Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф09-6471/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А60-52799/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Власовой О.Г., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балтаевой Р.Н.,
при участии:
от истца: Рябова О.М., доверенность от 28.12.2017,
от ответчика: Балакина Е.С., доверенность от 01.01.2020,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 марта 2020 года
по делу N А60-52799/2019
по иску акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824)
к акционерному обществу "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1156658098266, ИНН 6671028735)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Облкоммунэнерго" об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 27 от 29.11.2018 г к договору N 3017 от 15.09.2016 купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2020 года (резолютивная часть решения от 4 марта 2020 года) урегулированы разногласия, возникшие при заключении дополнительного соглашения N 27 от 29.11.2018 к договору N 3017 от 15.09.2016 купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях.
Пункт 1 изложен в редакции:
Сроки, изложенные в п. 3.4.11 Договора купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях, привести в соответствие с формулировкой: при проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства в случае ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, присоединенных к сетям Покупателя не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ уведомить Продавца о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с проведением таких работ".
Истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, удовлетворить требования истца в полном объеме. В обоснование доводов жалобы истец указывает, что с учетом того факта, что редакция п. 3.4.11 заключенного с ответчиком договора купли-продажи, а также редакция этого пункта, предложенная ответчиком, не соответствуют обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, а именно подпункту "б" пункта 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и ответчик ненадлежащим образом выполняет свои обязательства по договору, что несет риск привлечения истца к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, истец считает, что условия дополнительного соглашения должны быть приняты в предложенной им редакции.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, пояснил, что согласен с редакцией дополнительного соглашения, утвержденной судом, полагает, что обязанность по извещению потребителей о предстоящих ограничениях режима потребления в связи с проведением ремонтных работ на электрических сетях должна быть возложена на гарантирующего поставщика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.09.2014 N 137-ПК "О присвоении статуса гарантирующего поставщика в результате реорганизации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика" АО "ЭнергосбыТ Плюс" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области, осуществляет закупку электрической энергии на оптовом рынке и поставку потребителям, расположенным в зоне деятельности АО "ЭнергосбыТ Плюс".
15.09.2016 между АО "ЭнергосбыТ Плюс" (продавец) и АО "Облкоммунэнерго", являющимся сетевой организацией (покупатель), заключен договор N 3017 купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях (далее - Договор купли-продажи).
Пунктом 3.4.11 договора купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя при плановом выводе оборудования в ремонт или для профилактических работ за семь суток до начала работ согласовать с Потребителем дату, время и срок работ, о согласованном сроке уведомить Продавца.
Как указывает истец, формулировки указанного пункта договора купли-продажи не соответствуют подпункту "б" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Кроме того, указанные обязательства АО "Облкоммунэнерго" не выполняются, о чем свидетельствует предостережение Прокуратуры Талицкого района в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс" как гарантирующего поставщика о недопустимости нарушения закона, в котором государственный орган указывает о недопустимости нарушений прав потребителя при ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг. Данное предостережение направлено на основании установления факта ненадлежащего уведомления со стороны АО "Облкоммунэнерго" потребителей о предстоящих отключениях, связанных с работами в сетях АО "Облкоммунэнерго" (информация об отключениях размещалась на сайте АО "Облкоммунэнерго").
В силу подпункта "б" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) предоставление коммунальной услуги может быть ограничено или приостановлено в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В целях соблюдения прав и законных интересов потребителей, а также приведения условий договора в соответствие с подпунктом "б" пункта 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, АО "ЭнергосбыТ Плюс" в адрес АО "Облкоммунэнерго" направлена оферта дополнительного соглашения N 27 к Договору купли-продажи. В соответствии с указанной офертой пункт 3.4.11. предложено изложить в следующей редакции:
"При плановом выводе оборудования в ремонт или для профилактических работ, за десять суток до начала работ, согласовать с Потребителем дату, время и срок работ. О согласованном сроке необходимо уведомить Продавца за 10 дней до начала работ.
Покупатель направляет информацию о плановых датах профилактических работ (капитальных ремонтов) в адрес Продавца не позднее 3 месяцев до их начала".
Не согласившись с предложенной редакцией, АО "Облкоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 15.03.2019 N 01-14/22-01-02/И-721 направило протокол разногласий, согласно которому пункт 3.4.11 изложен следующим образом:
"При проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства в случае ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, присоединенных к сетям Покупателя, не позднее, чем за трое суток до начала работ уведомить продавца о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с проведением таких работ".
Истец, полагая, что предложенная АО "Облкоммунэнерго" редакция пункта 3.4.11 договора не соответствует подпункту "б" пункта 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и не позволяет обеспечить своевременное и надлежаще уведомление потребителей об ограничении или приостановлении коммунальных услуг, направил в адрес АО "Облкоммунэнерго" протокол урегулирования разногласий от 16.04.2019, в котором редакцию пункта 3.4.11 предложил изложить следующим образом:
"При плановом выводе оборудования в ремонт или для профилактических работ, за десять рабочих дней до начала работ, письменно уведомить Потребителя(ей) и Продавца о дате, времени и сроке работ.
Покупатель направляет информацию о плановых датах профилактических работ (капитальных ремонтов) в адрес Продавца не позднее 3 месяцев до их начала".
