Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф04-4902/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А46-4171/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5301/2020) Омской таможни на решение Арбитражного суда Омской области от 30.04.2020 по делу N А46-4171/2020 (судья Яркова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Басманная нов., д. 2) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090,место нахождения 644024, Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова Угол Пушкина, д. 27/31) об оспаривании постановления от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - административный орган заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019.
Определением от 05.03.2020 Арбитражного суда Омской области заявление принято к производству в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощённого судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.04.2020 по делу N А46-4171/2020 заявленное требование удовлетворено, постановление Омской таможни от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Омская таможня обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным; событие и состав вменяемого обществу в вину правонарушения подтверждено материалами административного дела; ОАО "РЖД" не обеспечило сохранность средств идентификации указанных в товарно-транспортных документах, не выполнив тем самым требования законодательства.
Согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 03.06.2020 лицам, участвующим в деле, предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 26.06.2020.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой заявитель не согласился с доводами Омской таможни.
От Омской таможни поступили возражения на отзыв ОАО "РЖД", в которых административный орган поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на непринятие обществом всех зависящих мер для обеспечения сохранности перевозимого груза и средств идентификации, что исключило бы, в том числе, вмешательство третьих лиц.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
02.09.2019 таможенным постом ЖДПП Забайкальск Читинской таможни под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации (далее - ТД) N 10719100/020919/0015775 помещён товар: подгузники-трусы для взрослых, перевозимый в Российскую Федерацию из Китая в железнодорожном контейнере N TKRU4339105 по железнодорожной накладной от 28.08.2019 N 11476580, инвойсу от 16.04.2019 N NCSG20190416-AD02R.
Отправитель товара - компания "Сямэнь Ньюклеар Дэйли Продактс Ко ЛТД", CN (Китай), округ Джимей, Сямэнь, 7-8 # Гуанань, Индустриальный Парк.
Получатель товара - АО "Таском" (249020, РФ, Калужская область, Боровский район, село Ворсино, Северная промышленная зона. Владение 6, строение 1).
Местом доставки товара установлен Обнинский таможенный пост Калужской таможни (10106050), место нахождения: 249020, Калужская область, Боровский район, село Ворсино, Северная промышленная зона, вл. 6, срок доставки -10.12.2019.
Согласно сведениям, указанным в электронной копии ТД N 10719100/020919/0015775, перевозчиком товара является ОАО "РЖД".
Таможенным постом ЖДПП Забайкальск Читинской таможни в качестве средства таможенной идентификации, используемого при перевозке товаров под таможенной процедурой таможенного транзита по ТД N 10719100/020919/0015775 (графа D, строка: "наложение пломбы"), признана пломба отправителя N 715398, наложенная на железнодорожный контейнер N TKRU4339105, что отражено в графе 19 "Пломбы" железнодорожной накладной от 28.08.2019 N11476580.
02.09.2019 контейнер N TKRU4339105 на вагоне N 94277555 принят к перевозке перевозчиком ОАО "РЖД" по железным дорогам Российской Федерации по станции Забайкальск Забайкальской железной дороги, 06.09.2019 убыл со станции Забайкальск в составе поезда 2001 инд. 9468-065-1835.
16.09.2019 на Курганский таможенный пост Тюменской таможни поступило письмо Станции Курган Курганского центра организации работы железнодорожных станций Структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" (N 1735), согласно которому ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном статьёй 95 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), обратилось в указанный таможенный орган за разрешением на совершение грузовых операций с товаром, находящимся под таможенным контролем в контейнере N TKRU4339105, по причине обнаружения коммерческой неисправности - отсутствия запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ).
