г. Саратов |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А57-25272/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2020 года по делу N А57-25272/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, офис 506, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
о признании недействительным ненормативного акта,
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998),
третьи лица: Петрашкан Валентина Ивановна (г. Саратов), Колесова Людмила Николаевна (г. Саратов),
при участии в судебном заседании представителей:
представителя ПАО "Т Плюс" - Ашурковой Е.А., действующей на основании доверенности от 02.11.2018, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс, общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 19.09.2019 N 264-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная жилищная инспекция Саратовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Петрашкан Валентина Ивановна, Колесова Людмила Николаевна.
Решением от 27 января 2020 года Арбитражный суд Саратовской области заявленные требования удовлетворил в части. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 19.09.2019 N 264-05-05 в части вменения ПАО "Т Плюс" обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за октябрь 2017 года с учетом формулы 18, п. 54 Правил N 354, а так же в части вменения ПАО "Т Плюс" в обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года в соответствии с формулой 20.1 (ф.20) приложения N 2 к Правилам N 354. В остальной части заявленных требований суд отказал. Также суд взыскал с ГЖИ Саратовской области в пользу ПАО "Т Плюс" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с принятым решением в части и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных заявленных требований, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ПАО "Т Плюс" считает решение суда в обжалованной Инспекцией части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу определение суда первой инстанции обжалуется в части и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении почтового отправления, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.06.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ПАО "Т Плюс", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 12.08.20109 N 988-05-07 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "Т Плюс" обязательных требований при определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 4 по ул. им. Оржевского В.И. г. Саратова.
По результатам проверки составлен акт N 625-05-06 от 12.08.2019, которым установлено нарушение ПАО "Т Плюс" требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
19 сентября 2019 года инспекцией ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 264-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 13.01.2020 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г. в соответствии с требованиями пункта 54 Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 18 приложения N 2 к Правилам N354.
При определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределить между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, указанной в техническом плане здания (дата подготовки технического плана 20 декабря 2015 года) в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам.
По коммунальной услуге "горячее водоснабжение" в Предписании изложено: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в соответствии с требованиями п. 54 Правил N 354, а именно: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить по формулам 20, 20(1) приложения N 2 к Правилам:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определить исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды, по формуле 20.1 Приложения N 2 к Правилам.
Не согласившись с данным предписанием, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 264-05-05 от 19.09.2019 в части вменения ПАО "Т Плюс" обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за октябрь 2017 года с учетом формулы 18, п. 54 Правил N 354. При этом суд исходил из того, что оспариваемое предписание в этой части не соответствует нарушениям, отраженным в акте проверки.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в данной части в силу следующего.
Как следует из оспариваемого предписания, Обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе за октябрь 2017 года в соответствии с требованиями пункта 54 Правил N 354, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 18 приложения N 2 к Правилам.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в акте проверки N 625-05-06 от 19.09.2019 г. именно нарушение по формуле N 18 Приложения N 2 к Правилам N 354 - за октябрь 2017 г. не вменено. По данному периоду описано нарушение лишь по формуле N 20.1 приложения N 2 Правил, но не формулы 18 того же приложения Правил.
Не соответствия выводов, изложенных в акте проверки, указанной обязанности по предписанию представителем ГЖИ СО признано, не оспорено и отражено в письменном отзыве (данное нарушение касалось формулы 20.1, что и отражено в отзыве ГЖИ СО).
Апелляционная жалоба доводов относительно решения суда в данной части не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда в указанной части не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 264-05-05 от 19.09.2019 в части вменения ПАО "Т Плюс" в обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года в соответствии с формулой 20.1 (ф.20) приложения N 2 к Правилам N 354. При этом суд исходил из того, что поскольку в формуле 20(1) приложения N2 к Правилам N354 учтен объем коммунального ресурса, использованного на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, указанная формула может применяться в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Во исполнение части 1 статьи 354 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Оржевского В.И., д.4 коммунальная услуга "горячее водоснабжение" приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (теплообменники).
ПАО "Т Плюс" на условиях договора о теплоснабжении поставляет в многоквартирный дом (МКД) по адресу: г. Саратов, ул. Оржевского В.И., д.4 тепловую энергию для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Дом оборудован общедомовым прибором учета - тепловычислителем ТСРВ-043 N 1413966, осуществляющим совместный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Указанное обстоятельство отражено в акте проверки N 625-05-06 от 19.09.2019 г.
Тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в целях ее использования для приготовления коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение".
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что система отопления спорного дома - централизованная (приготовление коммунальной услуги на ТЭЦ); система предоставления горячей воды - нецентрализованная (приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования дома (теплообменники)). Инспекция так же указывает на необходимость расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" по формуле 20.1.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении ресурса для оказания коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Объемы тепловой энергии, используемые для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N354) и на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), подлежат отдельному определению.
Вместе с тем, в формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Суды установили, что в спорном МКД система горячего водоснабжения нецентрализованная, в отличие от системы отопления.
Поэтому применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, невозможно.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Кроме того, судебной коллегией установлено следующее.
Из акта проверки от 19.09.2019 (т. 1, л.д. 113-15) следует, что нарушение ПАО "Т Плюс" требований пункта 54 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению выразилось в том, что показатель Qот - не соответствует произведению площади каждого жилого и нежилого помещения на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, что привело к неверному определению объема тепловой энергии используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома.
Из апелляционной жалобы следует, что фактически нарушение порядка начисления платы выразилось в неправильном использовании ПАО "Т Плюс" значения показателя *, неправомерно определённого им по формуле 20 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с использованием утвержденного уполномоченным органом норматива расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а не по подлежащей применению формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с учётом показаний коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса - теплоносителя, исчисляемого в Гкал.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, указанные обстоятельства не отражены административным органом в акте проверки. Так, в акте проверки в отношении горячего водоснабжения за спорные периоды указано лишь на неправильное применение ПАО "Т Плюс" показателя Qот.
Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат:
- описания существа допущенного ПАО "Т Плюс" правонарушения (отсутствует описание порядка расчета платы, применяемого заявителем);
- указания на конкретное нарушение обществом Правил предоставления коммунальных услуг (применение неверного значения показателя *);
- а также способы устранения правонарушения (описание порядка расчета, подлежащего применению).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает оспариваемое предписание в данной части немотивированным и неисполнимым.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, в рассматриваемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2020 года по делу N А57-25272/2019 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25272/2019
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государсвенная Жилищная инспекция, Государсвенная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Колесова Л.И., Петрашкан Валентина Ивановна