Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2020 г. N Ф06-65332/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А55-29045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от истца - Ефремов А.Н., доверенность от 24 мая 2019 года,
от ответчика - Агапова О.С., доверенность N Д05-01/3538 от 30 декабря 2019 года, Кочергина Л.В., доверенность N Д05-01/1593 от 05 июня 2020 года,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2020 года по делу N А55-29045/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" (ИНН 6319700914), город Самара,
к Департаменту градостроительства городского округа Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Главы городского округа Самара, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, город Самара,
Министерства строительства Самарской области, город Самара,
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо, департамент), с привлечением в качестве третьих лиц Главы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, и Министерства строительства Самарской области, о признании недействительным Распоряжения от 29 августа 2019 года N РД-1667 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязании департамента направить в адрес общества уведомление о согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015 г. N 587-р Проектом межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары (с изменениями, утвержденными Распоряжениями Правительства Самарской области от 19.11.2015 г. N 946-р, от 22.07.2017 г. N 674-р).
Решением суда от 19.03.2020 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представители департамента в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В ходе рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции от общества поступило ходатайство о вызове в судебное заседание в качестве специалиста кадастрового инженера.
Заявленное ходатайство мотивировано тем, что в обоснование заявленных требований в суд первой инстанции было представлено заключение кадастрового инженера Торчинова М.А. от 09.10.2019 г. N 3498/3, которому по мнению заявителя, судом не было дано надлежащей оценки.
Рассмотрев заявленное ходатайство, исследовав материалы дела, оценив доводы общества, апелляционный суд принимая во внимание, что указанной заключение имеется в материалах дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ рассмотрение дела под председательством судьи Бажана П.В., судей Филипповой Е.Г. и Засыпкиной Т.С. было отложено с 01.06.2020 г. на 13.07.2020 г.
Определением председателя коллегии от 13.07.2020 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Корнилова А.Б., а рассмотрение дела начато сначала.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.07.2020 г. до 15 час. 55 мин. 20.07.2020 г. Информация о перерыве в судебном заседании была объявлена публично на официальном сайте апелляционного суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и департамента, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.07.2019 г. ООО "ТОП-Строй" обратилось к Главе администрации г.о. Самара через Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении смежных земельных участков: 63:01:0803002:507 (площадь 1 422 кв.м., государственная собственность не разграничена), 63:01:0803002:508 (площадь 2 963 кв.м., государственная собственность не разграничена) и 63:01:0803002:509 (площадь 32 928,90 кв.м., принадлежит на праве собственности обществу). Земельные участки расположены по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Князя Григория Засекина, 6, и имеют вид разрешенного использования "фактически занимаемый участок территорией завода".
Рассмотрев заявление общества, 30.08.2019 г. последним получено распоряжение N РД-1667 от 29.08.2019 г., согласно которому обществу было отказано в перераспределении участков со ссылкой на следующие обстоятельства:
- перераспределение земельного участка 63:01:0803002:509, находящегося в собственности ООО "ТОП-Строй" и земельных участков 63:01:0803002:507 и 63:01:0803002:508, государственная собственность на которые не разграничена, не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
- согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий;
- согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка 63:01:0803002:509 и расположенных на нем объектов недвижимости, а также в отношении объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ТОП-Строй" и расположенных в пределах земельных участков 63:01:0803002:507 и 63:01:0803002:508 Управлением Росреестра по Самарской области на основании постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Самарской области проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде запрета на совершение действий по регистрации;
- образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков, следовательно, в силу ст. 11.7 ЗК РФ не предусмотрена возможность перераспределения земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы их собственности).
Считая отказ департамента нарушающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 г. N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара" Департамент наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка в следующих случаях:
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из заявления и представленных документов, ООО "ТОП-Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:509, площадью 32929 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Князя Григория Засекина, 6.
Распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015 г. N 587-р утвержден проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары.
В соответствии с указанным проектом межевания территории земельные участки, в отношении которых было подано заявление о перераспределении, располагаются в границах исторической части города Самары.
Заявитель обратился в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственнсгеть на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "ТОП-Строй" в соответствии с ч. 1, 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ (перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков).
