Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2020 г. N Ф05-16610/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А40-283016/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Л.А.Москвиной, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-283016/19
по заявлению Компании с ограниченной ответственностью БАРНДЕЙЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Республика Кипр) в лице Представительства в г. Москва
к Управлению Росреестра по г.Москве
третье лицо: ООО "Он Клиник люкс"
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Елисеева О.Е. по дов. от 21.08.2019; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Компания с ограниченной ответственностью БАРНДЕЙЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Республика Кипр) в лице Представительства в г. Москва (далее - заявитель, Компания) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) по приостановлению государственной регистрации Дополнительного соглашения N 1 от 19.06.2019 к Договору аренды N Вр/АР-07/19 от 24.05.2019, выразившихся в уведомлении от 02.09.2019 N 77/011/223/2019-6550 о приостановлении государственной регистрации Дополнительного соглашения N 1 от 19.06.2019 к Договору аренды N Вр/АР-07/19 от 24.05.2019 в отношении нежилых помещений, являющихся частью здания, с кадастровым номером: 77:01:0006023:1126, расположенного по адресу: город Москва, ул. Воронцовская, д. 13/14, стр. 9, заключенного между КОО БАРНДЕЙЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Республика Кипр) в лице Представительства в г.Москва и ООО "Он Клиник люкс", о возложении обязанности произвести государственную регистрацию Дополнительного соглашения N 1 от 19.06.2019 к Договору аренды N Вр/АР-07/19 от 24.05.2019 в отношении нежилых помещений, являющихся частью Здания, с кадастровым номером: 77:01:0006023:1126, расположенного по адресу: город Москва, ул. Воронцовская, д. 13/14, стр. 9, заключенного между КОО БАРНДЕЙЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Республика Кипр) в лице Представительства в г.Москва и ООО "Он Клиник люкс".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, между Компанией (далее - "Арендодатель") и ООО "Он Клиник люкс" (далее - "Арендатор") был заключен Договор аренды N Вр/АР-07/19 от 24.05.2019 (далее - "Договор аренды"), зарегистрированный в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 15.08.2019 г. за регистрационной записью N 77:01:0006023:1126-77/011/2019-5, согласно которому заявитель предоставил Арендатору в аренду нежилое здание, общей площадью 2 161,30 кв.м., с кадастровым номером: 77:01:0006023:1126, расположенное по адресу: город Москва, ул. Воронцовская, д. 13/14, стр. 9 (далее - "Здание").
Указанное здание 24.05.2019 передано заявителем Арендатору по Акту передачи для подготовительных мероприятий в здании в целях аренды.
Между заявителем и Арендатором 19.06.2019 было подписано Дополнительное соглашение N 1 (далее - "Дополнительное соглашение") к Договору аренды, согласно которому стороны пришли к соглашению изменить предмет Договора аренды.
Так, согласно пункту 3 Дополнительного соглашения предметом является часть Здания, а именно нежилые помещения общей площадью 1077,3 кв. м.: подвал, помещение I, состоящее из комнат N N 1,2,3,4,5; 1 этаж, помещение I, состоящее из комнат NN 1,2,3,4,5,6,6а,7,8,9,10; 1 этаж, помещение II, состоящее из комнат NN 1,2,3,4,5,6,7,8,8а,9,10,10а,11,11а,12,12а; 1 этаж, помещение, состоящее из комнат NN А,а,Б,б,а1; 2 этаж, помещение II, состоящее из комнат NN 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12; 2 этаж, помещение, состоящее из комнат NN А,Б; 4 этаж, помещение I, состоящее из комнат NN 1,1а,2,3,4,5,6,7,7а,7б,8 (далее - "часть Здания"), в соответствии с Поэтажным планом от 25.12.2013 г., выданным Бауманским территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы, и Экспликацией от 26.12.2013 г., выданным Бауманским территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы (Поэтажный план и экспликация прилагаются).
Арендатор вернул заявителю часть здания по акту возврата от 19.06.2019.
