город Омск |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А70-16948/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-357/2020) общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.12.2019 по делу N А70-16948/2019 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" (ОГРН 1107232022424, ИНН 7203248384, адрес (место нахождения): 454007, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Рождественского, д. 13, неж. пом. 2, оф. 307) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490, адрес (место нахождения): 625026, Тюменская обл., г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 1) об оспаривании постановления от 03.07.2019 N 751,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" (далее - заявитель, общество, ООО "Альфа Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) об оспаривании постановления от 03.07.2019 N 751 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.12.2019 по делу N А70-16948/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на отсутствии вины общества, указывая на то, что контроль температурного режима производился ежедневно, подтверждением чего являются журналы учета температуры и акты замеров. По мнению апеллянта, представителями Управления Роспотребнадзора по Тюменской области измерения температурного режима не производились, что говорит о неверной квалификации вменяемого правонарушения. Как указывает ООО "Альфа Тюмень", обществу вменяется нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Управление отмечает, что обязанность по соблюдению влажностно - температурного режима в предприятии торговли при обороте продукции предусмотрена требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", нарушение указанных требований технических регламентов образует объективную сторону статьи 14.43 КоАП РФ. По мнению административного органа, используемый обществом прибор не предназначен для цели замера температуры воздуха в помещениях и температуры в холодильном оборудовании. Управление также ставит под сомнение довод общества о том, что его сотрудник ежедневно осуществляет замер температуры, объезжая предприятия с соответствующим прибором, в подтверждение чего в материалы дела представлено дополнительное доказательство - расчет расстояния.
От ООО "Альфа Тюмень" поступили возражения на отзыв Управления, в которых апеллянт обращает внимание на то, что для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ необходима фиксация превышающего допустимые пределы температурного уровня, что Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области произведено не было. Кроме того, апеллянт настаивает на том, что прибор пирометр предназначен для измерения температуры в холодильных установках.
Поскольку возражения на отзыв на апелляционную жалобу общества поступили 08.06.2020 (в день судебного заседания), суд апелляционной инстанции отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 09.07.2020 в связи с необходимостью предоставления Управлением письменных пояснений по делу с учетом доводов, изложенных в возражениях на отзыв на апелляционную жалобу.
Пояснения по делу с учетом доводов, изложенных в возражениях на отзыв на апелляционную жалобу, от Управления не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание 09.07.2020 не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 09.07.2020, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 16.07.2020. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, апелляционный суд приобщил указанный выше документ, представленный в обоснование возражений относительно жалобы, к материалам настоящего дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 20.03.2019 при анализе материалов плановой проверки в отношении ООО "Альфа Тюмень", проведенной на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 29.01.2019 N 02-00071, выданного заместителем руководителя Управления Ю.И. Распоповой, установлен факт несоблюдения юридическим лицом требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
По результатам плановой выездной проверки 20.03.2019 составлен акт проверки N 02-00071, в котором зафиксированы вышеуказанные нарушения.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области 13.06.2019 в отношении общества был составлен протокол N 02-435 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
