Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2020 г. N Ф10-4126/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А14-4604/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М., судей Ореховой Т.И.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис": Талолиной Д.В., представителя по доверенности б/н от 24.10.2019, паспорт РФ;
от товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Миронова 45": Масленниковой Е.М., представителя по доверенности б/н от 01.09.2019, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2020 по делу N А14-4604/2019 (судья Росляков Е.И.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (ОГРН 1033600101369, ИНН 3662079872) к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Миронова 45" (ОГРН 1163668098461, ИНН 3662234704) о взыскании задолженности за отопление и горячее водоснабжение в размере 362 860 руб. 65 коп., неустойки в размере 58 068 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - истец, ООО "Жилстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Миронова 45" (далее - ответчик, ТСН "ТСЖ Миронова 45") о взыскании задолженности по коммунальной услуге "отопление" за период с марта 2017 года по декабрь 2018 года в размере 151 802 руб. 32 коп., 6 411 руб. 61 коп. законной неустойки (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2020 в удовлетворении уточненных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Жилстройсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Жилстройсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСН "ТСЖ Миронова 45" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ООО "Жилстройсервис" по обслуживанию многоквартирного дома N 45 по улице Миронова г.Воронежа, собственниками многоквартирного дома принято решение сменить способ управления многоквартирным домом. На общем собрании собственников помещений по адресу: г. Воронеж, ул. Миронова, д. 45, принято решение о создании собственного ТСН, что подтверждается протоколом общего собрания собственников N 2 от 19.06.2016.
11.08.2016 в единый государственный реестр юридических лиц в отношении ТСН "ТСЖ Миронова 45" внесена запись о создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1163668098461. ТСН "ТСЖ Миронова 45" поставлено на учет в ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа с присвоением ИНН 3662234704, КПП 3666201001.
ТСН "ТСЖ Миронова 45" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Жилстройсервис" о возложении обязанности передать техническую документацию на дом.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-13825/2016 исковые требования ТСН "ТСЖ Миронова 45" были удовлетворены в полном объеме.
На момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции решение суда по делу А14-13825/2016 не исполнено.
Техническая документация на многоквартирный дом не представлена истцом и в материалы настоящего дела.
Истцом в адрес ответчика была направлена оферта договора N 0103 поставки тепловой энергии от 31.03.2017.
В свою очередь, от ответчика в адрес истца был направлен протокол разногласий к данной оферте.
Таким образом, оферта указанного договора подписана ответчиком с протоколом разногласий; протокол согласования разногласий истцом представлен не был, спорные пункты договора сторонами до настоящего времени не урегулированы.
В период с марта 2017 года по декабрь 2018 года истец поставлял в многоквартирный дом N 45 по ул. Миронова г. Воронежа, находящийся в управлении ответчика, тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения и отопления.
По расчетам истца ответчик не полностью оплатил поставленный коммунальный ресурс, в связи с чем, у него образовалась задолженность за потребленную в указанный период тепловую энергию в размере 151 802 руб. 32 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Жилстройсервис" в арбитражный суд с настоящим иском (уточненным).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 ГК РФ, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения сторон подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На правоотношения истца и ответчика распространяются положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил N 354 (в редакции от 26.12.2016, вступившей в силу 01.01.2017), поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 6, подпункта "п" пункта 31 Правил N 354, управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, а также о последствиях отсутствия такого договора.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную с соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом и нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил N 354, при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме определяется по формуле 18 Приложения N 2 Правил N 354.
В соответствии с абзацем 4 пункта 54 Правил N 354, при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом и нежилом помещении.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, в силу Правил N 354, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Из материалов дела усматривается, что в МКД по ул. Миронова, 45, имеются нежилые встроено-пристроенные помещения общей площадью 2 146 кв. м: помещение I, общей площадью 372,6 кв. м в лит. А3, помещение II, общей площадью 146,3 кв. м в лит. А7, А6, помещение III, общей площадью 1627,1 кв. м в лит. А6.