ОАО "РЖД" на Курганский таможенный пост представлена копия акта общей формы от 15.09.2019 N 82850-1-П/1235, составленного 15.09.2019, согласно которому комиссией в составе приёмщиков поездов Падалко О.В., Галимской К.М., Лиске Ю.А., Григорьевой Ю.М. при осмотре на станции Курган вагона N 94277555, следующего в составе поезда 2977 индекс 94680827835, прибывшего со станции Московка (станция отправления Забайкальск (КНР)) Забайкальской железной дороги, обнаружено: у контейнера N TKRU4339105 нет ЗПУ. При совместном осмотре с сотрудником Курганского Линейного отдела (далее - ЛО) МВД РФ Григорьевым Ю.Н. обнаружено: у контейнера запирающаяся дверь открыта на 100 мм, просматривается груз. Погрузка произведена в упаковках белого цвета с маркировкой "Подгузники трусы для взрослых". Погрузка в ряды, вплотную к дверям, на высоту 1000 мм от пола контейнера. На платформе лежит ЗПУ иностранное 715398 (изъято полицией).
В акте общей формы указано, что в парке просчитать количество мест нет возможности. В 20 ч. 35 мин. двери закрыли, доступ к грузу устранили, наложили ЗПУ ТП 2800-02 РЖД У 1099482. Также в акте общей формы указано, что брак угрожает сохранности перевозки груза, в связи, с чем вагон отцеплен на НГД на веса. Груз следует под таможенным контролем, направляющий штамп Читинской таможни N 10719100.
17.09.2019 должностным лицом Курганского таможенного поста во временной зоне таможенного контроля по адресу: г. Курган, ул. Омская, д. 177, по месту нахождения железнодорожного вагона N 9427755 и контейнера N TKRU4339105 в соответствии со статьёй 349 ТК ЕАЭС проведено таможенное наблюдение за осмотром контейнера, с составлением акта таможенного наблюдения от 17 сентября 2019 г. без номера (далее -АТН). В результате таможенного наблюдения установлено и в АТН отражено: на дверях контейнера N TKRU4339105 обнаружено исправное ЗПУ N ТП 2800-02 8 РЖД У1099482, не соответствующее номеру ЗПУ, указанному в графе 19 "Пломбы" железнодорожной накладной от 28.08.2019 N 11476580 и в строке "Наложенные пломбы" графы D ТД N 10719100/020919/0015775, что указывает на вероятность несанкционированного доступа и утраты товара. По окончании наблюдения контейнер простаивает в ожидании проверки и просчёта мест. Таможенная декларация N 10719100/020919/0015775.
17.09.2019 ОАО "РЖД" на станции Курган Южно - Уральской железной дороги с участием должностного лица Курганского таможенного поста и должностного лица Курганского ЛО МВД РФ составлен акт общей формы от 17.09.2019 N 9/7759 в отношении отправки от 28.08.2019 N 11476580, следующей от станции отправления Забайкальск - эксп. (КНР) Забайкальской железной дороги до станции назначения Ворсино Московской железной дороги, в контейнере N TKRU4339105 на вагоне N 94277555 (прибыл поездом N 2977).
Вагон с контейнером подан на путь ПАО "Трансконтейнер" под коммерческую проверку на основании акта общей формы станции Курган Южно - Уральской железной дороги от 15.09.2019 N 1-П/1235.
При комиссионном осмотре контейнера N TKRU4339105 установлено, что на нём присутствует исправное ЗПУ станции Курган ЮУр ТП 28000-02 РЖД У1099482, доступа к грузу нет. По документу значится груз - подгузники - трусы для взрослых, 1354 мест, иностранное ЗПУ N 715398. Для досмотра и просчёта мест должностными лицами Курганского таможенного поста и Курганского ЛО МВД РФ в 08 час. 30 мин. с контейнера N TKRU4339105 снято исправное ЗПУ ТП 2800-02 РЖД У1099482.
17.09.2019 Курганским таможенным постом в соответствии со статьёй 328 ТК ЕАЭС проведён таможенный досмотр товара с фотографированием, завершённый Составлением АТД N 10503060/180919/000047.
