Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2020 г. N Ф07-12656/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А21-13061/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедевым Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11871/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 по делу N А21-13061/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал"
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" (далее - ООО "ЖЭУ N 7", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (далее - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительными предписаний NЖК-2/589/21377-вх/ГНИ от 15.03.2019 и N ЖК-2/1913/21377-вх/ИЮС от 07.08.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - Предприятие, третье лицо).
Решением от 03.03.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 03.03.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что не представлены доказательства того, что спорные приборы учета когда-либо были введены в эксплуатацию надлежащим образом, в силу чего при разрешении вопроса о законности и обоснованности оспоренных предписаний следовало исходить из регулирования, установленного частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, а также Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776, в соответствии с чем обязанность по первоначальной установке спорных приборов учета и их вводу в эксплуатацию возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Податель жалобы считает, что в нарушение требование пунктов 37 и 46 указанных Правил не подтверждены факты участия представителей управляющей организации, в проверке вводимых в эксплуатацию узлов учета, факты направления составленных актов и паспортов приборов учета в адрес управляющей организации.
Также податель жалобы считает, что Обществом были представлены акты обследований, в соответствии с которыми установлено отсутствие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды. Порядок проведения обследований, основания вывода об отсутствии технической возможности (в соответствии с установленными критериями отсутствия такой возможности), форма акта полностью соответствуют требованиям указанного Приказа N 627.
По мнению подателя жалобы, относительно восстановления срока подачи заявления о признании недействительным предписания от 15.03.2019, которое получено Обществом 02.04.2019 следует принять во внимание, что письмом от 09.06.2019 N 724 Общество известило заинтересованное лицо об исполнении данного предписания, полагая, что обязанность Общества по обеспечению установки и ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию в настоящем случае реализована проведением в установленном порядке осмотров на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета, фиксацией данного вывода и подготовкой технических заключений о необходимости проведения капитального ремонта инженерных систем соответствующих многоквартирных домов. При отсутствии технической возможности установки приборов учета обязанность по их установке и вводу в эксплуатацию отсутствует. О том, что Министерство вопреки представленным актам об установлении технической невозможности установки приборов учета и техническим заключениям все равно полагает, что Общество обязано установить и ввести в эксплуатацию данные приборы, Обществу стало известно после получения акта проверки исполнения предписания вместе с повторным предписанием с тем же требованием, полученным Обществом 27.08.2019. При таких обстоятельствах причины пропуска Обществом срока подачи заявления об оспаривании предписания могли быть признаны уважительными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 08.02.2019 по 07.03.2019 на основании приказа от 04.02.2019 N 483/пр Министерством была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N 7" с целью проверки фактов, изложенных в обращении заместителя директора МП КХ "Водоканал" от 26.11.2018 N 21377-вх по вопросу не обеспечения готовности приборов учета холодной воды (неисправность приборов учета/истекший межпроверочный интервал) в следующих многоквартирных домах: ул. Сергеева д. 3-9, 33-39, 43-49, 49а, 61, ул. Пролетарская д. 29-31, 33-35, 41, 43-53, 52-62, 63-69, 66-72, 71-77, 74-80, ул. Минская д. 1-7, 2-8, 17-23, 18-24, ул. Рокоссовского 1-7, 6-14, 9-15, 22-26, ул. Ген. Соммера д. 6-10, 9-11, 12-22, 29-37, 32-36, 40-44, 58-68, ул. Космическая д. 2-4, 6-8, ул. Звёздная д. 7-13,15-19, ул. Театральная д. 13-19, 23-27, 29-33, ул. Университетская д. 1а, 1-11, Ленинский пр-т д. 10-14, 20-26, Московский пр-т д. 12, ул. Генерала Галицкого д. 5-9, 11-17, 27-33, 50-52, ул. Бесселя д. 2, ул. Загорская д 1-5, ул. Больничная д. 6-8, 13-15, 21-25, ул. Коперника д. 8-10, ул. Салтыкова- Щедрина д. 1-3, ул. Вагнера д. 2-8, 5-7, ул. Генерала Буткова д. 4, 4а-8а, 36, ул. Маршала Баграмяна д. 26, ул. Мариупольская д. 1-3, 2-12, ул. Сибирская д. 32, ул. Профессора Севастьянова д. 6-12, 15-25, 16-22, 27-33, ул. Черняховского д.30-40, 76-766, ул. Пролетарская 55-61А/ул. Ген. Соммера 29-37, ул. Шевченко д. 1-5, ул. Госпитальная д.5-17, ул. Пролетарская 79-87/ул. Черняховского 54-56, ул. Некрасова д. 10-14, 17-17а, ул. Линейная 4-6/ул. Потемкина 14-14а, ул. Л. Толстого 12 - 14/ул. Ленинградская 50-54, ул. Невского д. 24-30 в г. Калининграде.
Результаты данной проверки оформлены в акте от 07.03.2019 N ЖК-1/483/ГНИ/21377-ВХ.
На основании указанного акта проверки Министерством вынесено предписание от 15.03.2019 N ЖК-2/589/21377-вх/ГНИ.
