г. Пермь |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А60-58212/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.,
судей Васильевой Е. В., Савельевой Н. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С. В.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Севуралбокситруда" (ИНН 6631001159, ОГРН 1026601801324): не явились
от заинтересованных лиц:
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (ИНН 6631006407, ОГРН 1026601799950), государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623): не явились
от третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области (ИНН 6617002802, ОГРН 1046610970010): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 января 2020 года по делу N А60-58212/2019
по заявлению акционерного общества "Севуралбокситруда"
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области, государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Севуралбокситруда" (далее - заявитель, общество, АО "СУБР") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ - т. 2 л.д. 44-46) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (далее - управление Пенсионного фонда), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - отделение Пенсионного фонда) о признании незаконным решения управления Пенсионного фонда от 03.07.2019 N 075V01190000102 в части, на основании которого Фонд признал неправомерным исключение из базы по страховым взносам за 2015 год выплаты социального характера: дотации на питание, оплату стоимости путевок санаторно-курортного лечения, материальную помощь в связи с выходом на пенсию, компенсацию проезда к месту работы и обратно, предложил обществу доначислить страховые взносы в размере 13 162 576,70 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год и корректирующих индивидуальных сведений. Также заявитель просит признать незаконным решение отделение Пенсионного фонда N 182-981/1 от 01.08.2019, принятое по заявлению о возврате от 11.01.2019, в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 13 162 576,70 руб.; обязать управление Пенсионного фонда, отделение Пенсионного фонда принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 13 162 576,70 руб. на основании заявления о возврате от 11.01.2019, обязать управление Пенсионного фонда, отделение Пенсионного фонда направить принятое решение в Межрайонную ИФНС России N 14 по Свердловской области в установленные п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ сроки.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 14 по Свердловской области (т. 1 л.д. 147-149).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2020 (резолютивная часть от 24.01.2020) с учетом определения об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок от 27.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованные лица обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционных жалобах управление Пенсионного фонда, отделение Пенсионного фонда приводят доводы о законности и обоснованности оспариваемых в части решений, ссылаясь на то, что страховые взносы, начисленные АО "СУБР" на суммы выплат своим работникам на дотации на питание, стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, компенсации проезда к месту работы и обратно, материальную помощь в связи с выходом на пенсию, излишне уплаченными не являются, поскольку были начислены и добровольно уплачены в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ на выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, поименованные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Считают, что указанные выплаты произведены в рамках трудовых отношений. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении N 32-П, не предусматривает возможности возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не являющихся излишне уплаченными. Кроме того, указывают на истечение срока давности обращения с заявлением о возврате страховых взносов, установленного ч. 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, и ошибочность выводов суда о его соблюдении.
АО "СУБР" против удовлетворения жалоб возражает по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционные жалобы; решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Просит рассмотреть жалобы в его отсутствие.
Межрайонная ИФНС России N 14 по Свердловской области по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы апелляционных жалоб поддерживает, указывая на то, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке; взносы были начислены и добровольно уплачены в соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ; правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении N 32-П, не предусматривает возможности возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не являющихся излишне уплаченными. Также выражает несогласие с выводами суда о соблюдении давностного срока для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Определениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020, 23.03.2020 жалобы управления Пенсионного фонда, отделения Пенсионного фонда были приняты к производству апелляционного суда. Дело к судебному разбирательству назначено на 31.03.2020 на 10 час. 00 мин.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 производство по жалобам заинтересованных лиц было приостановлено в целях исполнения постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808.
Определением от 01.06.2020 апелляционный суд, учитывая, что в настоящее время обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по жалобе, отпали, назначил судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по апелляционным жалобам заинтересованных лиц отделения Пенсионного фонда и управления Пенсионного фонда на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2020 года по делу N А60-58212/2019 и проведении в этом же заседании судебного разбирательства на 28.07.2020 на 12 час. 00 мин.
В судебном заседании 28.07.2020, учитывая, что основания для приостановления производства по жалобам отпали, возражения со стороны лиц, участвующих в деле, не поступили, суд апелляционной инстанции протокольным определением возобновил производство по апелляционным жалобам и перешел к рассмотрению жалоб по существу.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "СУБР" 28.12.2018 представило в управление Пенсионного фонда уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год, в соответствии с которым были уменьшены суммы начисленных страховых взносов за 2015 г.: на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 181 948 руб., по дополнительным тарифам - 1 483 196,29 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 3 673 732,33 руб.
Во исполнение уточненного расчета 11.01.2019 общество направило в управление Пенсионного фонда заявление на возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 13 338 876,61 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 9 665 144,28 руб.; на обязательное медицинское страхование - 3 673 732,33 руб. (т. 1 л.д. 110-112).
В соответствии с решением начальника управления Пенсионного фонда от 21.02.2019 N 075V09190000570 в период с 21.02.2019 по 19.04.2019 проведена повторная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 плательщиком страховых взносов АО "СУБР".
