г. Челябинск |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А07-6215/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-6215/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, ООО "УЖКХ", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет) от 08.02.2019 N СО-19-246-005.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Агидель Республики Башкортостан (далее - Администрация), Совет городского округа город Агидель Республики Башкортостан (далее - Совет).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, предписание Госкомитета от 08.02.2019 N СО-19-246-005 признано недействительным, с заинтересованного лица в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Госкомитет обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что наличие оговорки в договоре управления, предусматривающей право управляющей организации на изменение ежемесячной платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, не соответствует императивно установленным нормам части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и ущемляет права собственников многоквартирного дома. В действующем законодательстве отсутствует возможность самостоятельного изменения управляющей организации размера платы за содержание и ремонт жилого помещений в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УЖКХ" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.03.2009 за ОГРН 1090264000683, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 000085 от 02.04.2015.
28.09.2009 согласно протоколу голосования собрания собственников помещений многоквартирного дома N 4 по ул. Молодежная в г. Агидель Республики Башкортостан, проходившего в форме заочного голосования, собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией, в качестве которой выбрано ООО "УЖКХ" (т.1, л.д. 66).
Собственники жилых помещений N N 26, 102 многоквартирного дома N 4 по ул. Мира, жилых помещений NN 19, 60 многоквартирного дома N 4 по ул. Молодежная и жилого помещения N 29 многоквартирного дома N 10 по ул. Молодежная г. Агидель Республики Башкортостан обратились в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением от 20.12.2018 N 19686 о нарушении прав граждан при начислении платежей за содержание и ремонт жилого помещения.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании распоряжения N 24 от 09.01.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УЖКХ" в рамках лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Республики Башкортостан, с целью проверки фактов, изложенных в коллективном обращении физических лиц N 19686 от 20.12.2018 по многоквартирным жилым домам по адресам: дом N 4 по ул. Мира, дома N 4, N 10 по ул. Молодежная в г. Агидель Республики Башкортостан.
08.02.2019 по результатам проверки Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору составлен акт проверки N 19-24-24601, где отражены выявленные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (т.1, л.д. 28-49).
На основании акта проверки N N 19-24-24601 от 08.02.2019 Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ООО "УЖКХ" выдано предписание N СО-19-246-005 от 08.02.2019 (т.1, л.д. 23-24).
В качестве мер, предписываемых для устранения выявленного нарушения, предписано:
Пункт 1:
- произвести перерасчет (возврат) платы за содержание и ремонт жилых помещении N 19, 60 собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 4 по ул. Молодежная г. Агидель с 01.01.2015 по 30.06.2018, исходя из разницы, начисленной в период с 01.01.2015 до 30.06.2018, и тарифа, утвержденного решением Совета городского округа город Агидель от 06.02.2014 N 341 "Об установлении тарифов на жилищные услуги в жилищном фонде городского округа город Агидель Республики Башкортостан на 2014 год", в размере 20,13 рублей.
Пункт 2:
- представить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм проведенного перерасчета в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов, по кв. 19, 60 вышеназванного дома.
Срок для устранения нарушений определен до 30.07.2019.
ООО "УЖКХ", посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества оснований для изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110), пунктом 2 которого установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Госкомитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статьям 39 и 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
28.09.2009 собственниками помещений многоквартирного дома N 4 по ул. Молодежная г. Агидель Республики Башкортостан (далее - МКД) принято решение о выборе способа управления - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО "УЖКХ" (протокол N б/н от 28.09.2009) и утверждение условий договора управления МКД (т.1, л.д. 66).
23.05.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 23.05.2014, принято решение об утверждении условий договора управления в новой редакции (т.1, л.д. 73).
Согласно пункту 4.1. договора управления от 01.06.2014 предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В пункте 4.2. договора управления стороны согласовали размер платы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД устанавливается в порядке предусмотренном разделом VII ЖК РФ. Если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников помещений в МКД по истечении одного года со дня принятия решения на общем собрании собственников помещений, управляющая организация вправе проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (т.1, л.д. 67-68).
В приложении N 3 к договору управления стороны согласовали размер тарифа по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД - с 01.07.2014 с 1 кв.м общей площади жилого помещения в размере: с 1 по 2 этажи - 16,85 рублей, с 3 этажа и выше - 20,13 рублей (т.3, л.д.23-26).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, принятый решением общего собрания собственников помещений МКД от 23.05.2014, соответствовал тарифу на жилищные услуги в жилищном фонде городского округа город Агидель Республики Башкортостан с 01.07.2014, утвержденному решением Совета городского округа город Агидель Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 341 (т.2, л.д. 38-43).