В соответствии с представленными заявлением и документами предусматривается перераспределение земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляющееся в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, и земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы на основании п.п. 1, 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара на территорию, в границах которой находится образуемый земельный участок, договоры о развитии застроенных территорий не заключались, решение о развитии застроенной территории не принималось, а также перераспределение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:509, находящегося в собственности общества с ограниченной ответственностью "ТОП-Строй", и земель, земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, государственная собственность на которые не разграничена в результате утверждения проекта межевания территории не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Таким образом, в данном случае образование земельного участка путем перераспределения земель и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности, невозможно отнести к основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Подпунктом 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и п. 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утв. постановлением Администрации г.о. Самара от 13.04.2017 г. N 268, установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, случай, когда образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 Кодекса.
Постановлением от 13.04.2017 г. N 268 Администрации г.о. Самара утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Согласно п.п. 2 п. 1.1.2 Административного регламента, предоставление муниципальной услуги по заключению соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Административным регламентом в том числе в случаях перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 2.4 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:
1) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением указанной схемы;
2) согласие на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - соглашение о перераспределении земельных участков), в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) заключение соглашения о перераспределении земельных участков;
4) принятие решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Абзацем 2 п.п. 2 п. 2.5 Административного регламента установлено, что муниципальная услуга предоставляется:
- при рассмотрении заявления о перераспределении земельных участков в случае наличия необходимости осуществления государственного кадастрового учета земельного участка (земельных участков), который (которые) образуется (образуются) в результате перераспределения, и при отсутствии оснований для возврата заявления о перераспределении земельных участков и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, или для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных соответственно п. 2.10 и 2.11 Административного регламента, уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков, обеспечивает направление заявителю решения об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением указанной схемы или согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствие с ч. 1 ст. 3 Закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Статьей 4 указанного Закона установлено, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
По мнению департамента, со ссылкой на ст. 11.6 ЗК РФ, образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков, допускается только при объединении земельных участков.
В силу ст. 11.7 ЗК РФ не предусмотрена возможность перераспределения земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы их собственности).
Данное обстоятельство является основания для отказа обществу в перераспределении земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем 30 дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Между тем, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 Кодекса).
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Кодекса).
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и представленным документам, образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий.
В п. 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 г. N 15248/10, земельный участок, который относится к территории общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территорий общего пользования, красных линий (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0803002:509, находящийся в собственности ООО "ТОП-Строй", на объекты капитального строительства, находящиеся в собственности ООО "ТОП-Строй": Нежилое здание Трансформаторная подстанция N 1 - кадастровый номер 63:01:0804002:662; Нежилое здание, Трансформаторная подстанция N 3 - кадастровый номер 63:01:0804002:685; Нежилое здание теплопункта и теплотрасс - кадастровый номер 63:01:0804002:686; Нежилое здание Трансформаторная подстанция N7 - кадастровый номер 63:01:0804002:673, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:509; Нежилое здание Корпус инструментального цеха - кадастровый номер 63:01:0804002:678; Нежилое здание Пристрой склада центрально-инструментального склада и абразивная мастерская - кадастровый номер 63:01:0804002:638; Нежилое здание Инженерный корпус (заводоуправление) - кадастровый номер 63:01:0804002:635; Нежилое здание Проходная у центрального входа - кадастровый номер 63:01:0804002:666, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:508, государственная собственность на который не разграничена; Нежилое здание, Пристрой к заводоуправлению и художественная мастерская - кадастровый номер 63:01:0804002:649, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:507, государственная собственность на который не разграничена, установлено ограничение прав и обременение объектов недвижимости постановлением о запрете на совершение действий по регистрации от 18.06.2019 г. N 40729687/6345, выданным Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, в виде запрещения сделок с имуществом, запрета на совершение действий по регистрации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеются соответствующие записи регистрации.
Однако, документы о снятии ограничений прав и обременении, указанных выше объектов недвижимости, в материалах дела отсутствуют, и заявителем суду не представлено.
