г. Москва |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А40-321469/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В.Пирожкова,
судей Н.И.Левченко, Е.Б.Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 февраля 2020 года по делу N А40-321469/19,
принятое по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ФСК-Логистик" (ОГРН 1057748143090)
о взыскании штрафа в размере 691 940 руб., а также госпошлины в размере 16 839 руб.,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Головахо А.А. по доверенности от 15.10.2018; от ответчика: Сивохо А.М. по доверенности от 28.11.2017
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" к Обществу с ограниченной ответственностью "ФСК-Логистик" о взыскании штрафа в размере 691 940 руб.
Решением от 07 февраля 2020 года А40-321469/2019 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил в части взыскания с ООО "ФСК -Логистик" сумму штрафа в размере 200 000, а также госпошлину в размере 16 839 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель ответчика обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвовавших в деле лиц, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Российские железные дороги" (истец) и ООО "ФСК "Логистик" (ответчик) на основании статьи 25 Федерального закона от 06 апреля 2017 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключен договор на перевозку груза в вагоне N52648482, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭМ92590.
В соответствии с данным договором ОАО "РЖД" (перевозчик) обязался доставить вверенный ему ООО "ФСК "Логистик" (грузоотправитель) груз со станции отправления Люберцы 1 Московской железной дороги на станцию назначения Обская Северной железной дороги с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю.
В силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), сведения о наименовании груза в накладной заполняются грузоотправителем. Согласно сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной N ЭМ92590 ООО "ФСК "Логистик с железнодорожной станции Люберцы 1 Московской железной дороги (станция отправления) до железнодорожной станции Обская Северной железной дороги (станция назначения) отправляло груз первого тарифного класса - материалы строительные (далее - груз). Тариф за перевозку (провозная плата) поименованного в транспортной железнодорожной накладной N ЭМ92590 груза составил 51 740,00 руб.
На основании статьи 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Данное право было реализовано ОАО "РЖД" 26 июля 2019 года на станции назначения путем проведения проверки груза, находящегося в вагоне N 52648482.
В ходе такой проверки было установлено, что фактически в вышеуказанный вагон грузоотправителем был погружен иной груз, а именно, груз третьего тарифного класса - шпатлевка универсальная, антисульфат, сцепляющий раствор, глубокопроникающий грунт, антисептик.
То есть, было выявлено несоответствие наименования груза, указанного в перевозочных документах транспортной железнодорожной накладной N ЭМ92590 фактически находящемуся в вагоне N 52648482.
Согласно статье 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Вышеуказанные обстоятельства были подтверждены коммерческим актом N СЕВ 1902684/14 от 26.07.2019, а также актом общей формы N 8/47 от 26.07.2019.
Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими 3 железными дорогами" (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003 г. N 47-т/5).
Провозная плата за груз, заявленный ответчиком к перевозке (груз первого тарифного), составила 51 740 руб., в то время как провозная плата за фактически перевезенный груз (груз третьего тарифного класса) составила 138 388 руб., что подтверждается представленным расчетом провозной платы по Прейскуранту N 10-01.
Таким образом, грузоотправителем стоимость перевозки за счет вышеуказанных искажений сведений о грузе была снижена (занижена).
Разница в провозной плате составила 86 648,00 руб. (без учета НДС), с учетом НДС разница в провозной плате составила 103 977,60 руб.
Согласно статье 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Согласно расчету истца сумма штрафа составила: 138 388 руб. *5 = 691 940 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, факт снижения стоимости перевозки груза вследствие искажения в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, проверив представленный истцом расчет штрафа, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования о взыскании штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной подлежат удовлетворению в части 200 000 руб. 00 коп., применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Таким образом, законодатель, предусмотрев неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, представил суду право снижения размера неустойки в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Степень несоразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например положениями Устава железнодорожного транспорта.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной, могут быть снижены судом на основании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при доказанности соответствующих обстоятельств.
Поскольку, доказательств наличия у истца каких-либо негативных последствий в результате действий ответчика не представлено, размер подлежащего уплате штрафа подлежит снижению применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств несоразмерности неустойки подлежит отклонению.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Изначально стоимость перевозки груза была рассчитана как 51 740 руб., в то время как действительная стоимость перевозки груза составила 138 388 руб.
Следовательно, в результате искажения ответчиком данных о грузе, истец недополучил провозную плату в размере 86 648 руб. (без учета НДС)
Таким образом, рассчитанная сумма штрафа в размере 691 940 руб. более чем в семь раз превышает размер недополученной провозной платы.
Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.16 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно снизил размер подлежащего уплате штрафа.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, и у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2020 года по делу N А40-321469/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-321469/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ФСК-ЛОГИСТИК"