Плата за содержание жилого помещения в указанном размере применялась управляющей организацией в 2014 г. и 1 полугодие 2015 года в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД и условиями договора управления МКД.
В 2015, 2016, 2017 гг. собрания собственников помещений МКД по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения не проводились, решения приняты не были, в то время как управляющая организация размещала на информационном стенде МКД в доступном месте общего пользования предложения о проведения общего собрания собственников помещений МКД с целью рассмотрения и утверждения размера платы за жилое помещение, о чем представлены соответствующие акты о размещении информации (т.2, л.д. 2-5).
В 2015, 2016, 2017 гг. ООО "УЖКХ" обратилось с соответствующими мотивированными письмами на имя главы Администрации об установлении тарифов на жилищные услуги по содержанию в домах, которые обслуживаются данной управляющей организацией с приложением мотивированного расчета оказываемых услуг и их стоимости, в том числе в домах, где имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности (т.2, л.д. 46-57).
28.05.2015 решением Совета городского округа город Агидель N 536 "Об установлении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Агидель Республики Башкортостан на 2015 год" утверждены тарифы с 01.07.2015, в том числе, по спорному МКД в размере: с 1 по 2 этажи - 18,59 руб., с 3 этажа и выше - 21,51 рублей (т.2, л.д. 35-37).
Указанный тариф применялся управляющей организацией во 2 полугодии 2015 года, 1 полугодии 2016 года в спорном МКД.
28.12.2015 решением Совета городского округа г. Агидель N 614 "Об установлении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Агидель Республики Башкортостан на 2016 год" утверждены тарифы, в том числе по спорному МКД в размере (т.2, л.д. 32-34):
с 01.01.2016: с 1 по 2 этажи - 18,59 руб., с 3 этажа и выше - 21,51 рублей,
с 01.07.2016: с 1 по 2 этажи - 19,27 руб., с 3 этажа и выше - 22,77 рублей.
Тариф, установленный на период с 01.07.2016, применялся управляющей организацией в период 2 полугодие 2016 года, 1 полугодие 2017 года в спорном МКД.
Поскольку обращение ООО УЖКХ от 05.05.2017 N 950 по установлению тарифа на период 2017-2018 гг. осталось без рассмотрения Администрацией, то ООО "УЖКХ" с 01.07.2017 по 01.07.2018 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД и условиями договора управления от 01.06.2014 применила индекс инфляции 4,9%, установленный соответствующим органом Росстата, и определило размер платы за содержание жилых помещений с 01.07.2017 по 01.07.2018 в размере 23,53 рублей.
Суд первой инстанции, пришел к выводу, что поскольку собственники помещений МКД на общем собрания выбрали способ управления МКД - управляющей компанией и утвердили договор управления, раздел 4 которого предусматривал применение индекса инфляции к установленному размеру платы за содержание жилых помещений, то управляющая организация обоснованно применила плату в указанном размере с 01.07.2017 по 30.06.2018.
Также суд первой инстанции указал, что применение размера платы за содержание жилых помещений в МКД в 2015, 2016, 1 полугодии 2017 г., равной размеру тарифов, утвержденных решением Совета городского округа город Агидель, является обоснованным ввиду того, что они утверждены на основании предложения управляющей организации, а решение собственников помещений МКД по данному вопросу на указанные периоды не принималось.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Из части 4 статьи 158 ЖК РФ, действовавшей до 03.04.2018, следует, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Следовательно, применение установленных органом местного самоуправления тарифов в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ возможно только в случае, если размер платы не установлен решением, принятым собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", следует, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Таким образом, из указанных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год решением общего собрания собственников помещений в таком доме и может быть изменен только по решению собрания собственников помещений, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Заключенный в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме договор управления может определять не только размер платы за содержание жилых помещений, но и устанавливать возможность ее индексации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 23.05.2014, принято решение об утверждении условий договора управления в новой редакции (т.1, л.д. 73).
01.06.2014 собственниками помещений спорного МКД и управляющей организацией заключен договора управления.