В ходе таможенного досмотра установлено и в АТД отражено, что двери контейнера закрыты и опечатаны пломбой ТП 2800-02 8 РЖД N У1099482, при вскрытии контейнера и дальнейшем досмотре установлено, что в контейнер загружен товар: средства гигиены, подгузники - трусы впитывающие одноразовые для взрослых, товар двух артикулов, упакован в пачки, в каждой пачке по 10 единиц товара. В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено отсутствие в контейнере N TKRU4339105 части товара.
24.10.2019 письмом от 23.10.2019 исх.N СХ - 10231/Ю-УР ТЦФТО "О направлении объяснения по делам об АП" ОАО "РЖД" в лице филиала Южно-Уральского центра фирменного транспортного обслуживания Центра фирменного транспортного обслуживания в Тюменскую таможню представлена, в том числе, копия письма Омского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Омское ЛУ МВД России) от 18.10.2019 N 70/12379, согласно которому в производстве СО Омского ЛУ МВД России находится уголовное дело, возбужденное 08.10.2019 в отношении Большакова Н.Н. по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ходе предварительного следствия установлено, что 15.09.2019 в период с 01 ч. 36 мин. до 02 ч. 21 мин. местного времени Большаков Н.Н., находясь на железнодорожной станции Кормиловка, расположенной в р.п. Кормиловка Кормиловского района Омской области, действуя из корыстных побуждений, тайно похитил из контейнера N TKRU4339105, находящегося в восточной горловине нечётного парка станции Кормиловка Западно-Сибирской железной дороги, 19 упаковок "Подгузников-трусов для взрослых Melitina L" общей стоимостью 26 793 рублей РФ 34 копейка без учёта НДС, и 6 упаковок "Подгузников - трусов для взрослых ПРИСТ L" общей стоимостью 8 461 рублей РФ 06 копеек, без учёта НДС. Согласно материалам уголовного дела, ЗПУ, находящееся на контейнере, подозреваемый разломал, чем привёл в негодность. Впоследствии фрагменты ЗПУ изъяты сотрудниками Курганского ЛО МВД России. Приговором Кормиловского районного суда Омской области от 07.02.2020 по делу N1-12/2020, вступившим в законную силу, Большаков Н.Н. признан виновным в совершении уголовного преступления.
27.09.2019 должностным лицом Тюменской таможни по факту утраты средства таможенной идентификации в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10503000-592/2019 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 16.11 КоАП РФ.
13.02.2020 Омской таможней в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019, которым ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьёй 16.11 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 6 000 руб.
Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено при наличии у заинтересованного лица полномочий по составлению протокола и вынесению постановления, предоставленных частью 1 статьи 28.3, статьей 23.60 КоАП РФ, с учётом приказа ФТС России от 02.12.2014 N 2344 "Об утверждении Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".
Материалы дела свидетельствуют, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данных процессуальных действий.
Не согласившись с постановлением Омской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
30.04.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно статье 16.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации, втом числе перевозчики.
В соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан в том числе обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.
В соответствии со статьей 341 ТК ЕАЭС товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами (пункт 1).
К средствам идентификации относятся пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров (пункт 2).
В качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками (пункт 4).
Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров.
В указанных случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Изменение, удаление, уничтожение или замена средств идентификации таможенным органом оформляется путем составления акта об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации, форма которого определяется Комиссией, либо проставлением отметок об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах (пункт 5).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями). В случаях, определенных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, порожние вагоны, контейнеры должны быть опломбированы в порядке, установленном для загруженных вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ТК ЕАЭС ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке по территории одного из государств-членов в порядке, установленном международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств либо законодательством государств-членов в области транспорта, если передача товаров осуществляется между железнодорожными перевозчиками одного государства-члена.
Как следует из материалов дела, в качестве средства таможенной идентификации принято ЗПУ отправителя N 715398, наложенное на железнодорожный контейнер N TKRU4339105, что отражено в графе 19 "Пломбы" железнодорожной накладной от 28.08.2019 N11476580.