03.07.2019 административным органом вынесено постановление N 751 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Альфа Тюмень" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление Управления о привлечении к административной ответственности от 03.07.2019 N 751 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.12.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований и создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Как следует из статьи 2 Закона N 184-ФЗ, технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В статье 9 Закона N 29-ФЗ определено, что обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), в соответствии с положениями части 1 статьи 3 которого объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 2 ТР ТС 021/2011 целями принятия настоящего технического регламента являются, в том числе защита жизни и (или) здоровья человека. Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии Техническому регламенту.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Как следует из материалов дела, в рамках плановой выездной проверки, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области по распоряжению от 29.01.2019 N 02-00071, сотрудниками Управления в магазинах "Красное&Белое", принадлежащих ООО "Альфа Тюмень", были проведены осмотры, по результатам которых было выявлено отсутствие гигрометров и психрометров в складских помещениях и торговых залах следующих магазинов:
Магазины г. Тюмень: ул. Карла Маркса, 8/22; ул. Чернышевского, 26, корпус 12/2; ул. Михаила Сперанского, 21/1; ул. Пермякова, 70, корпус 2/3; ул. Смоленская, 46/1; ул. Федюнинского, 7, корпус 1/1; ул. 50 лет Октября, 26/4; ул. Малая Боровская, 5/9; ул. Инженерная, 68/1; ул. Орловская, 50/3; ул. Газовиков, 67/10; ул. Московский тракт, 165, строение 1; ул. Дружбы, 75/3; ул. Николая Зелинского, 1/3; ул. Максима Горького, 68, корпус 2; ул. Широтная, 171, корпус 5/1; ул. Беляева, 29, корпус 1/4; ул. Ямская, 75/4, литера А; ул. Николая Федорова, 6/5; ул. Муравленко, 1, корпус 1/1; ул. Валерии Гнаровской, 6/1; ул. Восстания, 19, корпус 1/1; ул. Андрея Бушуева, 4/6; ул. Малыгина, 49, корпус 2/1; ул. Щербакова, 112/1; ул. Жуковского, 84, корпус 1/1; ул. Пражская, 51, корпус 2/1; ул. Широтная, 19, корпус 1/4; ул. Садовая, 112; ул. 9 Января, 162, корпус 1/2; ул. 50 лет Октября, 80/6; ул. Энергостроителей, 27/3; ул. Станционная, 24, корпус 1/4А; ул. Газопромысловая, 2/11; ул. Кремлевская, 102, помещение 2; ул. Севастопольская, 31, строение 1; ул. Суходольская, 12, пом.22; ул. Березовая, 3; ул. Александра Протозанова, 16, корпус 1/3; ул. Ветеранов труда, 1/3; проезд Воронинские горки, 194; ул. Республики, 214/1; ул. Зимняя, 90Б; ул. Монтажников, 43/2; ул. Монтажников, 61, помещение 6; ул. Беловежская, 7, корпус 3, пом.2,3; ул. Избышева, д. 6/4; ул. Полевая, д. 105, помещение 2; ул. Широтная, 27.
Магазины г. Тобольск: 36 микрорайон, 4/2; зона ВУЗов, 1А; ул. Октябрьская, 19, помещение 2; ул. Ремезова, 114, строение 2; ул.3-я Трудовая, 41 а/1; ул. Первомайская, 14/95;
Магазин г. Ишим: ул. Большая, 196/2;
Магазин г. Заводоуковск: ул. Кооперативная, 66;
Магазин Аромашевского р-на: с. Аромашево, ул. Ленина, 127;
Магазин Армизонского р-н: с. Армизонское, ул. Ленина, 13А;
Магазин Викуловского р-на: с. Викулово, ул. Карла Маркса, 24;
Магазин Омутинского р-на: ул. Терешковой, 2, строение 2;
Магазины Тюменского р-на: с. Сазоново, ул. Трактовая, 6а, строение 1; с. Онохино, ул. Мира, 14, литера А; рп Винзили, ул. 60 лет Октября, 15; с. Каскара, ул. Ленина, 1 в; с. Червишево, ул.70 лет Октября, 11; д. Дударева, ул. Созидателей, 16; рп Богандинский, ул. Школьная, 26; рп Богандинский, ул. Зеленая 2, строение 1; с. Перевалово, ул. Школьная, 53а; с. Ембаево, ул. Совхозная, 22, стр. 1/1;
Магазины Сладковского р-на: с. Сладково, ул. Кондратьева, 4;
Магазины Вагайского р-на: с. Вагай, ул. Ленина, 16 А;
Магазины Уватского р-на: п. Туртас, ул. Газовиков, 12;
Магазины Юргинского р-на: с. Юргинское, ул. Центральная, 60;
Магазины Ярковского р-на: с. Ярково, ул. Новая, 21/1; ул. Дзержинского, 20а, строение 6.
Из материалов административной проверки следует, что в 77 предприятиях торговли, деятельность в которых осуществляет заявитель, установлено, что складские помещения, торговый зал, в котором осуществляется хранение большей части товарного запаса, не оснащены термометрами и гигрометрами (равно как и иным оборудованием, обеспечивающим контроль условий хранения пищевой продукции); холодильные установки в торговом зале магазина (используемые для хранения рыбы и рыбной продукции, мясной, молочной продукции и т.п.) не оснащены термометрами. Кроме того, установлены факты нахождения товаров с определённой температурой хранения в торговых залах и складах магазинов, температура которых была выше допустимой.
