г. Саратов |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А12-5097/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 мая 2020 года по делу N А12-5097/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья В.В. Репникова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН1103458000337)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 2021 от 30 января 2020 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 мая 2020 года суд отказал в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 2021 от 30 января 2020 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 мая 2020 года по делу N А12-5097/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить - признать незаконным и отменить постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 2021 от 30 января 2020 года о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-5097/2020 от 14 мая 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании приказа N 2021 от 02.12.2019 в период с 03.12.2019 по 30.12.2019 в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" проведена внеплановая документарная проверка доводов, содержащихся в обращении N Ж- 6486 от 08.11.2019 по вопросу качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, проживающим в частном домовладении N 84 по ул. Орлова г. Котельниково Волгоградской области в период с января по ноябрь 2019 года.
По результатам проведенной Инспекцией проверки выявлены факты нарушений ООО "Управление отходами - Волгоград" обязательных требований п. 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно:
Согласно представленным к проверке выпискам из маршрутного журнала движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, вывоз твердых коммунальных отходов осуществлялся:
Январь - 15, 29 числа;
Февраль -12,26 числа,
Март - 12, 26 числа,
Апрель - 09, 23 числа,
Май - 07, 21 числа,
Июнь - 04, 18 числа,
Июль - 2, 16, 30 числа,
Август - 13, 27 числа,
Сентябрь - 10, 24 числа,
Октябрь - 08, 22 числа,
Ноябрь - 05, 19 числа.
В соответствии с требованиями пункта 17 Приложения 1 к Правилам N 354 вывоз ТКО из мест (площадок) накопления (сбора) в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков:
- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца:
- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже;
- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Следует отметить, что согласно данным с сайта Расписание Погоды(1шрз://гр5.ги):
- среднесуточная температура воздуха с 01.01.2019 по 31.03.2019 в г. Котельниково Волгоградской области составляла ниже + 5°С;
- среднесуточная температура воздуха с 01.04.2019 по 30.11.2019 в г. Котельникову Волгоградской области составляла выше + 5°С;
Исходя из изложенного выше по результатам проверки установлено, что с января по ноябрь 2019 года ООО "Управление отходами - Волгоград" коммунальная услуга по вывозу твердых коммунальных отходов для потребителей, проживающих в частном домовладении N 84 по ул. Орлова г. Котельниково Волгоградской области предоставлялась ненадлежащего качества (с нарушением установленной периодичности).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.12.2019 N 2021.
По факту выявленного нарушения в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" должностным лицом Инспекции составлен протокол N 2021 от 17.01.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции N 2021 от 30.01.2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В силу части 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Цель статьи - защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Предметом правонарушения являются нормативы обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона правонарушений может состоять как в действиях, так и в бездействии, которые выражаются в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, т.е. в непринятии требуемых по закону мер.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; исходя из требований подпункта "ж", пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения N 1 Правилам N 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
ООО "Управление отходами-Волгоград" является исполнителем коммунальной услуги на территории Волгоградской области.
ООО "Управление отходами-Волгоград" 06.08.2018 заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с комитетом на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), согласно данному соглашению ООО "Управление отходами-Волгоград" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
В пункте 1.3 соглашения установлено, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области, описание границы зоны содержится в Приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области.
Пунктом 2.1.8 определён срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора. Оператор не вправе допускать более 40 нарушений графика вывоза ТКО.
Из графика транспортирования ТКО за январь-ноябрь 2019 года следует, что сбор, накопление твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов осуществляется, в том числе по адресу: частное домовладение N 84 по ул. Орлова г. Котельниково Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что административным органом сделан правильный вывод о том, что с территории около жилого дома по адресу: N 84 по ул. Орлова г. Котельниково Волгоградской области должен осуществляться вывоз твёрдых коммунальных отходов с периодичностью, предусмотренной Правилами N 354.
Следовательно, выявленные административным органом нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Управление отходами - Волгоград" состава вменённого правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ООО "Управление отходами - Волгоград" не предоставлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Исходя из того, что ООО "Управление отходами-Волгоград" периодически осуществляло вывоз твёрдых коммунальных отходов, можно сделать вывод, что у регионального оператора была возможность осуществлять вывоз отходов с большей периодичностью.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на регионального оператора пунктом 2.1.17 Соглашения возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности оператора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград".
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами N 1156 не предусмотрен.
Таким образом, Правила N 354 распространяют свое действие и на бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период времени потребителям, проживающим по адресу: N 84 по ул. Орлова г. Котельниково Волгоградской области, с соблюдением установленной Правилами N 354 периодичности заявителем не представлено.
Также не представлено доказательств исполнения заявителем положений пункта 9 Правил N 1156 о направлении в уполномоченный орган информации о выявлении мест накопления твердых коммунальных отходов, не включенных в схему обращения отходов.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд для установления факта оказания услуг предоставления некачественной коммунальной услуги учел среднемесячные показатели температуры, а не среднесуточные, значения установлены с помощью сайта httt://rp5.ru, который не существует.
Источником данных о фактических температурах наружного воздуха за рассматриваемый период являются метеорологические интернет-сайт www.rp5.ru с архивами погоды для населенных пунктов Российской Федерации. Указанный сайт действующий, разработан и сопровождается компанией (ООО) "Расписание Погоды".
Суд первой инстанции и административной орган учли среднесуточные показатели, указание временного периода с 01.01.2019 по 31.03.2019 года, с 01.04.2019 по 30.11.2019 года не свидетельствует о применении среднемесячных показателей.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Управление отходами - Волгоград" правонарушения.
При таких обстоятельствах суд считает, что вина ООО "Управление отходами - Волгоград" во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена. Существенных нарушений административным органом не допущено. О месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
При назначении наказания учтены все обстоятельства по делу. Административный штраф назначен в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции не имеется.
ООО "Управление отходами-Волгоград" не заявлено доводов, не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в необеспечении жильцов многоквартирных домов жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Допущенное ООО "Управление отходами-Волгоград" правонарушение посягает на право потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Таким образом, основания для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 мая 2020 года принятое в порядке упрощенного производства по делу N А12-5097/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.М. Степура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5097/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