г. Челябинск |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А07-9759/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРАЗИЯЭКСПОРТ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2020 по делу N А07-9759/2019.
Судебное заседание проводится с использованием онлайн-связи.
В судебном заседании принял участие представитель:
третьего лица - Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной Таможенной службы - Роган Т.В. (доверенность от 14.01.2020 N 025, диплом, паспорт).
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Евразияэкспорт" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Заинтересованное лицо - Башкортостанская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя и заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью "Евразияэкспорт" (далее - заявитель, ООО "Евразияэкспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований, к Башкортостанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней: N 10401000/У2019/0000015, N 10401000/У2019/0000016, N 10401000/У2019/0000017, N 10401000/У2019/0000018, N 10401000/У2019/0000019, N 10401000/У2019/0000020, N 10401000/У2019/0000021, N 10401000/У2019/0000022 от 15.03.2019, направленных в адрес ООО "Евразияэкспорт".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Тюменская таможня Уральского таможенного управления Федеральной Таможенной службы.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2020 (резолютивная часть решения объявлена 21.11.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также применение судом норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела. По мнению подателя жалобы, индикативные балансы на поставку энергоносителей в 2017 года в Киргизию согласованы лишь 28.11.2017, а должны быть были быть согласованны и утверждены до 31.12.2016. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы. Общество полагает, что неподача полной декларации еще не является основанием к начислению таможенных пошлин и пеней на ранее выпущенный товар. ООО "Евразияэкспорт" отмечает, что суд, проверив правильность начисления пеней, сам расчет в решении не привел, а ответчиком при рассмотрении дела расчет пеней не представлялся.
Заинтересованное лицо и третье лицо представили в материалы дела отзывы, в которых выражают несогласие с доводами апелляционной жалобы, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 30.10.2017 ООО "Евразияэкспорт" заключило контракт (купли-продажи нефтепродуктов) N 124/2017 с компанией ООО "Байхан" на поставку товара - битум нефтяной дорожный. В рамках данного контракта ООО "Евразияэкспорт" по временной таможенной декларации N10503050/161117/0017759 поместило на таможенную процедуру "экспорт" и вывезло из Российской Федерации в Киргизскую Республику товар - Битум нефтяной дорожный 60/90 фасованный в кубах, ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000.
При таможенном декларировании товаров ООО "Евразияэкспорт" в графе 36 заявлено: "ОС - освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции в отношении товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, ПН - освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства - Участники договора о Таможенном союзе, образующие вместе с РФ зону свободной торговли".
Таможенным органом предоставлена льгота по уплате вывозной таможенной пошлины в размере 3477707 руб. 34 коп.
После выпуска товаров Тюменской таможней проведена камеральная проверка по вопросу достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров по временной таможенной декларации за период с 30.20.2017 по 17.08.2018.
По итогам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки N 10503000/210/240119/А000040 от 24.01.2019, установлено отсутствие оснований для предоставлении льготы по уплате вывозной таможенной пошлины и принятии мер по взысканию вывозной таможенной пошлины по товару - "битум нефтяной дорожный" в размере 2792832 руб. 62 коп.
Устанавливая отсутствие оснований в предоставлении льготы таможенный орган указал, что согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016 в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. Однако, в отношении товара данного товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом ФТС России от 01.12.2017 N 01-1 1/68016 до таможенных органов, согласно письму Минэнерго России от 28.11.2017 N КМ-13351/06, ввиду чего вывозные таможенные пошлины подлежат взиманию как в отношении товара, не включенного в указанные балансы нефтепродуктов.
Башкортостанской таможней 18.03.2019 на основании акта камеральной таможенной проверки Тюменской таможни от 24.01.2019 в адрес ООО "Евразияэкспорт" были направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.03.2019: N 10401000/У2019/0000015, N 10401000/У2019/0000016, N 10401000/У2019/0000017, N 10401000/У2019/0000018, N 10401000/У2019/0000019, N 10401000/У2019/0000020, N 10401000/У2019/0000021, N 10401000/У2019/0000022.
Не согласившись с принятыми уведомлениями, считая их незаконными и подлежащими отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых уведомлений таможенного органа и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из установленного частью 5 статьи 200 АПК РФ правила распределения бремени доказывания, обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Пунктом 2 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля, установленных статьей 322 ТК ЕАЭС и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Статьей 351 ТК ЕАЭС к одной из основных функций таможенных органов отнесено проведение таможенного контроля.
Пунктом 8 статьи 321 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, а также в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, к таким товарам при их вывозе из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза применяются требование, порядок и условия совершения таможенных операций, таможенного декларирования, помещения под таможенную процедуру, завершения таможенной процедуры, выпуска товаров, возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисления (включая определение, заявление и контроль базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов), уплаты, обеспечения, возврата (зачета), взыскания таможенных платежей, проведения таможенного контроля, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г.N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (далее - Постановление N 529 от 01.07.2011) в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Довод жалобы о том, что индикативные балансы на поставку энергоносителей в 2017 году в Киргизию согласованы лишь 28.11.2017, а должны были быть согласованы и утверждены до 31.12.2016, суд апелляционной инстанции считает необоснованным исходя из следующего.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики 06 июня 2016 года заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое вступило в силу 17 января 2017 года (далее - Соглашение от 06.06.2016).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Соглашения вывозные таможенные пошлины не взимаются в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами.
Пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 определено, что в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право ЕАЭС.