В соответствии с журналом температурного режима холодильного оборудования и пояснениям представителя общества ежедневно (один раз в день) работником (техником) проводится контроль температурного режима хранения (контроль влажности в помещениях магазина не проводится) с помощью прибора "пирометр", который техник приносит с собой (на момент осмотра отсутствует в магазине).
Довод подателя жалобы о том, что прибор "пирометр" предназначен для измерения температуры в холодильных установках, не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку согласно руководству по эксплуатации данный прибор для дистанционного бесконтактного измерения температуры по тепловому (инфракрасному) излучению поверхности объектов, то есть данный прибор не предназначен для измерений температуры воздуха в помещениях и температуры в холодильном оборудовании. Кроме того, в соответствии с руководством по эксплуатации прибора "пирометр" данное устройство относится к бытовому классу изделий и имеет значительный диапазон погрешности, что не может свидетельствовать о достоверности и точности показаний температуры для ряда продукции, требования к хранению которой предъявляет производитель.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что отсутствие измерительных приборов, предназначенных для определения температуры и относительной влажности воздуха, само по себе не образует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу приведенной нормы нарушением установленных требований пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, образующим событие вменяемого правонарушения, является хранение пищевой продукции без соблюдения условий её хранения, установленных изготовителем.
Вместе с тем из содержания оспариваемого постановления следует, что фактическая температура хранения устанавливалась только в четырёх магазинах заявителя.
Так, 28.02.2019 с 14:10 часов при осмотре магазина "Красное & Белое" ООО "Альфа Тюмень", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 1/3, установлено, что в торговом зале на момент осмотра температура составляла +22С, при этом в торговом зале на открытых стеллажах без охлаждения осуществлялось хранение с целью реализации потребителям, что подтверждалось наличием ценников: конфет ассорти-пралине с молочным шоколадом Sofia (согласно маркировке изготовителем данных конфет установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +12С до +18С"); кешью жаренный (условия хранения: +18С+/-3С"). Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 28.02.2019 (том 3 л.д. 90-92).
Протокол лабораторных испытаний, подтверждающий осуществление замера температуры в магазине в ходе проверки, в материалы дела не представлен, вместе с тем представлен акт от 28.02.2019 замера температуры помещения, составленный сотрудниками ООО "Альфа Тюмень", согласно которому температура в торговом зале указанного магазина составляла +20С (том 3 л.д. 102).
Таким образом, материалами дела подтверждается нахождение товара конфет ассорти-пралине с молочным шоколадом Sofia с определённой температурой хранения в торговом зале магазина, температура которого выше допустимой, что является нарушением требований пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011.
11.03.2019 с 10:02 часов при осмотре магазина "Красное & Белое" ООО "Альфа Тюмень", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Зимняя, 90Б, установлено, что в торговом зале на момент осмотра температура составляла +21С, при этом в торговом зале на открытых стеллажах без охлаждения осуществлялось хранение с целью реализации потребителям, что подтверждалось наличием ценников: набора PERGALE MILK CHOCOLATE COLLECTION с молочным шоколадом (согласно маркировке изготовителем данных конфет установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +18+/-3С"); вино игристое сладкое белое "Спуманте Дольче" ("Условия хранения от +5 до +20С"); вино игристое полусладкое белое "Монмартр" ("Условия хранения от +5С до +20С"). Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 11.03.2019 (том 3 л.д. 31-33).
Протокол лабораторных испытаний, подтверждающий осуществление замера температуры в магазине в ходе проверки, в материалы дела не представлен, как отсутствуют и иные доказательства превышения температуры хранения вышеназванной продукции в торговом зале, ввиду чего событие вменяемого правонарушения по данному эпизоду документально административным органом не подтверждено.
