г. Вологда |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А05-13149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Михаила Валерьевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2020 года по делу N А05-13149/2019,
УСТАНОВИЛ:
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орлову Михаилу Валерьевичу (ОГРН 315290700002299, ИНН 290704180480; адрес: 165129, Архангельская область) о взыскании 315 988 руб. в возврат гранта, предоставленного на основании соглашения о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 29.05.2017 N 01-36/168 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2020 года по делу N А05-13149/2019 исковые требования удовлетворены.
ГКХ Орлов М.В. не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Не вошли в материалы проверки документы, подтверждающие приобретение 15 голов молодняка КРС в ООО "Агрофирме "Вельская" на общую сумму 290 640 руб. по договору купли-продажи бычков N Р-5/2019 от 07.03.2019. Главой КФХ было израсходовано средств на приобретение КРС в размере 550 320 руб., включая средства гранта и собственные средства. Не подтверждено целевое расходование бюджетных средств на сумму 54 509 руб., которые ответчик обязуется возвратить в бюджет. Суд не принял во внимание документы на приобретение молодняка КРС, в связи с тем, что бычки были приобретены в марте 2019 года, то есть за пределами 18 месячного срока для исполнения соглашения. Решение по приобретению партии молодняка было принято по согласованию с представителями управления сельского хозяйства администрации МО "Вельский муниципальный район" в связи с отсутствием условий для содержания коров, специального помещения и рабочих. Судом не учтено, что ответчик является действующим сельскохозяйственным товаропроизводителем продукции животноводства на территории Архангельской области. Пропуск 18 месячного срока для исполнения соглашения в период с декабря 2018 года по март 2019 можно считать несущественным. То обстоятельство, что по одной из позиций плана ответчиком произведена замена коров на молодняк КРС не говорит о нецелевом использовании средств гранта.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для участия в конкурсном отборе и получения гранта на поддержку начинающих фермеров в министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области 28.04.2017 поступила заявка главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Михаила Валерьевича.
В соответствии с протоколом от 19.05.2017 N 3 заседания единой комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов малым формам хозяйствования начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, а также распоряжением министерства от 22.05.2017 N 156-р, ответчик был признан одним из победителей конкурсного отбора.
В дальнейшем, 29.05.2016 между министерством и Главой К(Ф)Х заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области N 01-36/168 (далее - соглашение), по условиям которого министерство предоставляет Главе К(Ф)Х денежные средства в виде субсидии (гранта) для финансового обеспечения затрат, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направления" на безвозмездной и безвозвратной основе в размере 1 480 000 руб. с требованием последующего подтверждения использования полученных средств на цели, установленные планом расходов гранта, приведенном в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно плану расходов гранта, являющимся неотъемлемой частью соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 22.06.2018), средства гранта направляются на следующие цели: 1. Приобретение земельного участка, стоимостью 367000 руб., из них: 330300 руб. за счет средств гранта, 36700 руб. за счет собственных средств; 2. Строительство производственных и складских помещений, необходимых для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе: приобретение пиломатериалов, стоимость 200 000 руб., из них: 180 000 руб. за счет средств гранта, 20 000 руб. за счет собственных средств, приобретение профлиста стоимостью 55 600 руб., из них: 50 000 руб. за счет средств гранта, 5600 руб. за счет собственных средств; 3. Приобретение сельскохозяйственных животных, в том числе: приобретение коров, стоимостью 333 275 руб., из них: 299 892,50 руб. за счет средств гранта, 33382,50 руб. за счет собственных средств, приобретение молодняка КРС, стоимостью 277625, из них: 249807,50 руб. за счет средств гранта, 27817,50 руб. за счет собственных средств, 4. Приобретение сельскохозяйственной техники, в том числе приобретение трактора Беларусь, стоимостью 333500 руб., из них: 300 000 руб. за счет средств гранта, 33500 руб. за счет собственных средств, приобретение роторной косилки, стоимостью 78 000 руб., из них: 70 000 руб. за счет средств гранта, 8000 руб. за счет собственных средств.
С учетом дополнительного соглашения N 1 от 09.02.2018 планируемый срок расходов установлен - июль 2018 года.
Как определено пунктом 4.3.6 соглашения, Глава К(Ф)Х обязан: реализовать проект на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "разведение крупного рогатого скота молочного и мясного направления" и использовать субсидию в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными Правилами представления субсидии, настоящим соглашением и планом расходов. По объективным причинам план расходов может изменяться в пределах полученной суммы субсидии в части изменения количества приобретений, срока расходования средств, перераспределения сумм расходов субсидии и собственных средств при условии сохранения уровнем софинансирования, при этом такие изменения подлежат согласованию с конкурсной комиссией.