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 19.06.2019 N 075V10190000368 (т. 1 л.д. 22-30).
В ходе проверки установлено, что в рамках трудовых отношений на основании коллективного договора плательщиком произведены следующие начисления и выплаты своим работникам, которые необоснованно исключены из базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование: 1) компенсация проезда к месту работы и обратно, 2) дотация на питание, 3) оплата путевок работникам, 4) материальная помощь при выходе на пенсию, 5) компенсация травмированным работникам. В нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ в расчетных периодах 2015 г. плательщиком неправильно определена база для начисления страховых взносов. Сумма занижения страховых взносов за 2015 г. согласно повторной проверке составила: на страховую часть - 8 181 948 руб., по дополнительному тарифу (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ) - 1 313 922,75 руб., по дополнительному тарифу (ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ) - 169 273,53 руб., на ОМС - 3 673 732,33 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением Пенсионного фонда принято решение о привлечении АО "СУБР" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.07.2019 N 075V01190000102 (т. 1 л.д. 40-47), на основании которого признано неправомерным исключение из объекта обложения страховыми взносами за 2015 год выплат, производимых обществом своим работникам на основании коллективного договора, в том числе по оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, оплате дотации на питание, компенсации проезда к месту работы и обратно, материальной помощи при выходе на пенсию, компенсации травмированным работникам. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и доначислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. на общую сумму 13 338 876,61 руб.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета; представить корректирующую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за отчетный период 2016 год с учетом доначисленных сумм страховых взносов; представить корректирующие индивидуальные сведения на застрахованных лиц за отчетный период 2015 г.
В связи с тем, что управлением Пенсионного фонда факт излишней уплаты взносов по результатам проведенной выездной проверки установлен не был, на основании ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ отделением Пенсионного фонда по результатам рассмотрения заявления плательщика страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принято решение N 182-981/1 от 01.08.2019 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 г. в размере 13 338 876,43 руб. (т. 1 л.д. 21).
Полагая, что решение управления Пенсионного фонда от 03.07.2019 N 075V01190000102, а также решение отделения Пенсионного фонда N 182-981/1 от 01.08.2019 в оспариваемой части вынесены заинтересованным лицом неправомерно, АО "СУБР" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с учетом уточнения заявленных требований.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что спорные выплаты, произведенные работникам в проверяемом периоде на основании коллективного договора, не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку имеют социальный характер и признаков, позволяющих отнести их к оплате труда, не содержат. Срок давности для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 г. признан судом первой инстанции соблюденным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), являющегося действующим в период спорных правоотношений, данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
В силу условий подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены такие случаи предоставления гарантий и компенсаций (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с получением образования; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В свою очередь, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Подобного рода подход обозначен также Верховным Судом РФ в определении от 23.06.2015 N 310-КГ15-1740 по делу N А08-1114/2014.
В рассматриваемом случае в 2015 году АО "СУБР" начисляло и выплачивало работникам во исполнение условий коллективного договора выплаты социального характера: дотации на питание, оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, материальную помощь в связи с выходом на пенсию, компенсацию проезда к месту работы и обратно; компенсацию затрат на лечение травмированным работникам, которые в соответствии с действующим законодательством РФ и локальными актами общества, не относятся к оплате труда (вознаграждению за труд). В указанный период общество ошибочно включало спорные выплаты в базу для начисления страховых взносов.
Выплата данных компенсационных выплат предусмотрена коллективным договором на 2013-2015 г.г. ОАО "СУБР" (т. 1 л.д. 48-65).
Оплата страхователем за счет собственных средств стоимости проезда работников к месту работы и обратно предусмотрена п. 2.2 коллективного договора, из положений которого следует, что компенсация проезда до места работы и обратно является социальной гарантией работников, предоставляемой в связи с невозможностью работодателем, в случае срыва исполнить принятую на себя обязанность по обеспечению доставки работников, находящихся за чертой города, к месту работы и обратно, а также к месту повышения квалификации.
Остальные спорные выплаты урегулированы разделом 6 коллективного договора "Социальные льготы и гарантии".
Пунктом 6.1 коллективного договора предусмотрена выплата единовременной материальной помощи лицам, увольняющимся в связи с выходом на пенсию по старости, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, производимой в зависимости от непрерывного стажа работы в обществе, исчисляемого с момента последнего трудоустройства.
Согласно п. 6.17 коллективного договора работникам предприятия производится дотация на питание в соответствии с Положением "Об организации дотационного питания работников ОАО "СУБР".
Соответствующее Положение на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 было введено в действие приказом от 25.12.2014 N СУБР-2014-433 (т. 1 л.д. 107, 108-109). Из содержания п. 1.2 указанного Положения усматривается, что размер дотации на питание и условия ее предоставления одинаковы для всех работников общества и не зависят от их квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, занимаемой должности, а также результатов работы.
Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и компенсация работникам, получившим производственную травму, дополнительных затрат в период лечения, регламентированы п.п. 6.20, 6.21 коллективного договора, по смыслу положений которых данные выплаты не связаны с оплатой труда и трудовым результатом, имеют своей целью оздоровление и восстановление физических способностей работников, которое не зависит от трудовых успехов работника, не являются вознаграждением за труд, не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Проанализировав природу указанных выплат, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты отнесены в коллективном договоре к выплатам социального характера, не носят систематический характер, не связаны с исполнением работниками общества своих трудовых обязанностей, не являются стимулирующими, не зависят от трудового вклада работника, его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в связи с чем, не подлежали обложению страховыми взносами.
Коллективный договор, на основании которого осуществляются указанные выплаты, заключен в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая способствует стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
Позиция заявителей жалоб относительно того, что спорные выплаты являются иными выплатами, предусмотренными законодательством, осуществляемыми в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению страховыми взносами, поскольку в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержится исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в числе которых спорные выплаты не поименованы, не основана на нормах материального права.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Само по себе невключение указанных выплат в приведенный в Законе перечень не исключает возможности их квалификации как не связанных с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Предоставляемые работодателем своим работникам социальные гарантии и блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими служебных обязанностей, что в рассматриваемом случае не установлено. Спорные выплаты, исходя из представленных в материалы дела доказательств, признаны судами носящими исключительно характер социальной поддержки, т.к. не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда. Доказательств того, что спорные выплаты осуществлялись страхователем своим работникам с учетом указанных критериев, т.е. носили системный и стимулирующий характер, зависели от квалификации работников, сложности, качества и количества выполняемой ими работы и фактически представляли собой вознаграждения за труд, заинтересованными лицами в нарушение требований ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено. Соответственно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Данные выводы соответствуют правовым позициям вышестоящих судов, обозначенным выше.
То обстоятельство, что страховые взносы, начисленные АО "СУБР" на суммы выплат своим работникам на дотации на питание, стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, компенсации проезда к месту работы и обратно, материальную помощь в связи с выходом на пенсию, были самостоятельно начислены и добровольно уплачены обществом в соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ, на что в обоснование правомерности своей позиции в жалобах, в том числе ссылаются заинтересованные лица, не может обусловливать законность принятых и оспариваемых заявителем в соответствующей части решений, поскольку обнаруженные заявителем неточности и явились основанием для предоставления АО "СУБР" 28.12.2018 в управление Пенсионного фонда уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год, в соответствии с которым суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2015 г. были уменьшены.
Обстоятельствам соблюдения срока на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 г. судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Как следует из части 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Применительно к части 6 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527 изложена правовая позиция о том, что юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год.
Суд, руководствуясь позицией вышестоящих судов, исходя из того, что на основании п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ срок представления расчетов по страховым взносам по итогам расчетного периода (календарный год) установлен не позднее 20 февраля следующего года, т.е. за 2015 год - не позднее 20.02.2016, расчет страховых взносов по итогам 2015 года был представлен обществом в Пенсионный фонд 18.02.2016, а заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год направлено 11.01.2019, пришел к выводу о том, что установленный ст. 27 Федерального закона N 212-ФЗ трехлетний срок на возврат переплаты за 2015 год АО "СУБР" пропущен не был.
Доводам заявителей жалоб со ссылками на уплату страховых взносов в виде ежемесячного платежа в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж и, как следствие, имевшуюся у общества возможность устанавливать свои излишне уплаченные страховые взносы ежемесячно, обратившись с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сроки, установленные ч. 13 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение трех лет с даты уплаты взносов, а не даты предоставления годовой отчетности, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Как верно указал суд, уплата ежемесячных обязательных платежей в соответствии со ст. 10, 15 Федерального закона N 212-ФЗ не дает возможности определить реальный размер переплаты, который с учетом расчетного периода может быть определен только после итогового исчисления суммы страховых взносов за год, то есть не раньше срока представления годового расчета.
Апелляционный суд оснований для иных суждений по существу спора и переоценки выводов суда по доводам, приводимым в жалобах, не усматривает.
С учетом изложенного, оспариваемые в части решение управления Пенсионного фонда о привлечении АО "СУБР" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.07.2019 N 075V01190000102 и решение отделения Пенсионного фонда N 182-981/1 от 01.08.2019 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 г. с учетом уточнения заявленных требований, касающихся уменьшения заявленной к возврату суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, у которых наступил страховой случай с установлением страхового обеспечения по ОПС, правомерно признаны недействительными судом, нарушающими права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционных жалоб заинтересованных лиц следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ управление Пенсионного фонда и отделение Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2020 года по делу N А60-58212/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58212/2019
Истец: АО СЕВУРАЛБОКСИТРУДА
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ СЕВЕРОУРАЛЬСКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