г. Москва |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А41-106912/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Сидоров А.Ю. по доверенности от 05.06.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от муниципальному унитарному предприятию "ПК "Андреевка": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 марта 2020 года по делу N А41-106912/19,
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к муниципальному унитарному предприятию "ПК "Андреевка"
об урегулировании разногласий и обязании заключить договоры,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 101-103) к муниципальному унитарному предприятию "Производственная компания "Андреевка" (далее - ответчик, МУП "ПК "Андреевка"), в котором просило суд о нижеследующем:
- урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора водоснабжения, изложив пункт 7.1 договора водоснабжения N 24-В-20 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2020 года и действует до 31 января 2020 года";
- урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора водоснабжения, изложив пункт 7.1 договора водоотведения N 25-К-20 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2020 года и действует до 31 января 2020 года";
- урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора водоснабжения, изложив пункт 7.1 договора теплоснабжения N 26-Т-20 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2020 года и действует до 31 января 2020 года";
- обязать ответчика заключить с истцом договор водоснабжения на общедомовые нужды, в отношении многоквартирных домов, расположенных в Московской области, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, с. Алабушево, ул. Военно-морская, д. 16 и д. 17;
- обязать ответчика заключить с истцом договор водоотведения на общедомовые нужды, в отношении многоквартирных домов, расположенных в Московской области, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, с. Алабушево, ул. Военно-морская, д. 16 и д. 17;
- обязать ответчика заключить с истцом договор теплоснабжения на общедомовые нужды, в отношении многоквартирных домов, расположенных в Московской области, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, с. Алабушево, ул. Военно-морская, д. 16 и д. 17.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2020 года по делу N А41-106912/19 в иске отказано (т. 1 л. д. 111-115).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП "ПК "Андреевка", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МУП "ПК "Андреевка" (поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ (абонент) заключены: договора теплоснабжения от 01.02.2019 N 33-Т-19, договор на водоотведение от 01.02.2019 N 32-К-19 и договор на водоснабжение от 01.02.2019 N 31-В-19 в 2019 году для специализированного жилого фонда, обслуживаемого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в рамках договора от 26.06.2018 N 3-УЖФ/ВМФ-1 управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами РФ (т. 1 л. д. 23-53).
В связи с изменениями в ЖК РФ ресурсоснабжающая организация должна заключить договоры на поставляемые ресурсы с потребителями непосредственно.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Минобороны России.
14 ноября 2018 года единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России принято решение о заключении с 01.12.2018 нанимателями жилых помещений "прямых" договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (т. 1 л. д. 58-59)..
В связи с этим истцом в адрес МУП "ПК "Андреевка" были направлены обращения от 06.08.2019 N 370/У/11/2-1747, от 06.09.2019 N 370/У/11/2-2098, от 12.11.2019 N 370/У/11/2-2821, от 22.11.2019 N 370/У/11/2-2037 о заключении "прямых" договоров с нанимателями на основании п. 1 статьи 157.2 ЖК РФ (т. 1 л. д. 60-64).
Поскольку вышеназванные обращения были оставлены ответчиком без удовлетворения, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Согласно подпункту 4.4 пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса
В силу части 1 пункта 7 статьи 157.2 ЖК РФ договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Главой 35 ГК РФ не предусмотрено никаких исключений из перечня коммунальных услуг, которые должны предоставляться самим наймодателем или предоставление которых наймодатель обязан обеспечить.
Согласно Единоличному решению собственников (далее - решение собственников) всех жилых помещений, упомянутому выше, датой перехода обозначена 01.12.2018. Требования, указанные в уведомлении, а также само решение собственников не являются выполнимыми.
Согласно пункту 1 статьи 46 ЖК РФ, копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в течение 10 дней, в ресурсоснабжающую организацию, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Воля собственника направлена на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2018.
При этом доказательств направления уведомления в адрес МУП "ПК "Андреевка" до указанного срока суду не представлено.
Поскольку уведомление о переходе на прямые договоры должно быть направлено лицом, по инициативе которого было созвано собрание, рассмотрение МУП "ПК "Андреевка" уведомления, направленного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, не являющимся ни собственником жилых помещений, ни инициатором собрания, противоречило бы действующему законодательству, поскольку императивная норма, установленная ЖК РФ, не подразумевает возможности направления указанного уведомления управляющей организацией вне зависимости от предоставленного ей круга полномочий.
Кроме того, пунктом 6 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 117 настоящих Правил, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Однако вышеназванные сведения в адрес МУП "ПК "Андреевка" не были предоставлены, что нарушает порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 676 ГК РФ предоставление или обеспечение предоставления необходимых нанимателю коммунальных услуг является обязанностью наймодателя. Поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством, это положение распространяется и на социальный наем жилого помещения. Гражданское и жилищное законодательство не предусматривает заключение нанимателями каких-либо иных договоров о предоставлении коммунальных услуг, кроме как договор найма или договор социального найма.
Иной подход противоречит пункту 2 статьи 676 ГК РФ и отменяет обязанность наймодателя обеспечивать предоставление необходимых нанимателю коммунальных услуг.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как правильно указал суд первой инстанции, требование ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ является ненадлежащим способом защиты права и не соответствует пункту 1 статьи 157.2 ЖК РФ, поскольку заключение такого рода договоров возможно только с собственником помещений, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2020 года по делу N А41-106912/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106912/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МУП ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АНДРЕЕВКА "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "АНДРЕЕВКА"