Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 октября 2020 г. N Ф02-4724/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А74-12698/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от заявителя - Прокурора города Абакана: Федорченко М.С., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "03" июня 2020 года по делу N А74-12698/2019,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Абакана (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243, далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.10.2019 о прекращении производства по делу N 019/9.21-441/2019 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество), администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006506, ОГРН 1061903000961, далее - администратция); общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Сервис" (ИНН 1903006799, ОГРН 1021900699370, далее - ООО "Гранд-Сервис").
Решением от 03.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "МРСК Сибири" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган представил в материалы дела отзыв, в котором изложена позиция относительно доводов жалобы.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев поступившее в материалы дела ходатайство ПАО "МРСК Сибири" об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку заявитель не обосновал невозможность рассмотрения спора в судебном заседании апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
В результате проведенной прокурором проверки филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" о соблюдении законодательства, регламентирующего функционирование и обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства, а также соблюдение прав потребителей, установлено следующее.
11.07.2019 между администрацией (Заявитель) и ПАО "МРСК Сибири" (Сетевая организация) заключен договор N 20.19001714.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 1 договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 115 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,40 кВт; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств отсутствует.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26.12.2018 N 9-П и составляет 11 765 рублей 88 копеек.
22.01.2019 между обществом (Заявитель) и ПАО "МРСК Сибири" (Сетевая организация) заключен договор N 20.1900.5.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу пункта 1 договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,40 кВт; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств отсутствует.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26.12.2018 N 9-П и составляет 2107 рублей 02 копейки.
28.08.2019 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ПАО "МРСК Сибири" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое с материалами проверки направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (вх. N 4877 от 11.09.2019).
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04.10.2019 производство по делу N 019/04/9.21-441/2019 об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием в действиях ПАО "МРСК Сибири" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Прокурор, не согласившись с вынесенным постановлением управления, оспорил его арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований прокурора, неправомерности решения управления и наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
В пункте 9 Правил N 861 определен перечень сведений указываемых заявителем в заявке в зависимости от конкретных условий (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил).
Пунктом 10 Правил N 861 определены документы, прилагаемые к заявке.
Правилами присоединения утверждены типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения, а также технические условия, являющиеся приложением к типовому договору.
Приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), которые определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при соблюдении условий, рекомендованных методическими указаниями. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
В случае если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В соответствии с абзацем 7 пункта 87 Основ ценообразования лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Из вышеизложенного следует, что на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть объективно предоставлена ему сетевой организацией. И только при предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
Предусмотренный Правилами N 861 порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения устанавливает обязанность сетевой организации обеспечить возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, ни общество, ни администрация не выбирали вид ставки, ПАО "МРСК Сибири" сведения относительно выбора указанными лицами вида ставки либо выбора в качестве ставки платы для расчета платы за технологическое присоединение его энергопринимающих устройств ставки платы за единицу максимальной мощности, ни в прокуратуру, ни в управление, ни суду не представило.
Общество и управление не обосновали, как на этапе заключения договора технологического присоединения, заявитель может выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Проекты договоров и прилагаемые к ним приложения не содержат информации либо альтернативного расчета, позволяющих заявителю осуществить выбор вида ставки платы за технологическое присоединение.
Факт включения сетевой организацией в спорные договоры условий о размере платы за технологическое присоединение, значительно превышающем альтернативный вариант исчисления указанной платы, не обеспечив администрации и обществу выбор вида ставки платы, подтверждается материалами дела и является нарушением прав заявителей на справедливые договорные условия.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ПАО "МРСК Сибири" в рассматриваемых случаях пунктов 15, 16 Правил N 861, пункта 87 Постановления N1178, пункта 7 Методических указаний N1135/17, что выразилось в направлении администрации и обществу проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на условиях заведомо невыгодных для заявителей, сформировав существенные условия договоров о размере платы за технологическое присоединение таким образом, что у заявителей отсутствовала возможность самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение и заключить договоры на более выгодных условиях, что привело к завышению цены договоров для заявителей на 9 567 рублей 98 копеек и на 572 рубля 32 копейки, соответственно.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о преждевременности прекращения управлением производства по делу N 019/9.21-441/2019 об административном правонарушении. В связи с чем, применительно к положениям статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое постановление от 04.10.2019 о прекращении производства по делу N 019/9.21-441/2019 об административном правонарушении признал незаконным, отменил в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" июня 2020 года по делу N А74-12698/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-12698/2019
Истец: Прокуратура города Абакана
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, ООО "Гранд-Сервис", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", Прокуратура г. Абакана
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4724/20
28.07.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3086/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12698/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12698/19