Статьей 3 Соглашения установлено, что компетентные органы сторон до 31 декабря текущего календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на следующий календарный год и утверждают по ним индикативные балансы на следующий календарный год, учитывающие рост экономики Киргизской Республики.
12.09.2017 Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (опубликован 11.10.2017 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и применяется с 13.10.2017 на основании статьи 2 Протокола).
Статьей 1 указанного Протокола статья 3 Соглашения изменена и подлежит применению с 13.10.2017 в новой редакции.
Из редакции статьи 3 Соглашения следует, что утвержденные в 2017 году индикативные балансы устанавливают номенклатуру товаров и их объем на весь 2017 год вне зависимости от даты утверждения указанных индикативных балансов.
Таким образом, еще до подачи временной таможенной декларации N 10503050/161117/0017759 заявитель мог обладать информацией, находящейся в открытом доступе, о заключении Соглашения между Российской Федерации и Киргизской Республикой, из текста которого следовало, что беспошлинный вывоз нефтепродуктов возможен только в объемах утвержденных индикативными балансами.
Как было указано выше и верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае транспортируемым товаром является битум нефтяной БНД марки 60/90, указанный товар классифицируется в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС и подлежит обязательному таможенному декларированию при вывозе из Российской Федерации в Республику Казахстан или в Киргизскую Республику, как если бы он вывозился из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Обществом осуществлен вывоз товара "Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90" с таможенной территории Российской Федерации в Республику Киргизия по временной декларации на товары N 10503050/161117/0017759.
В соответствии с пунктом 15 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после фактического ввоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации.
Требования законодательства обществом проигнорированы, полная декларация на товары не представлена.
В этой связи оснований для распространения на рассматриваемые правоотношения нормативных положений, исключающих придание обратной силы актам законодательства в сфере таможенного дела (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действовавшего в спорный период) не имеется.
Довод подателя жалобы на то, что неподача полной декларации еще не является основанием к начислению таможенных пошлин и пеней на ранее выпущенный товар апелляционной коллегией отклоняется в силу следующего.
Обязанность декларанта подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) из Российской Федерации с применением временного таможенного декларирования, после их фактического вывоза, установлена частью 15 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ.
При использовании временной декларации ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с настоящей статьей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары.
В случае нарушения сроков подачи полной декларации на товары (полной таможенной декларации) либо ее неподачи применяется официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на день окончания предельного срока (часть 23 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ).
В отношении товаров, заявленных в ВДТ N 10503050/161117/0017759 полная декларация на товары ООО "Евразияэкспорт" не подавалась, следовательно, предельный срок подачи полной декларации - 16.05.2018 (для расчета сумм вывозной таможенной пошлины курс доллара США на 16.05.2018 составил 61,9164 руб.).
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены в долларах США за 1000 кг., и применяются в соответствии с частью 21 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ на день фактического вывоза товаров. Даты фактического вывоза товара: 05.12.2017, 14.12.2017, 18.12.2017, 18.12.2017, 23.12.2017, 20.04.2018, 24.04.2018, 19.05.2018. В эти периоды действовали следующие ставки: 105 долл. США за 1000 кг.; 111,4 долл. США за 1000 кг.; 1 18,5 долл. США за 1000 кг. Следовательно, подлежит уплате вывозная таможенная пошлина в сумме 2792832 руб. 62 коп.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки плательщик обязан уплатить пени.
В силу части 7 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока.
Так как товар общества был помещен по ВТД N 10503050/161117/0017759 под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с пунктом 3 статьи 141 ТК ЕАЭС обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин подлежит исполнению (вывозные таможенные пошлины подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) - до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в сумме, рассчитанной исходя из заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) количества и (или) условной таможенной стоимости вывозимых товаров на момент подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации) (пункт 1 части 25 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ).
Поскольку полная декларация на товары ООО "Евразияэкспорт" не была подана, начисление пеней должно производиться со дня, следующего за днем выпуска товаров. По ВТД N 10503050/161117/0017759 выпуск товара произведен 16.11.2017, соответственно, период исчисления пеней с 17.11.2017 по 15.03.2019.
Пунктом 1 ч. 16 ст. 72 Федерального закона N 289-ФЗ (ранее ч.2 ст. 151 Федерального закона N 311-ФЗ) установлено, что таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена. При направлении уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней таким днем является день формирования уведомления.
Согласно приказу ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2019 N 53535) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин производит таможня, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства.
ООО "Евразияэкспорт" зарегистрировано и находится г. Уфа (Республика Башкортостан), следовательно, в рассматриваемом случае Башкортостанская таможня, является таможней, уполномоченной на взыскание таможенных платежей, на основании информации, внесенной Тюменской таможней в Единую автоматизированную систему таможенных органов, 15.03.2019 сформированных уведомлений о неуплаченных в срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Башкортостанской таможней в адрес общества направлены уведомления от 15.03.2019 N N 10401000/У2019/0000015 - 10401000/У2019/0000022.
Расчет пеней является верным, сумма пени составила 282832 руб. 39 коп.
Соответствие оспоренных уведомлений таможенного органа закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании таких уведомлений недействительными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2020 по делу N А07-9759/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРАЗИЯЭКСПОРТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9759/2019
Истец: ООО "ЕВРАЗИЯЭКСПОРТ"
Ответчик: БАШКОРТОСТАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, ТЮМЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Тюменская таможня Уральского таможенного управления Федеральной Таможенной службы