательств заявителя (при наличии).
Заявителем при декларировании соответствия по схеме Зд является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо). Изготовитель осуществляет производственный контроль в соответствии с разделом X настоящего документа и принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемой продукции требованиям технического регламента.
Заявитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента, предусмотренных подпунктом "а" пункта 26 настоящего документа, и проводит их анализ.
Заявитель или по поручению заявителя орган по сертификации продукции либо аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит идентификацию и отбор образцов (проб) продукции в соответствии с разделом VI настоящего документа.
Заявитель проводит исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) в соответствии с разделом VI настоящего документа.
Заявитель принимает декларацию о соответствии и регистрирует ее в соответствии с разделом XIV настоящего документа.
Заявитель осуществляет формирование и хранение комплекта доказательственных материалов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии и подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента, в соответствии с разделом XVII настоящего документа.
В соответствии с п.4 Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действий деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии ЕАЭК от 20.03.2018 N 41, для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в уполномоченный орган (орган по сертификации) декларацию о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка, в виде электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо в виде документов на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, если иное не установлено законодательством государства-члена.
В соответствии с п.5 указанного Порядка, к декларации о соответствии прилагаются, в том числе, копии доказательственных материалов, представление которых для регистрации декларации о соответствии предусмотрено техническим регламентом (техническими регламентами), в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений продукции, подтверждающие соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется (в случае если техническим регламентом предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений декларируемой продукции), заверенные печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью заявителя.
На основании вышеизложенного, обязанность по проведению исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), в том числе в соответствии со схемой декларирования ЗД, лежит на заявителе, в данном случае получателе товаров ООО "МП Дизайн".
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, является установленный порядок совершения таможенных операций с товарами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении при декларировании товаров недействительного документа, который послужил или мог послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, представившее при декларировании товаров недействительный документ с целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в данном случае субъектом является получатель товаров 000 "МП Дизайн", представившее при декларировании товаров по ДТ N 10317090/130618/0013372 недействительные разрешительные документы - декларации о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU ДTR.HA3O.B.OO380, выданные на основании недействительных протоколов испытаний ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" от 29.05.2018 N 5918.05.04, N 5920.05.04, послужившие основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений в отношении ввозимого товара.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП России предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующиеся его обязанностям, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Вина ООО "МП Дизайн" выражается в том, что, у него, как у лица, перемещающего товары через таможенную границу ЕАЭС, имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры. Так, Общество, как лицо, на которое законодательством возложена обязанность по проведению исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции и получения соответствующего подтверждающего документа (протокола исследований продукции), имело возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары N 10317090/130618/0013372 принять надлежащие меры, направленные на непосредственное проведение исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), получить действительный документ, подтверждающий проведенные исследования - протокол испытаний, на основании которого в дальнейшем обратится в аккредитованный орган по сертификации за получением (регистрацией) декларации о соответствии. Являясь ответственным за достоверность представляемых таможенному органу документов и сведении при декларировании товаров NN 1-5 по ДТ N 10317090/130618/0013372, ООО "МП Дизайн" не предприняло всех необходимых мер, направленных на проведение исследований ввозимого товара в целях получения соответствующего разрешительного документа, свидетельствующего о соблюдении товара требованиям ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", и предоставления действительных разрешительных документов в таможенный орган при таможенном декларировании товаров NN 1 - 5 по Д1 N 10317090/130618/0013372, что в последствии повлекло несоблюдению установленных запретов и ограничений в отношении указанных товаров, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведении о товарах, свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "МП Дизайн" к своим публично - правовым (таможенным) обязанностям.
Таким образом, ООО "МП Дизайн", при таможенном декларировании товаров N N 1 - 5 по ДТ N 10317090/130618/0013372 представлены недействительные документы - декларации о соответствии от 29.05.2018 NN ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00379, ЕАЭС N RU Д-TR.HA30.B.00380, выданные на основании недействительных протоколов испытаний от 29.05.2018 N 5918.05.04, N 5920 05 04, выдача и регистрация которых ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР" не производилась, что послужило основанием для несоблюдения установленных решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 15.06.2012 N 32, запретов и ограничений, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 10317000-1107/2019 в их совокупности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, что свидетельствует о доказанности совершенного ООО "МП Дизайн" административного правонарушения.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3, 4.6 КоАП России по делу об административном правонарушении нет.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ, нет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление таможни является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о возможности применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что общество является микропредприятием, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, позволяющих на основании статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации заменить назначенный обществу административный штраф на предупреждение по следующим основаниям.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации также определено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение только в том случае, если совершенное субъектом малого или среднего предпринимательства административное правонарушение не повлекло обозначенных в этих нормах последствий, в том числе не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, поскольку рассматриваемое правонарушение совершено в области таможенного дела, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, позволяющих на основании статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации заменить назначенный обществу административный штраф на предупреждение.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2020 по делу N А32-6439/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6439/2020
Истец: ООО "МП Дизайн"
Ответчик: Новороссийская таможня