город Москва |
|
27 июля 2020 г. |
дело N А40-315390/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Редметконцентрат" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020
по делу N А40-315390/19
по заявлению ООО "Редметконцентрат" (ОГРН 1097746433597)
к ИФНС России N 23 по г. Москве (ОГРН 1047723040640)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Дунаев С.А. по доверенности от 09.01.2020;
установил: решением арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Редметконцентрат" требований о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 23 по г. Москве от 22.11.2019 N 20-16/783П/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 119.350 руб., отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель органа налогового контроля в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 21.05.2015 между ООО "Редметконцентрат" и ООО "Юнитранс оператор" заключен договор транспортного экспедирования N 21052015.
В уполномоченном банке (ПАО "Росбанк") по договору открыт паспорт сделки от N 17070055/2272/0019/4/1 от 27.07.2017.
В ходе проверки органом налогового контроля установлено, что ООО "Редметконцентрат" в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не обеспечен возврат в Российскую Федерацию 477.400 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" в виде авансового платежа за невыполненные работы, не оказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором от 21.05.2015.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст. 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
На основании п. 1 ст. 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).
Согласно ч. 1.1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи
им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в ч. 1.1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что, исполняя условия договора от 21.05.2015 ООО "Редметконцентрат" перечислило на счет ООО "Юнитранс Оператор" авансовые платежи: 24.04.2018 на 151.400 руб. платежным документом от 24.04.2018 N 40 (сведения о валютных операциях по платежному документу от 24.04.2018 N 40 на сумму 151.400 руб. представлены в уполномоченный банк 24.04.2018 (приняты банком 24.04.2018 без нарушения сроков представления).
Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа на сумму 151.400 руб. - 20.05.2018, что также отражено в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля по контракту; 11.05.2018 на 85.000 руб. платежным документом от 11.05.2018 N 49 (сведения о валютных операциях по платежному документу от 11.05.2018 N 49 на сумму 85.000 руб. представлены в уполномоченный банк 11.05.2018 (приняты банком 11.05.2018 без нарушения сроков представления).
Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа на сумму 85.000 руб. - 20.05.2018, что также отражено в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля по контракту; 18.05.2018 на 241.000 руб. платежным документом от 18.05.2018 N 54 (сведения о валютных операциях по платежному документу от 18.05.2018 N 54 на сумму 241.000 руб. представлены в уполномоченный банк 18.05.2018 (приняты банком 18.05.2018 без нарушения сроков представления).
Сведения содержат ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации в счет осуществленного ООО "Редметконцентрат" авансового платежа на сумму 241.000 руб. - 20.05.2018, что отражено в разделе II "Сведения о платежах" Ведомости банковского контроля по контракту.
Согласно п. 2.24 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о
единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" предусмотрено, что при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Ожидаемые сроки репатриации валюты Российской Федерации определяются резидентом самостоятельно на основании условий договора, принятого на учет уполномоченным банком.
При определении ожидаемого срока репатриации валюты Российской Федерации к сроку исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему прибавляется срок, который в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для него
работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Учитывая условия договора N 21052015 от 21.05.2015 и необходимые сроки для оформления документов, ООО "Редметконцентрат" самостоятельно определен ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации на общую сумму уплаченных авансовых платежей 477.400 руб. - 20.05.2018.
Таким образом, 20.05.2018 у ООО "Юнитранс Оператор" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 477.400 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки и согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 47.400 руб.
Согласно акту оказанных услуг от 30.04.2018 N 2825 на сумму 151.400 руб. (дата подписания акта - 03.10.2019) нерезидентом Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" 03.10.2019 оказана услуга (возмещение стоимости услуг по железнодорожной перевозке) на сумму 151.400 руб.
По акту оказанных услуг от 24.05.2018 N 3037 на сумму 326.000 руб. (дата подписания акта - 03.10.2019) нерезидентом Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" 03.10.2019 оказана услуга (возмещение стоимости услуг по железнодорожной перевозке) на сумму 326.000 руб.
Справка о подтверждающих документах и акт оказанных услуг представлены в уполномоченный банк 11.10.2019 (приняты банком 15.10.2019).
Таким образом, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ ООО "Редметконцентрат" не обеспечен возврат в Российскую Федерацию 477.400 руб., уплаченных нерезиденту Российской Федерации - ООО "Юнитранс Оператор" в виде авансовых платежей, за услуги, не оказанные в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N 21052015 от 21.05.2015 до 20.05.2018.
Данная обязанность исполнена 03.10.2019 с нарушением установленного срока на 500 дней.
Доводы заявителя о том, что услуги по договору транспортного экспедирования
N 21052015 от 21.05.2015 фактически оказаны ООО "Юнитранс Оператор" в срок, не превышающий ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации, указанный в справке о валютных операциях, представленной в ПАО "Росбанк" по отклоняются.
Документы, представленные Банком УК и ООО "Редметконцентрат" не подтверждают своевременное оказание услуг ООО "Юнитранс Оператор" на сумму 477.400 руб. в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N 21052015 от 21.05.2015 до 20.05.2018.
Согласно п. 3.5 договора N 21052015 от 21.05.2015 факт оказания услуг подтверждается актом.
Под документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, понимает акт сдачи-приемки работ. Днем выполнения работ признается дата подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. Иные документы (железнодорожные накладные, декларации на товары) не являются документами, подтверждающими своевременное оказание услуг.
Согласно актам услуги ООО "Юнитранс Оператор" оказаны 03.10.2019, о чем свидетельствует дата подписания актов со стороны клиента (заказчика) - ООО "Редметконцентрат" - 03.10.2019.
В банк указанные акты оказания услуг представлены ООО "Редметконцентрат" в качестве подтверждающих выполнение услуг документов, о чем свидетельствует справка о подтверждающих документах от 11.10.2019 и приложенные к ней акты оказанных услуг.
Таким образом, в период с 21.05.2018 по 03.10.2019 ООО "Редметконцентрат" допущено бездействие, выразившееся не принятии меры по обеспечению исполнения обязательств ООО "Юнитранс Оператор" по оказанию услуг на сумму 477.400 руб., либо обеспечению возврата в Российскую Федерацию перечисленных авансовых платежей на сумму 477.400 руб.
Частью 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Наличие в действиях заявителя события вменяемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, справкой о подтверждающих документах, актами оказанных услуг, ведомостью банковского контроля и иными материалами административного дела.
В деле отсутствуют доказательства невозможности соблюдения обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о виновности общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности налоговым органом допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 15.25 Кодекса составляет 2 года.
Оспариваемое постановление вынесено 22.11.2019, то есть в пределах установленного ст. 4.5 названного Кодекса двухгодичного срока.
Назначение обществу наказания в указанном размере применительно к обстоятельствам настоящего дела отвечает целям административной ответственности, а также конституционным принципам справедливости и соразмерности совершенному правонарушению. Иное из материалов дела не следует и заявителем не доказано.
Рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и создает угрозу причинения вреда безопасности государства, что, в свою очередь, исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, оспариваемое постановление органа налогового контроля является законным.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 по делу N А40-315390/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-315390/2019
Истец: ООО "РЕДМЕТКОНЦЕНТРАТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО Г. МОСКВЕ