г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А56-97782/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Дорофеев А.В. по доверенности от 26.08.2019;
от ответчика: представитель Литовкина О.А. по доверенности от 26.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10515/2020) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2020 по делу N А56-97782/2019, принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Уют" (197760, Россия, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Юрия Инге, д.1, кв.7, ОГРН: 1147847403802, ИНН: 7807396240)
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (188643, Россия, Ленинградская обл., Всеволожский р-он, г.Всеволожск, Колтушское шоссе, д.138, ОГРН: 1064703000911, ИНН: 4703083640);
о признании отказа незаконным и обязании заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Ответчик, Администрация):
- о признании незаконным отказа Администрации, изложенного в письме от 21.06.2019 N 1647/44-20, в заключении договора аренды земельного участка площадью 22071 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0911004:56, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, п. Романовка, с разрешенным видом использования для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, сроком на 11 месяцев;
- об обязании Администрации заключить с Обществом договор аренды земельного участка площадью 22071 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0911004:56, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, п. Романовка с разрешенным видом использования для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, сроком на 11 месяцев.
Решением от 24.02.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным отказ Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, изложенный в письме от 21.06.2019 N 1647/44-20, в заключении договора аренды земельного участка площадью 22071 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0911004:56, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, п. Романовка, с разрешенным видом использования для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, сроком на 11 месяцев; обязал Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области заключить с ООО "УЮТ" договор аренды земельного участка площадью 22071 кв.м., с кадастровым номером 47:07:0911004:56, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, п. Романовка, с разрешенным видом использования для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, сроком на 11 месяцев.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что проект договора аренды со стороны Общества подписан не был, постановление Администрации района от 12.08.2016 N 1895 о предоставлении земельного участка до 01.03.2018 не реализовано, в связи с чем отсутствуют основания для заключения договора аренды.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Администрации района N 810 от 27.02.2015 утвержден акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 21201 кв.м. на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 47:07:0911004 на территории Романовского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
20.11.2015 между Администрацией (Арендодателем) и Обществом (Арендатором) заключен договор N 5682/1.6-08 аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:07:0911004:56 общей площадью 22071 кв.м., находящийся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, п. Романовка (далее - Участок), для использования в целях проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в целях строительства дошкольного образовательного центра развития ребенка, со сроком аренды с 01.06.2015 по 30.04.2016.
12.02.2016 Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 4 года 11 месяцев в целях строительства дошкольного образовательного центра развития ребенка.
На заседании межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 02.03.2016 принято решение предоставить Обществу в аренду сроком на 11 месяцев указанный земельный участок, и рекомендовано привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 02.03.2016.
Постановлением Администрации от 12.08.2016 N 1895 Участок с разрешенным видом использования - объекты дошкольного образования, предоставлен Обществу в аренду сроком на 11 месяцев. Также данным постановлением Обществу указано о необходимости заключить договор аренды с Администрацией.
Постановлением Администрации от 03.08.2017 N 2020 "Об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков" установлено соответствие между видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район. Романовское сельское поселение, п. Романовка, площадью 22071 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0911004:56 (категория земли - земли населенных пунктов) "объекты дошкольного образования" и видом разрешенного использования земельных участков "дошкольное, начальное и среднее общее образование".
Во исполнение постановления от 12.08.2016 N 1895 после установления соответствия вида разрешенного использования участка, внесения изменений в сведения о земельном участке Единый государственной реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и получения кадастрового паспорта Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 06.02.2018 о заключении договора аренды.
В связи с тем, что ответ на заявление Администрации не был дан, договор аренды не был заключен, 28.05.2019 Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка.
Письмом от 21.06.2019 N 1647/44-20 Администрация отказала Обществу в заключении договора аренды земельного участка в связи с тем, что постановление от 12.08.2016 N 1895 не было реализовано до 01.03.2018, поскольку договор аренды не заключен, то правовые основания для заключения договора аренды земельного участка в настоящее время отсутствуют.
Считая отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав отказ Администрации в заключении договора аренды незаконным, удовлетворил заявление в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, то есть на момент утверждения акта выбора участка) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу статей 29 - 31 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства является завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), который вступил в силу 01.03.2015, статьи 28-34 ЗК РФ признаны утратившими силу.
При этом в части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ определено, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении, которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 99-0 указано, что положения пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, принятые в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивают - на основании баланса частных и публичных интересов - необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данные переходные положения направлены на завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка под строительство во избежание ущемления прав заинтересованного лица, своевременно выразившего волю на предоставление ему земельного участка и предпринявшего необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, в связи с существенным изменением законодательно устанавливаемого порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
В данном случае, отношения по предоставлению спорного земельного участка Обществу с предварительным согласованием места размещения объекта возникли в порядке, предусмотренном статьями 29-31 ЗК РФ.
При этом Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта и в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ им соблюдена процедура выбора земельного участка; акт о выборе утвержден постановлением N 810 от 27.02.2015; земельный участок поставлен на кадастровый учет; заключен договор аренды земельного участка в целях проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В связи с тем, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до 01.03.2015 (выписка из протокола заседания межведомственной комиссии от 11.02.2015, постановление Администрации от 27.02.2015 N 810), у Общества после 01.03.2015 имелось право на предоставление земельного участка в аренду без торгов, которое и было им реализовано в срок до 01.03.2018.
Из материалов дела следует, что Общество 12.02.2016 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, которое было рассмотрено 02.03.2016 на заседании межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии от 02.03.2016 N 08/16, утвержденного Постановлением Администрации района от 16.03.2016 N 357, и Обществу был предоставлен в аренду спорный земельный участок сроком на 11 месяцев. Вместе с тем, комиссией было рекомендовано привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков.
Во исполнение решения межведомственной комиссии на основании заявления Общества от 28.04.2016 Администрацией 12.08.2016 издано постановление N 1895, которым земельный участок предоставлен Обществу для строительства объекта без проведения торгов.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, без проведения торгов было принято Администрацией до 01.03.2018, в связи с чем, у Администрации возникла обязанность заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, после приведения вида разрешенного использования в соответствии с классификатором и внесение соответствующих изменений в сведения кадастрового учета, Общество письмом от 06.02.2018 N 4 обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Общество предприняло необходимые меры для заключения договора аренды, своевременно обратилось с заявлением, привело вид разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков. В свою очередь, Администрация, приняв решение о предоставлении земельного участка путем издания Постановление от 12.08.2016 N 1895, до настоящего времени не заключила договор аренды указанного участка.
Вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ доказательств направления в адрес Общества проекта договора аренды Администрация не представила, Обществом факт получения проекта договора оспаривается.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Администрации противоречит положениям законодательства и направлен на воспрепятствование Обществу в реализации его права на заключение договора аренды на основании ранее принятого Администрацией решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных ч.2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания незаконным оспариваемого решения Администрации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2020 по делу N А56-97782/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97782/2019
Истец: ООО "УЮТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