Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф05-19392/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А40-145156/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Арбат" и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2018 по делу N А40-145156/19 (144-1016)
по заявлению индивидуального предпринимателя Рябова Дмитрия Дмитриевича
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Арбат"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Денисов С.И. по дов. от 16.03.2020; |
от ответчика: |
Ивашурина А.А. по дов. от 25.12.2019; |
от третьего лица: |
Павлова И.А. по дов. от 27.03.2020; |
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рябов Дмитрий Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду публичного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89, имеющего адресный ориентир г. Москва, ул. Ермакова Роща, вл. 7б, стр. 1-10, выраженного в уведомлении от 26.04.2019 N 33-5-48279/19-(0)-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Арбат" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019 заявленное требование удовлетворено; на Департамент возложена обязанность направить в адрес предпринимателя проект договора аренды упомянутого участка в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, Департамент и учреждение подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представители Департамента и учреждения поддержали свои апелляционные жалобы по изложенным в них доводам. Представитель предпринимателя против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель является собственником комплекса объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ермакова Роща, д. 7б, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10.
В целях оформления земельно-правовых отношений с городом Москвой предприниматель на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89, имеющего адресный ориентир г. Москва, ул. Ермакова Роща, вл. 7б, стр. 1-10.
Письмом от 26.04.2019 N 33-5-48279/19-(0)-1 Департамент сообщил об отказе в предоставлении предпринимателю государственной услуги на основании пункта 2.10.1.2 Административного регламента (приложение N 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП), указав в качестве обоснования на пересечение границ испрашиваемого участка с границами образованного в результате его раздела участка с кадастровым номером 77:01:0004044:2789, предоставленного в безвозмездное пользование учреждению по договору от 26.05.2017 N М-01-609914, а также на то, что границы зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004044:1010 и 77:01:0004044:1012 частично расположены за пределами границ испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что приведенные в решении Департамента основания не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем предпринимателю незаконно отказано в реализации права на приобретение в аренду испрашиваемого участка.
Апелляционный суд вопреки доводам Департамента и учреждения, приведенным в апелляционных жалобах, считает выводы суда правильными основываясь на следующем.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Отказывая в предоставлении государственной услуги, Департамент сослался на то, что на основании распоряжения от 23.09.2016 N 27322Б был произведен раздел испрашиваемого земельного участка, в результате чего был образован участок с кадастровым номером 77:01:0004044:2789 площадью 2 821 кв.м., вместе с тем в сведения государственного кадастра недвижимости не были внесены соответствующие изменения в части площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89, в связи с чем в настоящее время имеет место наложение границ данных земельных участков, а именно участок с кадастровым номером 77:01:0004044:2789 фактически находится внутри границ участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2017 по делу N А40-256441/2016 распоряжение Департамента от 23.09.2016 N 27322Б о разделе участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89 было признано недействительным как несоответствующее земельному законодательству, поскольку оно было издано без согласия предпринимателя, который до 14.01.2017 являлся арендатором спорного участка на основании договора аренды от 30.01.2003 N М-01-022885.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2017 по делу N А40-107319/2017 предпринимателю было отказано в удовлетворении требования об оспаривании одностороннего отказа Департамента от указанного договора, вместе с тем суд указал, что предприниматель не лишен права обратиться в Департамент по вопросу предоставления этого земельного участка в аренду.
Таким образом, учитывая, что раздел спорного земельного участка был произведен незаконно, предпринимателю не может быть отказано в реализации исключительного права по мотиву пересечения границ спорного и вновь образованного участков.
Иной подход фактически означает возложение на предпринимателя негативных последствий неправомерных действий уполномоченного органа по изданию указанного распоряжения, что является недопустимым, а соответствующие последствия подлежат устранению самим уполномоченным органом.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд также отклоняет ссылку Департамента на то, что участок с кадастровым номером 77:01:0004044:2789 передан в безвозмездное пользование учреждению по договору от 26.05.2017 N М-01-609914, который до настоящего момента является действующим.
Данный договор является недействительным (ничтожным) по пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречит пункту 2 статьи 11 ЗК РФ (участок являющийся предметом данного договора образован без согласия предпринимателя) и нарушает право предпринимателя на получение в аренду спорного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:89.
Частью 31 статьи 34 Закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" за органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности закреплено право на принятие до 1 января 2020 г. решений об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, в том числе и по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 5 статьи 4.1 Закона города Москвы 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия уполномоченным органом до 1 января 2020 г. решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов является, в том числе расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка.
В качестве основания для отказа предпринимателю в предоставлении испрашиваемой услуги Департамент также указал, что границы зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004044:1010 и 77:01:0004044:1012 частично расположены за пределами границ испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем заявителем в материалы дела был представлен акт обследования спорного земельного участка, составленный кадастровым инженером, из содержания которого следует, что имеющееся по данным ЕГРН наложение границ указанных зданий на соседний участок является несущественным и подпадает в рамки нормативной погрешности площади спорного участка ( 43 кв.м.).
Таким образом, ссылка Департамента на указанное обстоятельство не может быть принята во внимание.
В апелляционной жалобе Департамент также указал на то, что предприниматель не доказал необходимость использования всего земельного участка указанной площади (в частности той его части, которую составляет участок с кадастровым номером 77:01:0004044:2789) для эксплуатации приобретенных им объектов недвижимого имущества.
Между тем апелляционный суд отмечает, что в оспариваемом отказе Департамент не ссылался на несоразмерность площади испрашиваемого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Вместе с тем из материалов дела следует, что ранее весь спорный участок площадью 14 939 кв.м. был предоставлен для эксплуатации зданий и территории под автодормехбазу правопредшественнику заявителя - ГУП ДХИБ "Пресненское" по договору аренды от 30.01.2003 N М-01-02288, в свою очередь Департамент документально подтвержденный расчет, обосновывающий, что для эксплуатации данных объектов требуется участок меньшей площади не представил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем заявленное требование было правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2018 по делу N А40-145156/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145156/2019
Истец: Рябов Дмитрий Дмитриевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА АРБАТ"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19392/20
27.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6893/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-145156/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-145156/19