г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А56-8944/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14280/2020) ООО "Юг-Вт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2020 по делу N А56-8944/2020, принятое
по заявлению ООО "Юг-Вт"
к МИФНС N 8 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юг-Вт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления от 25.12.2019 N04/08, представления от 25.12.2019 N04/08.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 31.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что Общество, как распространитель лотерейных билетов, не является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
От Инспекции поступил мотивированный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях проверки фактов, изложенных в письме Росфинмониторинга от 11.10.2019 N 04-03-0/22858-дсп, Инспекцией проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закона N 115-ФЗ) в отношении Общества, осуществляющего предпринимательскую деятельность по распространению лотерейных билетов.
В ходе полученных сведений и анализа документов установлено, что Общество осуществляет распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, а, следовательно, является распространителем лотереи.
Указанную деятельность Общество осуществляет на основании договора N Ю-01-19 от 22.02.2019 (д.л. 51), заключенного с АО "Технологическая Компания "Центр", предметом которого является оказание услуг по распространению лотереи, а также осуществление иных действий, связанных с исполнением данного договора (пункт 2.1). Приложением N 1 к Договору вознаграждение распространителя устанавливается в процентах от выручки в зависимости от наименования лотереи. Организатором лотереи является Министерство спорта Российской Федерации.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение положений Закона N 115-ФЗ Общество надлежащим образом не осуществило внутренний контроль, а именно в период с 01.07.2019 по 31.09.2019 ООО "ЮГ-ВТ" не представило информацию в Росфинмониторинг о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 13.12.2019 в отношении Общества протокола N 04/08 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьей 15.27 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 25.12.2019 N 04/08 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде предупреждения.
Также 25.12.2019 Инспекцией выдано представление N 04/08 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ (в ред., действующей до внесения изменений Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) проведение лотереи - это оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В статье 2 Закона 138-ФЗ раскрыты следующие понятия:
- организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта (пункт 6);
- оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9);
- распространитель - это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 10).
Вопреки мнению подателя жалобы, правильным является вывод Инспекции о том, что организации, осуществляющие деятельность по распространению лотерейных билетов (до принятия Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ), а равно заключившие договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи, являются субъектами, на которых распространяются положения Федерального закона N 115-ФЗ, и обязаны соблюдать все требования указанного закона, в том числе по предоставлению соответствующей информации в Росфинмониторинг.
Обязанность по предоставлению организациями сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки), закреплена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно указанным нормам закона организации обязаны не реже чем 1 раз в 3 месяца осуществлять проверки и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 (далее - Положение N209).
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения N 209 организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Информация представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (подпункт "г" пункта 4 Положения N 209).
В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.
Как следует из материалов дела и не опровергается заявителем, Обществом не были надлежащим образом исполнены вышеуказанные требования Закона N 115-ФЗ, сведения о результатах проверки в Росфинмониторинг не направлялись, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества наличие состава вмененного ему правонарушения, соблюдения административным органом срока привлечения к административной ответственности и отсутствии процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям.
Апелляционный суд полагает необходимым обратиться внимание на то обстоятельство, что в соответствии с условиями Договора, заключенного с АО "Технологическая Компания "Центр" (л.д.51), Общество являлось лишь распространителем лотерейных билетов, оказывало иные маркетинговые и рекламные услуги при распространении лотерейных билетов, получало вознаграждение за оказанные услуги в процентном соотношении к выручке, при этом условиями Договора на Общество не возлагалась обязанность выплачивать выигрыши по приобретенным лотерейным билетам, обратное Инспекцией не доказано. Более того, административным органом вообще не изучались условия лотереи, договоры об участии в лотерее.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что Общество вообще не имело возможность взаимодействовать с лицами, получившими выигрыши по реализованным им лотерейным билетам, а также контролировать их, в связи с чем вмененное Обществу правонарушение не повлекло какие-либо негативные последствия, не создало угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, учитывая при этом, что обязанность по регулярному представлению сведений в Росфинмониторинг возложена Законом N 115-ФЗ также на оператора лотереи.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия усматривает основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание, что Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, в частности, в статье 5 Закона конкретизировано, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.
Таким образом, на сегодняшний день распространители лотерей исключены из сферы контроля и не подпадают под действие Закона N 115-ФЗ.
Более того, в пункте 1.4 - 4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 46-ФЗ от 01.03.2020 определено, что идентификация клиента - физического лица при выплате выигрыша производится на сумму выигрыша, превышающую 15000 руб., за исключением, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами (то есть осуществляющими выплату вознаграждения) или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (аналогичное положение и ранее было закреплено в пункте 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, законодателем более детально регламентированы и конкретизированы положения Закона N 115-ФЗ в отношении субъектов, попадающих в сферу его действия, распространители лотерейных билетов из сферы действия данного закона исключены.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отмене оспариваемого постановления Инспекции.
По смыслу статьи 29.13 КоАП РФ представление выдается только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения. Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе отмену выданного на основании постановления по делу об АП представления.
Учитывая изложенное, представление Инспекции от 25.12.2019 N 04/08 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения также подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2020 по делу N А56-8944/2020 отменить.
Признать незаконными и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу от 25.12.2019 N 04/08 о привлечении Общество с ограниченной ответственности "Юг-Вт" к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу от 25.12.2019 N 04/08 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8944/2020
Истец: ООО "Юг-Вт"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: 13 ААС