Кроме того, в целях обеспечения надлежащего исполнения АО "Облкоммунэнерго" указанных обязательств, руководствуясь п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, протоколом урегулирования разногласий также предложено дополнить договор пунктом 7.5 следующего содержания:
"В случае неисполнения Покупателем п. 3.4.11 настоящего договора, Продавец имеет право предъявить Покупателю штрафную неустойку в размере 50 000,00 рублей за каждый факт неисполнения".
Предложенная редакция не принята АО "Облкоммунэнерго", о чем указано в сопроводительном письме от 05.07.2019 N 01-14/24/И-2449.
В целях урегулирования разногласий истец обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев разногласия сторон, пришел к следующим выводам.
В соответствии с нормами статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия указанного договора в силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент их заключения.
Согласно пп. "б" п. 117 N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Согласно п. 2 Правил N 354, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442), субъектами розничных рынков являются:
потребители;
исполнители коммунальной услуги;
гарантирующие поставщики;
энергосбытовые, энергоснабжающие организации;
производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации;
субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике", территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу действующей на территории Свердловской области "котловой" модели взаиморасчетов между субъектами розничного рынка электрической энергии АО "Облкоммунэнерго", являясь сетевой организацией, не имеет договорных отношений с конечными потребителями в сфере поставки электрической энергии, не начисляет и не взимает плату за электрическую энергию.
АО "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии ОАО "МРСК Урала", являющейся сетевой организацией - "котлодержателем" на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 309-ПЭ от 30.07.2014 года.
Договора на оказание услуг по передаче электрической энергии между истцом и ответчиком не имеется.
Согласно п. 32 Основных положений N 442, гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Для потребителей коммунальной услуги "электроснабжение", на которых распространяется действие Правил N 354, исполнителями коммунальной услуги являются управляющие организации в многоквартирных домах, а в случае отсутствия выбора способа управления - гарантирующий поставщик, то есть АО "ЭнергосбыТ Плюс", для иных жилых домов - гарантирующий поставщик.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АО "Облкоммунэнерго" исполнителем коммунальных услуг не является, и требования пп. "б" п. 117 Правил N 354 на него свое действие не распространяют.
Предложенная АО "ЭнергосбыТ Плюс" редакция пункта 3.4.11 договора соответствует подпункту "б" пункта 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и позволяет обеспечить своевременное и надлежаще уведомление потребителей об ограничении или приостановлении коммунальных услуг, и направлена на исполнение требований Прокуратуры Талицкого района (Предостережение о недопустимости нарушения закона от 10.2018 г N 775ж-2018), Серовской городской прокуратуры (Представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении коммунальных услуг от 18.04.2019 г N 538ж-2019).
Однако, учитывая, что ответчик не состоит в каких-либо взаимоотношениях с потребителями коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный пункт следует изложить в следующей редакции: при проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства в случае ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, присоединенных к сетям Покупателя не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ уведомить Продавца о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с проведением таких работ".
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда и утвержденной им редакции спорного пункта договора, а доводы истца о наличии у сетевой организации обязанности уведомлять потребителей электрической энергии о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с проведением ремонтных работ находит не соответствующими нормам права.
Согласно пункту 30 Основных положений N 442, если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях; ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении, в том числе, необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления (подпункт "и" пункта 2 Правил ограничения).
Согласно пункту 30 Правил ограничения в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
Таким образом, из буквального толкования пункта 30 Правил ограничения следует, что уведомление о проведении ремонтных работ должно, по общему правилу, направляться той сетевой организацией, у которой имеется заключенный с гарантирующим поставщиком договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, в порядке, установленном таким договором.
Из материалов дела следует, что между АО "ЭнергосбыТ Плюс" и АО "Облкоммунэнерго" договор оказания услуг по передаче электрической энергии отсутствует. Такой договор заключен истцом с ОАО "МРСК Урала".
При этом в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.07.2014 N 309-ПЭ, заключенном между ОАО "МРСК Урала", как заказчиком, и АО "Облкоммунэнерго", как исполнителем, не предусмотрена обязанность исполнителя по уведомлению потребителей о предстоящих ограничениях режима потребления в связи с производством ремонтных работ.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание доводы ответчика о том, что именно истец, как гарантирующий поставщик, заключивший договоры на поставку электрической энергии с потребителями, обладает всей необходимой информацией, необходимой для осуществления уведомления потребителя о предстоящем ограничении режима потребления.
В отношении включения в договор пункта 7.5, предусматривающего ответственность покупателя за неисполнение пункта 3.4.11 договора в виде неустойки в размере 50 000 руб. за каждый факт неисполнения, суд первой инстанции обоснованно указал, что законодательством указанная истцом неустойка не предусмотрена, следовательно, указанное условие может быть урегулировано только по усмотрению сторон. При отсутствии согласия АО "Облкоммунэнерго" на включение в договор пункта 7.5 в редакции, указанной истцом, не имеется оснований для удовлетворения требования истца в данной части.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2020 года по делу N А60-52799/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52799/2019
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС", АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" В ЛИЦЕ СВЕРДЛОВСКОГО ФИЛИАЛА
Ответчик: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"