Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. N Ф04-3965/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А81-2122/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 200 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6002/2020) общества с ограниченной ответственностью "Гардарика" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2020 по делу N А81-2122/2020 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гардарика" (ИНН 8904078485, ОГРН 1158904001420, место нахождения: 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Энергетик, квартал 105) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102 место нахождения: 629730, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, ул. Зверева, д. 3/2)) об оспаривании предписания от 20.02.2020 N 213,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гардарика" (далее - общество, ООО "Гардарика", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район (далее - департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 20.02.2020N 213.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2020 по делу N А81-2122/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что обязанность по складированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в специально отведенных для этого местах возложена на потребителей, следовательно, при осуществлении муниципального жилищного контроля необходимо в первую очередь требовать устранения нарушении обязательных требований от потребителей - собственников данных отходов; собственники жилых помещений не давали полномочий ООО "Гардарика" на заключение каких - либо договоров с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Гардарика" в соответствии с договором управления N 12/МКД от 16.05.2019 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: ул. Зверева, д.50, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ на основании лицензии от 06.02.2019 N 089-000162.
В связи с обращением гражданина, проживающего по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д.50, кв. 75 на основании приказа от 05.02.2020 N 213-од первого заместителя директора департамента в отношении ООО "Гардарика" проведена внеплановая документарная и выездная проверка по вопросу нарушения санитарного состояния подъезда и лифта, засорах мусоропровода.
07.02.2020 в 10 час. 00 мин. при проведении проверки обследовано общее имущество собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) - места общего пользования, мусоропроводы и придомовая территория МКД. Сбор бытовых отходов осуществляется жильцами МКД в мусоропроводы, расположенные на межэтажных лестничных площадках подъездов.
07.02.2020 при проведении проверки установлено следующее:
-мусоропровод 3-го подъезда засоров не имеет, санитарное состояние 3-го подъезда и кабины лифта удовлетворительное;
- помещения мусороприемных камер 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 8-го, 9-го подъездов загрязнены мусором, в контейнерах мусор отсутствует;
- твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в том числе мебель, отходы от текущего ремонта квартир, бытовой мусор, жильцы МКД складируют на площадках перед входами в подъезды МКД;
- на площадке перед входом в 6-ой подъезд, складированы ТКО: старый диван, обшивка из поролона, демонтированная металлическая ванна, картонные коробки;
- на площадке перед входом в 7-ой подъезд - мешки с фрагментами штукатурки и элементами перегородок, пакеты с бытовым мусором, сломанный стул;
-на площадке перед входом в 8-ой подъезд - мешки с фрагментами штукатурки и элементами перегородок, демонтированные мойка, внутриквартирные двери и дверные коробки, обналичка, обрезки доски и пластиковых панелей различной формы и размера;
-на площадке перед входом в 9-ой подъезд - мешки с фрагментами штукатурки и элементами перегородок, картонные коробки, керамическая стойка от умывальника, части деревянного стола;
-на площадке перед входом в 10-ый подъезд - многочисленные мешки фрагментами штукатурки и элементами перегородок, внутриквартирные двери и дверные коробки, картонные коробки, старые обои, обрезки деревянного бруса, бытовые вещи.
10.02.2020 в 11 часов 00 мин. при повторном обследовании помещений мусороприемных камер и придомовой территории МКД в ходе проведения проверки установлено следующее:
-все помещения мусороприемных камер и контейнеры очищены от бытового мусора;
-мусоропроводы во всех подъездах засоров не имеют;
-на площадках перед входами в 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый подъезды складированы ТКО, демонтированные при проведении ремонтов межкомнатные двери, оконный блок, санитарно-техническое оборудование, элементы пластиковой отделки квартир, а также картонные коробки и бытовые вещи.
Твердые коммунальные отходы, выявленные 07.02.2020 при проведении осмотра площадок перед входами в подъезды МКД, остались не убранными до 10.02.2020, что подтверждается фототаблицами.
Таким образом, по итогам проверки установлено, что на площадках перед входами в 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый подъезды, размещенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 50, складированы (не убираются) ТКО.
В связи и изложенным, департамент пришел к выводу о нарушении обществом требований пункта 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пункта 14 "г" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.02.2020 года.
20.02.2020 Департаментом государственного жилищного надзора ЯНАО в адрес ООО "Гардарика" выдано предписание N 213, в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 10.03.2020 выполнить очистку придомовой территории МКД от ТКО.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений от 20.02.2020 N 213 является незаконным, ООО "Гардарика" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.05.2020 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 ЖК РФ.
В силу статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Закона о лицензировании с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В рассматриваемом случае департаментом проведена внеплановая выездная проверка по факту поступившего обращения жителя о нарушении обществом лицензионных требований, а именно о ненадлежащем содержании придомовой территории многоквартирного дома N 50 по ул. Зверева в г. Надым, ЯНАО.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано департаментом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий при наличии законных оснований.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), пунктом 10 которых предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пункте 11 Правил N 491 указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года включают в себя, в том числе следующие работы и услуги: очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонт должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пункте 3.7.1 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (пункт 3.7.2 Правил N 170).