Согласно тексту предписания на ООО "ЖЭУ N 7" возложена обязанность по устранению в срок до 31.05.2019 выявленных нарушений обязательных требований, а именно: пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 10 Правил от 13.08.2006 N 491, пункта 4 части 1 статьи 193, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений: обеспечить введение в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Сергеева д. 3-9, 33-39, 43-49, 49а, 61, ул. Пролетарская д. 29-31, 33-35, 41, 43-53, 52-62, 63-69, 66-72, 71-77, 74-80, ул. Минская д. 1-7, 2-8, 17-23, 18-24, ул. Рокоссовского 1-7, 6-14, 9-15, 22-26, ул. Ген. Соммера д. 6-10, 9-11, 12-22, 29-37, 32-36, 40-44, 58-68, ул. Космическая д. 2-4, 6-8, ул. Звёздная д. 7-13,15-19, ул. Театральная д. 13-19, 23-27, 29-33, ул. Университетская д. 1а, 1-11, Ленинский пр-т д. 10-14, 20-26, Московский пр-т д. 12, ул. Генерала Галицкого д. 5-9, 11-17, 27-33, 50-52, ул. Бесселя д. 2, ул. Загорская д 1-5, ул. Больничная д. 6-8, 13-15, 21-25, ул. Коперника д. 8-10, ул. Салтыкова-Щедрина д. 1-3, ул. Вагнера д. 2-8, 5-7, ул. Генерала Буткова д. 4, 4а-8а, 36, ул. Маршала Баграмяна д. 26, ул. Мариупольская д. 1-3, 2-12, ул. Сибирская д. 32, ул. Профессора Севастьянова д. 6-12, 15-25, 16-22, 27-33, ул. Черняховского д.30-40, 76-766, ул. Пролетарская 55-61А/ул. Ген. Соммера 29-37, ул. Шевченко д. 1-5, ул. Госпитальная д.5-17, ул. Пролетарская 79-87/ул. Черняховского 54-56, ул. Некрасова д. 10-14, 17-17а, ул. Линейная 4-6/ул. Потемкина 14-14а, ул. Л. Толстого 12 - 14/ул. Ленинградская 50-54, ул. Невского д. 24-30 в г. Калининграде.
При проведении проверки исполнения вышеуказанного предписания на основании приказа N ЖК-3454/пр от 20.06.2019,Министерством установлено, что по состоянию на 22.07.2019 на дату и время проведения проверки предписание об устранении выявленных нарушений N ЖК-2/589/21377-вх/ГНИ от 15.03.2019 000 "ЖЭУ N 7" не исполнено, в связи с чем, Министерством выдано повторное предписание от 07.08.2019 N ЖК-2/1913/21377-вх/ИЮС, аналогичное по содержанию предъявленного, со сроком исполнения до 14.10.2019.
Не согласившись с предписаниями от 15.03.2019 N ЖК-2/589/21377-вх/ГНИ и от 07.08.2019 N ЖК-2/1913/21377-вх/ИЮС, ООО "ЖЭУ N 7" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Как следует из просительной части заявления ООО "ЖЭУ N 7" в том числе оспаривает предписание NЖК-2/589/21377-вх/ГНИ, полученное им 02.04.2019.
При этом в суд Общество обратилось лишь 01.10.2019, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока.
Пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления, исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности по соблюдению указанных в предписании положений и проведению требуемых мероприятий.
На основании статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ), пункта 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании N 1110) Министерство имеет право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в отношении проверки соблюдения Обществом лицензионных требований с соблюдением установленной процедуры.
Существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. б пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются требования об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 416, осуществление действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности является одним из стандартов, обеспечивающих управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 261), настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
На основании ч. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 11 статьи 2 Закона 261 предусмотрено лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. "и", "к" п. II Правил N 491, содержание общего имущества включает, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и Гили) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261 - ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
При этом установка общедомовых приборов учета обязательна в силу прямого указания закона, она должна быть осуществлена ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Согласно реестру лицензий Калининградской области, многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Сергеева д. 3-9, 33-39, 43-49, 49а, 61, ул. Пролетарская д.29-31, 33- 35, 41, 43-53, 52-62, 63-69, 66-72, 71-77, 74-80, ул. Минская д. 1-7, 2-8, 17-23, 18-24, ул. Рокоссовского 1-7, 6-14, 9-15, 22-26, ул. Ген. Соммера д. 6-10, 9-11, 12-22, 29-37, 32-36, 40-44, 58-68, ул. Космическая д. 2-4, 6-8, ул. Звёздная д. 7-13,15-19, ул. Театральная д. 13-19, 23-27, 29-33, ул. Университетская д. 1а, 1-11, Ленинский пр-т д. 10-14, 20-26, Московский пр-т д. 12, ул. Генерала Галицкого д. 5-9, 11-17, 27-33, 50-52, ул. Бесселя д. 2, ул. Загорская д 1-5, ул. Больничная д. 6-8, 13- 15, 21-25, ул. Коперника д. 8-10, ул. Салтыкова-Щедрина д. 1-3, ул. Вагнера д. 2-8, 5-7, ул. Генерала Буткова д. 4, 4а-8а, 36, ул. Маршала Баграмяна д. 26, ул. Мариупольская д. 1-3, 2-12, ул. Сибирская д. 32, ул. Профессора Севастьянова д. 6-12, 15-25, 16-22, 27-33, ул. Черняховского д.30-40, 76-766, ул. Пролетарская 55-61А/ул. Ген. Соммера 29-37, ул. Шевченко д. 1-5, ул. Госпитальная д.5-17, ул. Пролетарская 79-87/ул. Черняховского 54-56, ул. Некрасова д. 10-14, 17-17а, ул. Линейная 4- 6/ул. Потемкина 14-14а, ул. Л. Толстого 12-14/ул. Ленинградская 50-54, ул. Невского д. 24-30 в г. Калининграде включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая организация ООО "ЖЭУ N 7".