Собственником нежилых встроено-пристроенных помещений II, общей площадью 146,3 кв.м в лит. А7, А6, помещение III, общей площадью 1627,1 кв. м в лит. А6 (всего 1773.4 кв.м) является ООО "Гранд-Галант".
Согласно пункту 7 Правил N 354 (абзац 3), поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
В силу абзаца 5 пункта 6 Правил N 354, в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией может стать основанием для отключения нежилого помещения от сетей путем подачи заявления ресурсоснабжающей организацией лицу, отвечающему за содержание внутридомовых инженерных сетей, то есть в управляющую компанию (абзац 5 пункта 114 Правил N 354).
Таким образом, даже при отсутствии письменного договора с РСО у собственника нежилого помещения есть обязательство оплачивать поставленные в нежилое помещение коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации. И, следовательно, аналогичное обязательство перед управляющей компанией прекращается.
Системный анализ положений подзаконных актов, в которые были внесены изменения постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", позволяет прийти к выводу, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью МКД, обязан оплачивать коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, ранее заключенные собственниками нежилых помещений с управляющей компанией, не действуют.
Все приборы учета, расположенные в нежилых помещениях спорного МКД, являются подсчетчиками общедомовых приборов учета, установленных в МКД N 45 по ул. Миронова в г. Воронеже. Соответственно, объемы, потребленные нежилым помещением по всем коммунальным услугам, должны быть вычтены, из объемов, потребленных населением также по всем коммунальным ресурсам.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, показания данных приборов учета по нежилому помещению в расчеты приняты быть не могут в связи с тем, что указанные подсчетчики не были приняты в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Правила N 354 устанавливают различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при отсутствии приборов учета. Порядок расчета для жилых помещений регламентируется пунктом 42 Правил N 354, для нежилых помещений - пунктом 43. Стоимость отопления и для жилых, и для нежилых помещений МКД рассчитывается одинаково согласно пункту 42 (1) Правил N354.
В силу пункта 43 Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно части 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
На основании части 9 статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения), органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, установлен разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину:
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Также следует отметить, что в материалах дела отсутствуют отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, счета и акты за спорный период без указания на количество принятой воды в тоннах.
Согласно пункту 97 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Из материалов дела следует, что истец осуществлял подачу тепловой энергии для отопления и подогрева холодной воды в многоквартирный жилой дом N 45 по ул. Миронова г. Воронежа, находящийся в управлении ответчика.
По утверждению истца, в спорный период МКД N 45 по ул. Миронова в г. Воронеже не был оснащен индивидуальным тепловым пунктом (автолавалем), приготовление и подача горячей воды происходила через тепловой пункт, установленный в котельной, арендуемой ООО "Жилстройсервис". Система теплоснабжения указанного МКД является закрытой.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик ссылался на то, что сумма в размере 151 802 руб. 32 коп. образовалась в результате неправильного расчета истцом платы за отопление в нежилом помещении, находящемся в многоквартирном доме. Разногласия, по мнению ответчика, сложились ввиду применения истцом неверного порядка расчетов за поставленные коммунальные ресурсы.
После неоднократного уточнения исковых требований истец произвел расчет в соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил N 354, исключив объемы коммунальных ресурсов, потребленных нежилым помещением за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что разногласия в размере оплаты за поставленный (потребленный) коммунальный ресурс (теплоэнергия) для оказания услуги по отоплению возникли между ООО "Жилстройсервис" и ТСН "ТСЖ Миронова 45" из-за различного подхода к определению объемов и соответственно стоимости в период неработоспособности общедомового узла учета теплоэнергии (ОДПУ), а также без учета объемов коммунальных ресурсов, потребленных нежилым помещением.
В статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) определено, что под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Частью 2 статьи 13, частью 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Из содержания указанной нормы права следует, что договор энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и абонентом может быть заключен при соблюдении двух условий, во-первых, у абонента должно быть в наличии энергопринимающее устройство соответствующее техническим требованиям, и, во-вторых, указанное энергопринимающее устройство должно в установленном законом порядке иметь присоединение к сетям энергоснабжающей организации.