Заявителем 22.08.2019 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было направлено заявление о государственной регистрации Дополнительного соглашения, поскольку все изменения и дополнения к Договору аренды как часть этого договора также подлежат государственной регистрации на основании п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 02.09.2019 N 77/011/223/2019-6550 государственная регистрация Дополнительного соглашения к Договору была приостановлена сроком на 3 месяца: с 02.09.2019 до 02.12.2019.
Основанием для приостановления государственной регистрации послужило то обстоятельство, что заявителем не представлен в Управление технический план на часть Здания, передаваемую в аренду.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в отношении следующих видов объектов недвижимости: земельный участок, здание, сооружение, помещение, машиноместо, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид.
Соответственно, здание, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрированы права, является одним из предусмотренных законом видов объектов недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 данного Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
Как следует из материалов дела, Общество представило на государственную регистрацию права собственности необходимый пакет документов, отражающих информацию о передаче в аренду части Здания и наличии у заявителя права на него.
Стороны при заключении Дополнительного соглашения к Договору аренды согласовали состав, расположение и площадь помещений, передаваемых в аренду. Спор относительно имущества, являющегося объектом аренды, местоположения, границ и площади объектов аренды, между сторонами отсутствует.
Условия Дополнительного соглашения в совокупности со сведениями и графической информацией, содержащейся в имевшемся у Управления техническом плане Здания, позволяют достоверно установить часть здания, подлежащую передаче в аренду по Дополнительному соглашению.
Доводы Управления о том, что основанием для кадастрового учета такой части помещений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ должен быть технический план на эту часть помещений, а также о том, что технический план на переданную в аренду часть помещений необходим для кадастрового учета этой части помещений, так как согласно ст. 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, содержащий, в том числе, сведения о части помещений, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объекте недвижимости (части помещений), которому присвоен кадастровый номер, не принимаются судом во внимание.
Основанием для кадастрового учета части Здания в данном случае в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ и в корреспонденции с п. 5 ст. 44 Закона N 218-ФЗ, является само Дополнительное соглашение к Договору аренды.
В ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части Здания сведения о передаваемой в аренду части Здания, так как право собственности заявителя на Здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним а, значит, в соответствии с ранее действующими нормами Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., само Здание было ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Сведения о Здании и о его частях, содержавшиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственном кадастре недвижимости на сегодняшний момент являются актуальными.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.11.2016 учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Доводы Управления, что в отсутствие технического плана невозможно индивидуализировать объект недвижимого имущества не соответствует закону. Объект аренды индивидуализирован в Дополнительном соглашении к Договору аренды, основанием для кадастрового учета части Здания в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона и п. 5 ст. 44 Закона является само Дополнительное соглашение к Договору аренды.
Индивидуализация недвижимого имущества как объекта арендных отношений для целей государственной регистрации осуществляется компетентными органами в процессе кадастрового и технического учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости. При техническом учете происходит описание реально существующего объекта недвижимости, при этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений - стены, перегородки, потолки и т.п., что является не только описанием, но и подтверждением юридического факта существования предмета аренды.
Арендодатель и Арендатор в соответствии со статьей 607 ГК РФ исчерпывающе указали в Дополнительном соглашении к Договору аренды все данные, позволяющие определенно установить часть здания, подлежащую передаче Арендатору в качестве объекта аренды. Указанные в Дополнительном соглашении к Договору аренды данные содержатся в ЕГРН.
Данная позиция суда согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, согласно которой если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом: данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным".
Аналогичный подход отражен в Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 г. N 306-КГ16-17844 и Определении Верховного Суда РФ от 16.01.2017 г. N 306-КГ 16-18329.
При таких обстоятельствах у Управления имелись все сведения о части Здания, а также, все основания для осуществления государственной регистрации Дополнительного соглашения от 19.06.2019 к Договору аренды N Вр/АР-07/19 от 24.05.2019 г.
Таким образом, действия по приостановлению государственной регистрации, выразившиеся в уведомлении Управления от 02.09.2019 N 77/011/223/2019-6550 о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения N 1 от 19.06.2019 к Договору аренды от 24.05.2019 NВр/АР-07/19, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Компании в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-283016/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283016/2019
Истец: Представительство компании с ограниченной ответственностью "БАРНДЕЙЛ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (республика Кипр) г. Москва"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ОН КЛИНИК ЛЮКС"