В соответствии с условиями указанного соглашения ответчик также принимает на себя обязанность: обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидий в соответствии с настоящим соглашением (пункт 4.3.2); использовать субсидию в течение срока, установленного Правилами предоставления субсидии (18 месяцев), со дня поступления денежных средств субсидии на его расчетный счет исключительно по направлениям расходования указанных в плане расходов, и только путем безналичного перечисления денежных средств на расчетные счета контрагентам (пункт 4.3.7.4); оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов (пункту 4.3. 7.5), осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 лет со дня заключения соглашения, создать три новых постоянных рабочих мест (исключая получателя) в году получения субсидии, и сохранить созданные новые постоянные рабочие месте в течение 5 лет после получения субсидии (пункт 4.3. 7.6).
Приложением N 2 к соглашению установлены показатели результативности:
- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в К(Ф)Х, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств господдержки - 3 единицы, срок - не позднее 31.12.2017,
- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной К(Ф)Х, получившими средства государственной поддержки, к году предшествующему году предоставления субсидии - 10 %, срок - на 01 января отчетного года.
Факт получения ответчиком гранта в сумме 1 480 000 руб. подтверждается платежным поручением от 14.06.2017 N 239397.
В отношении ответчика истцом 16.05.2019 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления, получения, расходования и использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. По итогам проверки составлен акт контрольного мероприятия N 38 от 19.07.2019.
Министерством установлено, что ответчиком по целевому назначению в соответствии с Планом расходов субсидии (гранта), являющимся приложением N 1 к соглашению, с предоставлением подтверждающих документов израсходовано 784062 руб. средств гранта.
Не представлено документов, подтверждающих целевое расходование средств гранта, на сумму 696 288 руб. (не приобретены: земельный участок, профлист, коровы, молодняк КРС).
Постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп утверждены Правила предоставления субсидий и грантов в виде субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, в разделе IX которого определен Порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 133 Порядка и разделом 4 соглашения предусмотрена ответственность в виде возврата в полном объеме средств предоставленного гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
Ответчику направлено требование о возврате бюджетных средств от 19.08.2019 N 205-01/3986, которое им не исполнено.
Контрольно-счетной палатой Архангельской области (далее - КСП АО) на основании распоряжения от 20.05.2019 N 23-р в отношении ответчика в период с 10.09.2019 по 12.09.2019 проведено контрольное мероприятие по вопросу соблюдения порядка, целей и условий предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, в ходе которого установлено следующее.
Согласно отчету о деятельности получателей субсидии по состоянию на 01.01.2019, представленному в министерство, по разделу 3 "Трудовые ресурсы", среднесписочная численность работников отражена в количестве 1 ед.
В нарушение пункта 4.3.2 Соглашения N 01-36/168 глава К(Ф)Х Орлов М.В. не обеспечил достижение значений показателей результативности по созданию постоянных рабочих мест в К(Ф)Х. Данный показатель установлен и в бизнес-плане.
Невыполнение социальных показателей проекта, указанных и в бизнес-плане, а также в Соглашении N . 01-36/168, подтверждает факт невыполнения главой К(Ф)Х Орловым М.В. условий предоставления субсидии, что является нарушением пунктов 1-3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пунктов 104,106 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров.
Экономические показатели, отраженные в бизнес-плане К(Ф)Х Орлов М.В., на 2017 год (1 год реализации проекта): выручка (доходы) - 2 140 000 руб., расходы - 1 662 563 руб., прибыль - 477 437 руб., рентабельность - 22,3%, налоги, уплачиваемые в бюджет - 75 446 руб., заработная плата - 360 000 руб., начисления на заработную плату -113 400 руб., количество работников, занятых в производстве - 3 чел. Отсутствие экономических показателей в годовой отчетности К(Ф)Х Орлова М.В. подтверждает факт невыполнения главой К(Ф)Х Орловым MB. условий предоставления субсидии, что является нарушением пунктов 1-3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в части невыполнения плана по созданию и развитию К(Ф)Х, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции.
Документально подтверждены расходы на общую сумму 1 549 380 руб., в том числе по мероприятиям, включенным в план расходов, на сумму 1 293 780 руб. (1 549 380-255 600). Не подтверждены затраты, включенные в план расходов субсидии (гранта) на сумму 351220 руб. (1645 000-1293 780).
