31 января 2024 г. |
дело N А83-10057/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей: Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Стефаненко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023,
принятое по иску Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН 1149102017118, ИНН 9102011897; 295034, Республика Крым, Симферополь город, Кирова проспект, дом 13)
к обществу с ограниченной ответственностью "Холодная гора" (ОГРН: 1169102072182, ИНН 9102211624, 295051, Республика Крым, Симферополь город, Ленина Бульвар, дом 15/1, квартира 128)
о взыскании средств мер поддержки,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Холодная Гора" (далее - ООО "Холодная Гора") с заявлением о взыскании средств меры поддержки, использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", полученных за июнь 2020 года в сумме 12130,00 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 14.04.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
Определением от 09.06.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023 в удовлетворении иска Министерства отказано.
Не согласившись с решением суда от 10.11.2023, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020) и соглашением о межведомственном взаимодействии Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС по РК) установлен факт не уплаты от суммы полученной меры поддержки налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, источником которых является налоговый агент ООО "Холодная Гора". Меры поддержки были получены ООО "Холодная Гора" в расчете на 1 и более сотрудников, следовательно, ООО "Холодная Гора" обязано было использовать эти средства на оплату труда работников, и как налоговый агент удержать НДФЛ с полученной суммы, каких-либо доказательств, свидетельствующих о целевом использовании полученной субсидии, ответчиком не представлено.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 25.01.2024 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "Холодная Гора" направило в налоговый орган заявки на получение мер поддержки за июнь 2020 года по форме приложения N 1 к Порядку формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом N 86-ЗРК/2020. В заявках общество взяло обязательство уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренного Законом N 86-ЗРК/2020 и распоряжением Председателя Совета министров Республики от 24.03.2021 N 68-рп/ДСП, ООО "Холодная Гора" включен в Реестр получателей мер поддержки N 18 (т. 1, л.д. 35).
Платежным поручением от 25.03.2021 N 243 на расчетный счет ООО "Холодная Гора" перечислены меры поддержки за июнь 2020 года в общем размере 12130,00 руб. (т.1, л.д. 37)
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило Министерству письмо от 29.10.2021 N 15-27/04637_дсп@, в котором сообщило, что при проведении анализа налогоплательщиков, получателей мер поддержки, установлено, что ООО "Холодная Гора" не произведена уплата налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент ООО "Холодная Гора" за период июнь 2020 года, чем нарушены условия подпункта "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86- ЗРК/2020 (сопроводительное письмо от 29.10.2021 N15-27/04637_дсп@) (т. 1, л.д. 30).
Министерство направило ООО "Холодная Гора" требование от 09.12.2021 N 12/5094 о возврате полученных средств поддержки (т.1, л.д. 27).
Поскольку требование ООО "Холодная Гора" исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность ООО "Холодная Гора" и могут быть распределены на любые расходы для осуществления экономической деятельности, в связи с чем оснований для возврата средств мер поддержки не имеется.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции от 10.11.2023, учитывая следующее.
Законом N 86-ЗРК/2020 введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Довод апеллянта о том, что с субсидии должен быть уплачен НДФЛ в размере 13%, основан на неверном толковании Закона N 86-ЗРК/2020.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 207 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доход от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из заявки ООО "Холодная Гора" на получение мер поддержки (т. 1, л.д. 32), наемные работники в ООО "Холодная Гора" в 2020 году отсутствуют, отчетность по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в Пенсионный фонд не предоставлялась.
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366, которым не предусмотрено, что субсидия должна быть использована исключительно на выплату заработной платы работникам, поскольку из содержания норм Закона N 86-ЗРК/2020 императивно не следует такая обязанность получателя компенсационной выплаты.
В пункте 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/202 словосочетание "в том числе" на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, означает "включая", а не "исключительно", как полагает Министерство.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021.
Таким образом, при наличии в Законе N 86-ЗРК/2020 вышеизложенных положений, не свидетельствующих о том, что субсидия должна быть использована исключительно на заработную плату работникам, действия ООО "Холодная Гора" следует признать основанными на разумных ожиданиях, вытекающих из вышеуказанных положений Закона.
Истцом в подтверждение предъявленных требований также в порядке статей 41, 65 АПК РФ не предоставлены сведения, свидетельствующие, что в 2020 году ответчик обязан был уплачивать в качестве налогового агента НДФЛ.
С 01.08.2016 ответчик включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; микропредприятие. На дату получения субсидии ответчик из реестра не исключен.
Как усматривается из материалов дела, с 30.05.2016 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства применяет упрощенную систему налогообложения; объект налогообложения - "доходы".
Доход в виде мер поддержки в сумме 12130,00 руб., за неоплату НДФЛ от которого Министерство просит взыскать всю сумму перечисленных мер поддержки, ООО "Холодная Гора" получило в марте 2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения (УСН) признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
ООО "Холодная Гора" применяет упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения "доходы".
Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ изложен в иной редакции, согласно которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ действие положений подпунктов 60 и 62 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
Налоговый период - это период времени, по окончании которого определяется налоговая база, исчисляется сумма налога к уплате и представляется по нему налоговая декларация (пункт 1 статьи 52, пункт 1 статьи 55, статьи 80 НК РФ), в связи с чем выплаты, полученные ответчиком в 2021 году по Закону N 86-ЗРК/2020, не подлежат налогообложению.
В связи с вышеизложенным полученная субсидия не учитываются для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Министерство в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.11.2023 по делу N А83-10057/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10057/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ХОЛОДНАЯ ГОРА"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