Контейнер N TXRU4339105, опечатанный пломбой отправителя N 715398, принят к транспортировке ОАО "РЖД", следовательно, ответственность за сохранность средств таможенной идентификации несет перевозчик - ОАО "РЖД".
02.09.2019 контейнер N TKRU4339105 на вагоне N 94277555 принят к перевозке перевозчиком ОАО "РЖД" по железным дорогам Российской Федерации по станции Забайкальск Забайкальской железной дороги, 06.09.2019 убыл со станции Забайкальск в составе поезда 2001 инд. 9468-065-1835.
17.09.2019 Курганским таможенным постом в соответствии со статьёй 328 ТК ЕАЭС проведён таможенный досмотр товара с фотографированием, завершённый Составлением АТД N 10503060/180919/000047.
В ходе таможенного досмотра установлено и в АТД отражено, что двери контейнера закрыты и опечатаны пломбой ТП 2800-02 8 РЖД N У1099482, при вскрытии контейнера и дальнейшем досмотре установлено, что в контейнер загружен товар: средства гигиены, подгузники - трусы впитывающие одноразовые для взрослых, товар двух артикулов, упакован в пачки, в каждой пачке по 10 единиц товара. В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено отсутствие в контейнере N TKRU4339105 части товара.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" приняло товар к перевозке с исправным ЗПУ, наложенным отправителем, о неисправности указанного ЗПУ и наложении нового ЗПУ, общество в нарушение пункта 5 статьи 341 ТК ЕАЭС в таможенный орган не обращалось, следовательно, в действиях общества имеется событие административного правонарушения предусмотренного статьёй 16.11 КоАП РФ, выразившееся в утрате средств идентификации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Суд первой инстанции при принятии решения об удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019, ссылаясь на материалы уголовного дела в отношении Большакова Н.Н., пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины в совершенном правонарушении, так как утрата ЗПУ не связана с противоправными действиями или бездействиями перевозчика. П
Суд апелляционной инстанции не разделяет вышеприведенную позицию суда первой инстанции, и с учетом фактических обстоятельствах рассматриваемого дела считает что вина общества в данном правонарушении, в том виде как она определена частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, таможенным органом установлена.
Вина общества в рассматриваемом случае выразилась в непринятии всех зависящих мер по недопущению правонарушения, при этом сам факт выявленного нарушения свидетельствует, что принятых обществом мер было явно недостаточно.
Статьёй 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ) предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.
Как указано выше, груз был принят ОАО "РЖД" к перевозке под таможенным контролем с исправным ЗПУ и в исправном контейнере, впоследствии ЗПУ было сломано и часть груза украдена Большаковым Н.Н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют обстоятельства непреодолимой силы, вследствие которых перевозчик был лишён возможности обеспечить сохранность груза, к примеру, отправка груза отправителем в неисправном вагоне или с неисправным ЗПУ, которые не могли быть замечены в ходе осмотра; особые естественные свойства перевозимого груза, повлекшие его естественную утрату и проч.
Хищение (разбой, кража) товаров, совершенное третьими лицами, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признака чрезвычайности, а значит, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ.
При этом ОАО "РЖД", осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, обязано знать и соблюдать соответствующие требования законодательства в рамках таможенных правоотношений.
Таким образом, таможенным органом установлена и материалами дела подтверждается вина ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "РЖД" правомерно привлечено к административной ответственности по статье 16.11 КоАП РФ, в связи с чем, основания для признания незаконным постановления от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019 отсутствуют.
Таким образом, решение Арбитражного суда Омской области от 30.04.2020 по делу N А46-4171/2020 подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) и неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.04.2020 по делу N А46-4171/2020 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата регистрации:23.09.2003, адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, почтовый адрес: 644020, г. Омск, ул. Леконта, д. 4) о признании незаконным и отмене постановления Омской таможни (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) от 13.02.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10610000-1888/2019 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4171/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