Таким образом, главой К(Ф)Х Орловым М.В. не предоставлены документы, подтверждающие целевое использование средств гранта на сумму 316 039,45 руб. (299 892,5 + 16 146,95) (в части расходов на приобретение сельскохозяйственных животных).
В ходе комиссионного осмотра, в составе представителей от контрольно-счетной палаты Архангельской области, ОЭБ и ПК ОМВД России по Вельскому району, К(Ф)Х (акт осмотра от 10.09.2019) установлено следующее.
Здание фермы и хозяйственные постройки расположены в д. Александровская, устройство крыши здания фермы из профнастила (профлиста), часть стен здания фермы из пиломатериалов.
Косилка роторная и трактор МТЗ-82 расположены на территории фермы.
Наличие животных на ферме - 34 головы КРС (молодняк).
Не подтверждено наличие коров на территории фермы К(Ф)Х Орлов М.В.
Также, в ходе проверки главой К(Ф)Х Орловым М.В. не были предоставлены документы, подтверждающие целевое использование средств, выделенных на приобретение коров в количестве 5 голов на общую сумму 333 275 руб.
Расходы, предусмотренные планом расходов, на приобретение молодняка КРС в количестве 25 голов на сумму 277 625 руб. подтверждены только на сумму 259 680 руб.
Таким образом, КСП АО установлено, что в нарушение требований подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, пункта 133 Порядка и соглашения от 29.05.2017 N 01-36/168 получателем гранта - главой К(Ф)Х Орловым М.В. нарушены условия предоставления гранта, а именно не подтверждено целевое расходование бюджетных средств, предусмотренных планом расходов на покупку сельскохозяйственных животных на сумму 316 039,45 руб., что является основанием для возврата денежных средств в областной бюджет.
По итогам контрольного мероприятия КСП АО составлен акт от 26.09.2019.
Поскольку средства гранта не возвращены ответчиком, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В абзаце пятом статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Целевое использование бюджетных средств, предоставленных в виде гранта, определяется как соответствием получателя субсидии (грантополучателя) условиям предоставления субсидии и расходованием ее на определенные соглашением о предоставлении субсидии цели, так и выполнением получателем субсидии установленных этим соглашением обязанностей в период срока его действия, нарушение которых может быть предусмотрено в качестве основания для возврата полученных денежных средств.
Заключенное между сторонами соглашение предусматривает возвращение полученного гранта при его нецелевом использовании, при нарушении грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, а также условий соглашений.
Исходя из статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как следует из материалов дела, КСП АО в ходе проверки установлено, что сумма гранта израсходована ответчиком не в полном объеме, а именно не израсходованы средства в сумме 316 039 руб. 45 коп.
Так, в ходе проверки главой К(Ф)Х Орловым М.В. не были предоставлены документы, подтверждающие целевое использование средств, выделенных на приобретение коров в количестве 5 голов на общую сумму 333 275 руб., в том числе средства гранта 299 892 руб. 50 коп.
Расходы, предусмотренные планом расходов, на приобретение молодняка КРС в количестве 25 голов на сумму 277 625 руб. подтверждены только на сумму 259 680 руб., в том числе за средств гранта 233 660,55
Довод ответчика о том, что истцом не учеты расходы на приобретение 15 голов КРС на сумму 290640 руб. по договору купли-продажи от 07.03.2019, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены в связи со следующим.
В соответствии с Планом расходования средств гранта, ответчику необходимо было приобрести молодняк КРС в количестве 25 голов и коров в количестве 5 голов.
Ответчиком в установленный в соглашении срок были приобретены 25 голов молодняка КРС на сумму 259680 руб., соглашение в данной части ответчиком было исполнено, данные расходы были приняты.
Приобретение коров в количестве 5 голов ответчиком не подтверждено, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Приобретение дополнительно 15 голов КРС не предусмотрено планом расходов, а затраты на такое приобретение не софинансируются.
Надлежащих доказательств внесения изменений в план расходов в указанной части ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания учитывать расходы на приобретение 15 голов молодняка на цели соглашения.
Доводы ответчика об отсутствии условий для содержания коров, специального помещения и рабочих не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Факт нарушения ответчиком условия о полном использовании гранта в течение 18 месяцев в соответствии с условиями соглашения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком документально не оспорен.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика 315988 руб. в возврат средств гранта удовлетворено правомерно.
В жалобе не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2020 года по делу N А05-13149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Михаила Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13149/2019
Истец: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответчик: Глава крестьянского фермерского хозяйства ОРЛОВ МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9395/20
24.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2668/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13149/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13149/19