Согласно условиям договора управления, согласованных сторонами в пунктах 4.1, 4.2 и приложении N 3 к договору, стороны договорились о размере платы за содержание жилых помещений с 01.07.2014, порядка ее перерасчета по истечении одного года, а именно: если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников помещений в МКД по истечении одного года со дня принятия решения на общем собрании собственников помещений, управляющая организация вправе проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны
Рассматриваемое решение собственников помещений МКД в отношении утверждения условий договора управления, и, в частности, определения размера платы за содержание жилых помещений, принято на общем собрании собственников помещений МКД и соответствует требованиям жилищного и гражданского законодательства о сделке и цене договора, изложенным выше.
В договоре управления установлен порядок определения размера платы за содержание жилых помещений, в том числе право управляющей организации, как стороны договора управления, индексировать размер платы за содержание жилых помещений в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции) по данным федерального органа исполнительной власти.
Действующее законодательство не содержит запрета на изменение размера платы за оказанные коммунальные услуги путем индексации. При этом необходимо чтобы подобный способ изменения размера платы был утвержден решением собственников, порядок изменения платы носил конкретный характер, и размер индексации был установлен соответствующим нормативным актом. Указанные требования связаны с тем, что в сфере деятельности организаций, оказывающих гражданам коммунальные услуги, должен соблюдаться баланс между интересами гражданина, являющегося слабой стороной в отношениях с управляющей компанией, являющейся профессиональным участником указанных специфических правоотношений. Соответствующий баланс обеспечивается путем установления нормативно обеспеченных, конкретных и понятных правил формирования цены за услугу с одной стороны, и недопущения излишних, создающих ограничения нормальной экономической деятельности формальных препятствий, с другой.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание жилых помещений с учетом индекса потребительских цен в Российской Федерации, а с момента принятия вышеназванного решения общего собрания собственников помещений МКД об определении цены договора, никаких иных решений об установлении платы за содержание жилых помещений в другом размере не принималось, то применение ООО "УЖКХ" размера платы за содержание жилых помещений в спорном МКД, равной размеру платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Агидель Республики Башкортостан, в период с 1 полугодии 2015 г. по 30.06.2017, не соответствует решению общего собрания собственников помещений спорного МКД.
Между тем, указанные обстоятельства в данном случае не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным предписания от 08.02.2019 N СО-19-246-005 в силу следующего.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Из пункта 1 оспариваемого предписания следует, обязанность управляющей организации произвести перерасчет (возврат) платы за содержание и ремонт жилых помещении N 19, 60 собственникам (пользователям) помещений многоквартирного дома N 4 по ул. Молодежная г. Агидель с 01 января 2015 г. по 30 июня 2018 г., исходя из разницы, начисленной в период с 01 января 2015 года до 30 июня 2018 года, и тарифа, утвержденного решением Совета городского округа город Агидель от 06.02.2014 N 341 "Об установлении тарифов на жилищные услуги в жилищном фонде городского округа город Агидель Республики Башкортостан на 2014 год", в размере 20,13 рублей.
Вместе с тем, из содержания статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона.
Действующее законодательство руководствуется принципом возмездности оказываемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, исключая необоснованное освобождение собственника жилого помещения от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе по внесению оплаты за оказанные услуги.
Решением общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом от 23.05.2014, договором управления от 01.06.2014, собственники помещений спорного МКД установили не только размер платы за содержание общего имущества, но и порядок его ежегодного изменения путем индексации, который обязателен как для управляющей организации, так и для собственников помещений в МКД.
Следовательно, в период с 01.01.2015 по 30.06.2018 размер платы за содержание жилых помещений подлежал определению в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД от 23.05.2014 и пунктом 4.2 договора управления МКД (в соответствии с изменением базового индекса потребительских цен (индекса инфляции).
Между тем, пункт 1 оспариваемого предписания что ООО "УЖКХ" указывает на необходимость провести заявителю перерасчет платы за содержание жилых помещений спорного МКД за период с 01.01.2015 по 30.06.2018, руководствуясь тарифом на жилищные услуги в жилищном фонде городского округа город Агидель Республики Башкортостан, утвержденным органом местного самоуправления на 2014 год, что противоречит не только воле собственников помещений МКД, но и принципу возмездности оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, в связи с чем оспариваемое предписания Госкомитета нельзя признать законным и обоснованным и исполнимым, потому правильно признано судом первой инстанции недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-6215/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6215/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: Администрация городского округа города Агидель, Совет городского округа город Агидель Республики Башкортостан