В статье 15 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, дано понятие теплопотребляющей установки как комплекса устройств, предназначенных для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Следовательно, теплопотребляющая установка по смыслу части 2 статьи 539 ГК РФ является тем энергопринимающим устройством, наличие которого у потребителя является обязательным условием как для заключения договора теплоснабжения, так и для приобретения потребителем статуса абонента.
Включение в договор перечисленных условий обусловливает необходимость наличия у абонента соответствующего энергопринимающего устройства, что, в свою очередь, также является существенным условием для заключения договора.
При отсутствии энергопринимающего устройства договор на энергоснабжение не может быть исполнен, что исключает возможность его реального заключения.
При этом в Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) содержится указание на заключение только одного договора в случае нахождения в здании одного теплового ввода.
Факт нахождения в многоквартирном доме N 45 по ул. Миронова г. Воронежа одного теплового ввода подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривалось.
Вместе с тем, истцом не доказано наличие у нежилого помещения энергопринимающего устройства, соответствующего техническим требованиям, которое бы имело в установленном законом порядке присоединение к сетям энергоснабжающей организации, истцом не согласованы точки подключения, не получены технические условия на подключение, не получены акты разграничения балансовой принадлежности и содержания теплосетей, в материалах дела отсутствует отдельный договор энергоснабжения, заключенный с нежилым помещением как отдельным абонентом.
Изложенное исключает возможность "отдельной теплосети" у нежилого помещения, а также наличие статуса самостоятельного абонента.
Кроме того, наличие отдельной теплосети опровергается представленными ответчиком ответами органами надзора и контроля, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2019 по делу N А14-785/2018.
Факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
Истцом в материалы дела представлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, согласно которому узел учета тепловой энергии соответствует "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя", допускается к эксплуатации с 05.10.2017 по 01.05.2018.
При этом, действующее законодательство предусматривает оплату за фактически поставленные (потребленные) объемы коммунальных ресурсов.
Федеральный закон "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающий в связи с потреблением тепловой энергии, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и этот закон носит императивный характер.
В соответствии с частями 13, 24 статьи 2 ФЗ N 190, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период с помощью приборов учета или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах.
Согласно части 3 статьи 19 ФЗ N 190, осуществление коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем допускается и в случае неисправности приборов учета.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ от 21.11.2009 установлено, что при выходе из строя, утрате или истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за эти ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ.
В пункте 3 Правил N 1034 определено, что расчетный метод - совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета или их неработоспособности.
В случае выхода из строя приборов учета применяются расчетные методики по среднемесячному (суточному) фактическому потреблению и по тепловым нагрузкам, имеющимся в договоре. В расчетах за отопление обязательно учитываются фактические показатели температуры наружного воздуха, что позволяет наиболее точно определять объемы потребленной теплоэнергии.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354, начисление, исходя из норматива потребления, производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 (1) Правил N 354.
Согласно пункту 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов.
Из вышеизложенного следует, что обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений МКД перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом) (Определение Верховного суда РФ от 02.11.2015 N 305-ЭС15-7767).
Отопительный период на 2018 год включает в себя: январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Соответственно, объем тепловой энергии, потребленный МКД N 45 по ул. Миронова г. Воронежа должен рассчитываться следующим образом: январь, февраль 2018 года - по показаниям ОДПУ, март, апрель 2018 года - исходя из среднемесячного потребления за отопительный период; октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года - по показаниям ОДПУ с учетом объемов коммунальных ресурсов, потребленных нежилым помещением.
Поскольку срок поверки ОДПУ тепловой энергии заявлен до 26.03.2018, то истцу при расчетах следовало руководствоваться положениями пункта 59 (1) Правил N 354 о том, что плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления).
Согласно представленным контррасчетам ответчика (не оспоренным истцом), задолженности у ответчика перед истцом по отоплению не имеется.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2020 по делу N А14-4604/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4604/2019
Истец: ООО "Жилстройсервис"
Ответчик: ТСЖ ТСН " Миронова 45"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4126/20
22.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2724/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4604/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4604/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4604/19