27.02.2019 с 10:13 часов при осмотре магазина "Красное & Белое" ООО "Альфа Тюмень", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Федюнинского, 7, корпус 1/1, установлено, что в торговом зале на момент осмотра температура составляла +21С, при этом в торговом зале на открытых стеллажах без охлаждения осуществлялось хранение с целью реализации потребителям, что подтверждалось наличием ценников: вина "Киндзмараули" красного полусладкого торговой марки "Генацвале" (согласно маркировке изготовителем установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +5С до +20С"); вина столового полусладкого красного "Жемчужина Эчмиадзина" (согласно маркировке изготовителем установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +5С до +20С"); консервов "горбуша натуральная" (согласно маркировке изготовителем установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +0С до +20С"); консервов "шпроты в масле из салаки" (согласно маркировке изготовителем установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +0С до +20С"); набор шоколадных конфет "конфеты ассорти с молочным шоколадом "Praline mix" (согласно маркировке изготовителем данных конфет установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +12С до +18С") Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 27.02.2019 (том 3 л.д.73-75).
Протокол лабораторных испытаний, подтверждающий осуществление замера температуры в магазине в ходе проверки, в материалы дела не представлен, вместе с тем представлен акт от 27.02.2019 замера температуры помещения, составленный сотрудниками ООО "Альфа Тюмень", согласно которому температура в торговом зале указанного магазина составляла +19С (том 3 л.д. 84).
Таким образом, материалами дела подтверждается нахождение товара набор шоколадных конфет "конфеты ассорти с молочным шоколадом "Praline mix" с определённой температурой хранения в торговом зале магазина, температура которого выше допустимой, что является нарушением требований пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011.
28.02.2019 с 12:10 часов при осмотре магазина "Красное & Белое" ООО "Альфа Тюмень", расположенного по адресу: Тюменский р-он, с. Каскара, ул. Ленина, 1В, установлено, что на складе алкогольной продукции без охлаждения на момент осмотра температура составляла +18С, при этом на складе алкогольной продукции без охлаждения на открытом стеллаже осуществлялось хранение пищевой рыбной продукции - консервы рыбные стерилизованные - консервы рыбные натуральные с добавлением масла "Скумбрия атлантическая натуральная с добавлением масла (куски)" (согласно маркировке изготовителем данной продукции установлены следующие условия хранения: "хранить при температуре от +0С до +15С"). Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 28.02.2019 (том 4 л.д.112-114).
В материалы дела представлен акт от 28.02.2019 замера температуры помещения, составленный сотрудниками ООО "Альфа Тюмень", согласно которому температура в подсобном помещении указанного магазина составляла +19С (том 4 л.д. 119). Копия указанного акта от 28.02.2019 содержится также в акте проверки Управления от 20.03.2019 N 02-00071 (том 2 л.д. 77, 109).
Таким образом, материалами дела подтверждается нахождение товара с определённой температурой хранения на складе магазина, температура которого выше допустимой, что является нарушением требований пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество, являясь самостоятельным участником деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности в целях выполнения обязанности по соблюдению требований ТР ТС 021/2011, не предприняв все зависящие меры по недопущению правонарушения, при этом сам факт выявленного нарушения свидетельствует, что принятых обществом мер было недостаточно.
Довод подателя жалобы об отсутствии вины со ссылкой на журналы учета температуры и акты замеров признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку в материалы дела представлены составленные сотрудниками ООО "Альфа Тюмень" акты замера температур помещений, которые подтверждают нахождение товаров с определённой температурой хранения на товарных полках и складе магазинов, температура в которых выше допустимой.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт наличия в действиях ООО "Альфа Тюмень" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является установленным.
Довод подателя апелляционной жалобы о неверной квалификации административного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку во всех выявленных нарушениях обществу вменяется неисполнение требований технических регламентов, а не санитарно-эпидемиологических требований, что исключает квалификацию по статье 6.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному в санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, определено Управлением с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Оснований для назначения основного административного наказания ниже низшего предела (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ) либо для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), равно как и для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отказав в удовлетворении заявленного ООО "Альфа Тюмень" требования об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица от 03.07.2019 N 751, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Альфа Тюмень" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.12.2019 по делу N А70-16948/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.