Пунктом 3.7.15 Правил N 170 установлено, что крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Из материалов дела усматривается, что заявителю в управление по договору управления многоквартирным домом от 16.05.2019 N 12/МКД передан многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Надым, ул. Зверева, Д. 50, следовательно, заявитель при исполнении договора обязан руководствоваться, в том числе, Правилами N 491, Минимальным перечнем, Правилами N 170 и в силу приведенных выше положений законодательства обязан содержать земельный участок с расположенными на нем элементами благоустройства, в том числе контейнерные площадки и территорию вокруг них, надлежащим образом, принимать меры к обеспечению доступности пользования местами общего пользования, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений на равное пользование общим имуществом МКД,
Между тем, как установлено должностным лицом департамента в ходе проведенной внеплановой проверки и подтверждено материалами дела (в том числе актом проверки от 20.02.2020 года, фотоматериалами) придомовая территория многоквартирного дома N 50 по ул. Зверева г. Надым содержится ненадлежащим образом, а именно: на площадках перед входами в 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый подъезды, размещенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 50, складированы (не убираются) ТКО.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований подтверждается материалами дела, поэтому выдача оспариваемого предписания управляющей компании соответствует законодательству, а общество является надлежащим субъектом, которому выдано предписание.
Возражая против выданного департаментом предписания общество указывает на то, что обязанность по складированию ТКО в специально отведенных для этого местах возложена на потребителей, следовательно, при осуществлении муниципального жилищного контроля необходимо в первую очередь требовать устранения нарушении обязательных требований от потребителей - собственников данных отходов; собственники жилых помещений не уполномочивали ООО "Гардарика" заключать какие - либо договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
ООО "Гардарика" согласно договору управления многоквартирным домом от 16.05.2019 N 12/МКД, заключенному по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и специализированным жилищным фондом приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 50.
Согласно пункту 1.2 договора управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 1.4 договора управление многоквартирным домом в рамках настоящего договора осуществляется в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии в пунктом 13 Правил N 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Согласно пункту 11 Правил N 491, одна из целей проведения осмотров общего имущества дома - своевременно выявить несоответствие состояния имущества требованиям законодательства, угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В рассматриваемом случае выявленные в ходе проверки ТКО располагались перед входами в 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый, 10-ый подъезды, размещенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 50.
Согласно схеме земельного участка МКД, полученного от органа местного самоуправления г. Надым, к придомовой относится территория, прилегающая к МКД со стороны двора до внутриквартального проезда, т.е. в пределах 7-8 метров от стены дома. Фотоматериалами зафиксировано, что ТКО размещены именно на придомовой территории.
При этом, как указано судом выше, согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Подпунктом "г" пункта 11 Правил N 491, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Из пункта 24 Минимального перечня следует, что придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома. При этом к работам по содержанию придомовой территории в холодный период года относится, в том числе уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Из вышеизложенного следует, что услуги по санитарному содержанию многоквартирного дома, в том числе уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд подлежат выполнению управляющими организациями, указанные услуги включены в плату за содержание жилого помещения.
При этом управляющая организация, проводя осмотры общего имущества многоквартирного дома, должна выявлять выставленные в местах общего пользования вещи и мебель, фиксировать эти случаи и предпринимать меры соответствующие меры.
В целях исполнения ООО "Гардарика" возложенных на себя обязанностей по договору управления многоквартирным домом и соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства, реализация последнего возможна посредством обращения управляющей организации в компетентные органы, проведения разъяснительной работы, установления лиц, осуществляющих захламление общего имущества, проведение общих собраний для принятия решения в отношении подобного имущества и так далее.
Управляющая компания несет ответственность за содержание общего имущества в доме и обязана принимать меры по поддержанию его в надлежащем состоянии, на нее возложена обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В рассматриваемом случае бездействие управляющей организации привело к ненадлежащему содержанию мест общего пользования и созданию неблагоприятных и небезопасных условий для проживания граждан.
Поскольку на управляющую компанию возложены обязанности по принятию мер по обеспечению доступности пользования местами общего пользования, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений на равное пользование общим имуществом МКД, оспариваемое предписание, обязывающее общества привести места общего пользования сорного МКД в соответствии с требованиями Правил N 491 и Правил N 170, является законным.
Доводы заявителя о том, что общество, как управляющая организация, не является собственником отходов, обнаруженных при проверке возле подъездов, договор на вывоз таких отходов с исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами у общества отсутствует, в связи с чем обязанность по уборке придомовой территории от отходов, размещенных на ней, у управляющей организации отсутствует, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "твердые коммунальные отходы" - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила 1156), определены понятия:
"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
"потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из приведенных выше определений, обнаруженные на придомовой территории отходы являются твердыми коммунальными отходами, в том числе и крупногабаритными (далее - ТКО).
Из заявления Общества следует, что собственниками ТКО являются лица из числа собственников помещений МКД, сведения об этих лицах отсутствуют. Так же в заявлении перечислены обязанности собственников ТКО, вытекающие из договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с региональными оператором (в письменной форме или путем совершения потребителем конклюдентных действий), и указана ответственность собственника ТКО за невыполнение таких обязанностей.
Правилами N 1156 определены действия по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, т.е. тех мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как установлено проверкой, земельный участок, на котором обнаружены ТКО, является общей долевой собственностью собственников помещений в МКД. При этом, как установлено частью 4 статьи 37 ЖК РФ, выдел в натуре доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, запрещен.
Следовательно, все собственники помещений в МКД должны обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО на придомовой территории.
В целях надлежащего содержания общего имущества, в том числе придомовой территории, собственники помещений в МКД заключили договор управления с Обществом от 16.05.2019 N 12/МКД.
В приложении N 2 к договору управления, изложен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, при этом пунктом 21.4 предусмотрено проведение уборки крыльца (при наличии) и площадки перед входом в подъезд с периодичностью 1 раз в двое суток (кроме воскресенья и праздничных дней).
На основании изложенного выводы Общества об отсутствии обязанности управляющей организации по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО на придомовой территории, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2020 по делу N А81-2122/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2122/2020
Истец: ООО "Гардарика"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ООО "Гардарика", Надымский городской суд