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Вместе с тем названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом ввод прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее завершающим этапом.
Таким образом, ООО "ЖЭУ N 7", независимо от действий собственников МКД, являясь лицом, ответственным за содержание вышеуказанных многоквартирных домов и установку в них приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязан принять все необходимые для соблюдения требований законодательства об энергосбережении меры, в том числе по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Данная правовая позиция также подтверждается многочисленными судебными актами Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403.
Таким образом, Министерством выявлены нарушения лицензионных требований в части несоблюдения ООО"ЖЭУ N 7" обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и необеспечения готовности приборов учета холодной воды, введения их в эксплуатацию.
Кроме того, Министерством установлено, что по состоянию на 22.07.2019 на дату и время проведения проверки предписание об устранении выявленных нарушений N ЖК-2/589/21377-вх/ГНИ от 15.03.2019 ООО "ЖЭУ N 7" не исполнено, в связи с чем, Министерством выдано повторное предписание от 07.08.2019 N ЖК-2/1913/21377-вх/ИЮС со сроком исполнения до 14.10.2019.
Представленные ООО "ЖЭУ N 7" акты обследования многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды составлены в присутствии представителей управляющей организации ООО "ЖЭУ N 7" (заместителя генерального директора и инженера).
Согласно пункту 47 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (в ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 50 Постановления N 776 лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Доказательств того, что со стороны управляющей компании соблюдена процедура демонтажа приборов учета, не представлено.
Согласно пп. 2 пункта 1 статьи 48 Закона N 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: здания, строения, сооружения, строительство, реконстр}тсция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.
В соответствии с пп. к(5) пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением ресурсоснабжающей организации и при необходимости иных лиц, включая председателя совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Представители ресурсоснабжающей организации в нарушение вышеуказанных требований законодательства при проведении обследования и подписании актов не присутствовали. Акты подписаны и составлены в одностороннем порядке в нарушении норм действующего законодательства.
Ввиду чего, представленные ООО "ЖЭУ N 7" акты обследования многоквартирных домов на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды правомерно не были рассмотрены и учтены Министерством при проведении проверки.
Вместе с этим, Общество указывает, что приборы учета холодной воды в спорных МКД отсутствуют, ссылаясь на акт обследования, на предмет установления наличия либо отсутствия общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ N 7".
Данные обстоятельства опровергаются актами ввода в эксплуатацию водомерного узла по спорным МКД.
Дополнительно о наличии приборов учета свидетельствует информация, размещенная на сайте ГИС ЖКХ в отношении спорных МКД.
Представленный Обществом акт от 29.11.2019 не может являться надлежащим доказательством по делу, ввиду того, что управляющей компанией не соблюден предусмотренный законодательством порядок демонтажа общедомовых приборов учета, а акт об отсутствии приборов учета в подвалах спорных МКД составлен без уведомления и участия ресурсоснабжающей организации, в одностороннем порядке.
Технические заключения, на которые ссылается заявитель, выполнены после установки приборов. Указанные заключения не фиксируют факт отсутствия приборов учета, а указывают на состояние систем. В рассматриваемом случае приборы учета были установлены ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается материалами дела и пояснениями, данными представителем третьего лица в судебном заседании, но не введены в эксплуатацию управляющей организацией, в виду чего не имеет правового значения вопрос наличия/отсутствия технической возможности для установки приборов учета холодной воды в спорных многоквартирных домах.
Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Доказательств того, что со стороны управляющей компании соблюдена процедура демонтажа приборов учета, в материалы дела не представлено. При рассмотрении настоящего спора судом также принято во внимание, что третье лицо обращалось в 2018 году к заявителю об обеспечении доступа в подвальные помещения спорных МКД для совместного обследования с целью корректного начисления платы на ОДН, однако Общество необоснованно воспрепятствовало ресурсоснабжающей организации для проведения мероприятий по восстановлению надлежащей работоспособности водомерных узлов, их поверки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые предписания соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы Общества, выданы Министерством в пределах его компетенции, являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2020 по делу N А21-13061/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13061/2019
Истец: ООО "ЖЭУ N7"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: МП КХ "Водоканал" ГО "Город Калининград", ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12656/20
24.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11871/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13061/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13061/19