Указанный довод департамента надлежащими доказательствами не опровергнут.
Кроме того, в соответствии с представленным заявлением предусматривается перераспределение трех смежных земельных участков: земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0803002:509, находящегося в собственности заявителя.
Согласно п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
То есть при перераспределении может быть образован один земельный участок в случае перераспределения земель и одного земельного участка.
Администрации г.о. Самара также указала, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 г. N 15248/10, земельный участок который относится к территории общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территорий общего пользования, красных линий (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0803002:509, находящийся в собственности заявителя, на объекты капитального строительства, расположенные в пределах вышеназванных земельных участков, постановлением о запрете на совершение действии по регистрации от 18.06.2019 г. N 40729687/6345, выданным Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, установлено ограничение прав и обременение в виде запрещения сделок с имуществом, а также запрета на совершение действий по регистрации.
Между тем, положения п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки, находящиеся в частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
При этом с учетом положения ст. 11.6 ЗК РФ образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.
Таким образом, в силу ст. 11.7 ЗК РФ не предусмотрена возможность перераспределения земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы их собственности).
Из содержания положений п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ следует, что образование одного земельного участка в результате перераспределения двух земельных участков не допускается, равно как и образование двух земельных участков в результате перераспределения земель и одного земельного участка (письмо Минэкономразвития РФ от 30.11.2016 г. N Д23и-5857).
Кроме того, проект межевания, предусматривающий соответствующее перераспределение указанных участков, договор о развитии застроенной территории на указанную территорию отсутствуют.
Проектом межевания территории исторического центра города Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утв. распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015 г. N 587-р, образование земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:08003002:507, 63:01:08003002:508, 63:01:08003002:509 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не было предусмотрено.
Вместе с тем проект межевания сам по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных п.п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств.
Указанный вывод соответствует правовому подходу, изложенному в п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2019), утв. Президиумом ВС РФ от 17.07.2019 г.
Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных в п.п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, являлось необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных участков.
В отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, выводы судов нельзя признать обоснованными и соответствующими нормам материального права.
Департамент недвижимости Минэкономразвития России в своем сообщении от 06.09.2018 г. N Д23н-4876 раскрывает понятия "вклинивание", "вкрапливание", "изломанность границ", "чересполосица".
При этом судом учтено, что заявителем не представлены доказательства того, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:08003002:507, 63:01:08003002:508, 63:01:08003002:509, имеют вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу.
Таким образом, в данном случае образование земельного участка путем перераспределения земель и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности, невозможно отнести к основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Что же касается довода общества о том, что решением суда от 24.12.2018 г. по делу N А55-21379/2018 удовлетворено заявление ООО "Топ-строй" к Правительству Самарской области о признании недействительным проекта планировки исторического центр г. Самары в границах улиц Комсомольской, Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утв. распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 г. N 251-р в части, касающихся установления координат точек прохождения красной линии, указанных в просительной части заявления, по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0803002:508 и 63:01:0803002:507, а также нежилым зданиям с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638, 63:01:0804002:635 и 63:01:0000000:31843, расположенных по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Князя Григория Засекина, 6, суд правильно сделал вывод и указал, что поскольку заявителем не были представлены координаты образуемого земельного участка, то департамент рассматривал заявление по имеющейся информации.
Согласно п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
То есть при перераспределении может быть образован один земельный участок в случае перераспределения земель и одного земельного участка.
Следовательно, имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотренные п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных п.п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств.
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо установить не только наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1, 2 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Аналогичные выводы изложены в определении ВС РФ от 18.10.2018 г. N 303-ЭС18-3686 по делу N А73-8476/2017.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Таким образом, учитывая наличие оснований, предусмотренных п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, судом сделан правильный вывод, что обжалуемое обществом распоряжение департамента является законным и обоснованным, поскольку отказ департамента в заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков принят в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 19 от 27.05.2020 г.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2020 года по делу N А55-29045/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" (ИНН 6319700914), город Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 19 от 27 марта 2020 года государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29045/2019
Истец: ООО "Топ-СТрой"
Ответчик: Департамент градостроительства г.о. Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области